Кто он – неравнодушный учитель для новой школы?

День учителя - 2016 (23)

Виталий Рубцов, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), академик РАО – специально для МИА "Россия сегодня"

Педагоги часто задаются серьезным вопросом о профессиональной идентичности: "кто Я?"… Для меня совершенно очевидно, что педагог – это специалист, который отвечает за то, чтобы культурно передать ребенку образцы поведения и действия. Он должен социализировать ученика, сделать так, чтобы тот стал культурным человеком. В этом смысле педагог является "государственным уполномоченным".

Учитель-воспитатель: нельзя натаскивать ребенка

Во время урока. Архивное фото
Всемирный день учителя
"История культурного развития ребенка вплотную подводит нас к проблеме его воспитания", – говорил Лев Выготский. Еще в 1930-е годы на стыке противоречий между биологизаторскими и социологическими теориями советский психолог дал миру простой ответ: как только вы закладываете в основу развития ребёнка правильно организованную социальную ситуацию, вы встаете на путь формирования его личности.

Мы можем сколько угодно говорить о любых индикаторах, характеризующих педагога, о его знаниях и умениях. Но если мы настаиваем на том, что педагог выступает посредником между общественным взрослым и ребёнком, то значит, основная его характеристика заключается в его собственной культуре.

Прежде всего, педагог должен быть личностью. Нам нужен учитель, у которого ценностно-смысловой контекст является важнейшей составляющей его профессии. К этому его обязывает сам формат и ответственность за социальные и культурные взаимодействия с подрастающим поколением.

В современной школе нельзя натаскивать ребенка. Наша система образования столкнулась с проблемой, когда через натаскивание пытаются "проскочить" ЕГЭ. Это неверный подход. Как говорил Выготский, ребенок может всё освоить "по типу подражания" – упражняйте ребенка, и он научится выполнять определенные упражнения, но вы упустите ту важную составляющую, которая связана с развитием его личности, воспитанием. А воспитание – очень широкое понятие, его не следует понимать как "натаскивание в норме".

Дети на уроке в школе

Учитель-практик: технологии отрабатываются "в поле"

Педагогическое образование нельзя отрывать от практики работы учителя. Так получилось, что последнее время в этом вопросе было заметное расхождение: педобразование строилось в одном ключе, а требования, предъявляемые к учителю в школе – в другом.

Живущий в приемной семье Сергей (11 лет), Дима (9 лет), живущий в приёмной семье Максим (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (слева направо) на перемене в школе села Сенное в Брянской области
Второе рождение сельской школы: дом, где согреваются сердца
Теперь эти две линии (содержