Тренд на "Оттепель": почему шестидесятые снова в моде

Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"

Капроновые кофты и нейлоновые чулки, "Доктор Живаго" и самиздат, поэтические чтения в "Политехе" и первый человек в космосе — в Москву пришла оттепель.

На фестивале, посвященном этому периоду советской истории, "Оттепель: лицом к будущему" впервые объединились ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы, Парк Горького и Третьяковская галерея. В последней на этой неделе открывается масштабная выставка, посвященная, пожалуй, самому креативному периоду советской истории. Стихийная ностальгия по 1960-м отражается и в кино, и в моде, и на книжных полках.

Юрий Гагарин и Сергей Королев на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года

Кажется, "таинственная страсть" к тому периоду неслучайно охватила общество именно сегодня. Оттепель, формально продлившаяся совсем недолго, с 1954 по 1968 год, была временем почти ренессансного расцвета во всем — от архитектуры и поэзии до науки и техники.

Люди искренне гордились своей страной и ее достижениями. Высоцкий, Любимов, Вознесенский, Евтушенко, Гагарин, Ландау, Калатозов, Данелия — оттепель подарила десятки имен, которые стали частью истории. Их заслуги никто не может оспорить, как это часто происходит с героями дня сегодняшнего.

Москвичи читают самиздатские газеты, развешанные на одном из зданий на Пушкинской площади в Москве

1960-е сегодня помнят многие, для них эти годы — детство и молодость. То счастливое время, когда деревья были большими, будущее — светлым, фильмы — интересными, стихи — хорошими, проза — современной.

Даже те, кто не застали те годы, знают их по комедиям Рязанова или песням Окуджавы. Выставка об оттепели — место, где могут встретиться бабушка и внук, уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Наша аудитория — все. Это те люди, которые помнят оттепель, те, у кого на этот период пришлась юность их родителей. Это те люди, которых заинтересует эта тема, и, конечно, молодые зрители. Мы рассчитываем на все возрасты и социальные категории, потому что это была эпоха демократической культуры и устранения иерархии между высоким и низким".

Моду на оттепель задало телевидение. В 2013 году на экраны вышел одноименный сериал Валерия Тодоровского — по его словам, "дань памяти тому яркому поколению", к которому принадлежал и его отец, режиссер Петр Тодоровский. Несмотря на претензии к исторической точности, сериал завоевал любовь зрителей и получил премию "Ника".

Кадр из телевизионного сериала "Оттепель"

В прошлом октябре на Первом канале с успехом показали другой тематический ретросериал — "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. За вымышленными именами его героев были выведены яркие представители поколения шестидесятников: Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадуллина, Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

Кадр из телевизионного сериала "Таинственная страсть"

В 2017-м на телеканале "Россия" выйдет еще один сериал – "Оптимисты" режиссера Алексея Попогребского – о молодых дипломатах, которые пришли в МИД в шестидесятые менять мир.

Кадр из телевизионного сериала Таинственная страсть
Таинственная страсть, обрушившая советскую империю

Интерес к сериалам об оттепели напрямую связан с ностальгией по кино того времени. Фильмы шестидесятых привлекают современного зрителя прежде всего своей искренностью, желанием говорить о темах, которые долгое время были под запретом, считает куратор выставки "Оттепель" в Третьяковской галерее Кирилл Светляков.

"Не все понимают, что говорить правду о вещах и ситуациях, связанных с войной, о лагерях – чрезвычайно трудно. Как рассказать, как ты убивал людей на фронте? Шестидесятые вызывают симпатии у зрителей, потому что, в первую очередь, идут ассоциации с кино. Это желание говорить правду было очень важным, но где взять этот язык, как его придумать? Вот это проблематика фильмов оттепели".

Кадр из фильма "Летят журавли"

В 1960-е впервые проговаривается больное и сложное о войне в "Летят журавли" Калатозова и "Балладе о солдате" Чухрая, о плене и концлагерях в "Судьбе человека" Бондарчука, о попытках молодежи найти себя в послевоенной жизни в "Заставе Ильича" Хуциева.

Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов в фильме Кавказская пленница
"Хорошо жить еще лучше": крылатые фразы героев Никулина

При этом фильмы оттепели были наполнены удивительным ощущением надежды. Этот невероятный оптимизм проявился в расцвете жанра комедии. Один за другим на экраны выходили хиты Данелии, Климова и Рязанова: "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Гусарская баллада".

Оттепель – это абсурдистские комедии Леонида Гайдая о приключениях неунывающего Шурика и первые новаторские фильмы Андрея Тарковского – "Иваново детство" и "Андрей Рублев". И, конечно, это лица.

Кадр из лирической комедии Георгия Данелии "Я шагаю по Москве"

Типажи шестидесятых встретить в современном кино практически невозможно, считает кинорежиссер Алексей Попогребский, автор проморолика для выставки "Оттепель".

"Для меня оттепель – это даже не столько материальная культура и стиль, сколько глаза и улыбки, которые каждый из нас помнит: глаза Самойловой, глаза Малявиной, глаза Варлей, улыбка Михалкова в "Я шагаю по Москве". Те вещи, которые нельзя в качестве костюма примерить на актера и выпустить его в кадр. Такие глаза, такие улыбки сегодня найти сложно. Мы не смотрим уже такими глазами в будущее и на сегодняшний день".

Не меньшую роль в те годы играл театр. Флагманами оттепели становятся молодые площадки – "Современник" под руководством Олега Ефремова и "Таганка" Юрия Любимова. Начинающие режиссеры и актеры, трудности с цензурой и помещениями – все это компенсировалось горящими глазами и бешеной энергией.

Артист Театра на Таганке Владимир Высоцкий

Самые смелые спектакли ставились по пьесам современных драматургов – Розова, Володина, Гельмана. По-новому зазвучали произведения Шварца, Брехта и даже Мольера. Культовыми постановками тех лет были "Добрый человек из Сезуана" с Высоцким и Золотухиным  и "Голый король" с Евстигнеевым.

Имена режиссеров, актеров и драматургов знали не хуже звезд кино. На спектакли ломились — как на Западе на концерты "Битлз". Театр превратился в культ, сравниться с которым могло лишь преклонение перед литераторами.

Поэт Евгений Александрович Евтушенко

Сегодня сложно представить, что поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. "Поэт в России больше, чем поэт" – эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше описывала атмосферу оттепели.

"Местом силы", как это модно теперь называть, был Политехнический музей. Послушать Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Окуджаву, Ахмадуллину собирались и рабочие, и интеллигенты. Поэты с энтузиазмом читали стихи в домах культуры при заводах и сочиняли стихи о строительстве ГЭС.

Казалось, исчезла иерархия жанров, культура перестала быть элитарной. Даже андерграундные художественные объединения — типа "Лианозовской школы" или московских нонконформистов — на короткое время смогли выйти за пределы квартирников и выставляться для более широкой публики.

Оттепель вообще была уникальным моментом слияния всех и вся, что в очередной раз объясняет ее актуальность сегодня, когда общество ищет точки соприкосновения.

Художественное полотно "Скорбь народов", созданное в 60-е годы XX века мастерами советского авангарда

Еще один остросовременный феномен тех лет — улучшение отношений с Западом. Начался он с культуры – выставка Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. В 1956 году советские граждане впервые увидели такое современное искусство, и оно произвело ошеломляющий эффект.

Последующие привозные выставки зарубежных мастеров и ответные путешествия советских художников за рубеж только закрепили творческий обмен.

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве

Уже через год в Москве прошел грандиозный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стала "Голубка мира" Пикассо. Вместе с иностранной молодежью по эту сторону железного занавеса хлынула "запрещенка": джаз, книги, кино, живопись, мода.

На улицах царила атмосфера свободы и открытости. Пусть ненадолго, но оттепель показала, что взаимопонимание строится на очень простых вещах.

Культура
Комментарии
8 пользователей оставили 9 комментариев
Прочитал и всё в душе всколыхнулось. Вспомнилось детство, юность, все те мысли и ощущения. Ведь именно так всё и было, энтузиазм, желание познавать новое, вера в свои силы, в то, что мы едины и всё в наших руках. Мечтаю, чтобы всё это вернулось, хотя-бы частично.
motopesik, Сейчас капитализм хуже ГУЛАГа
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена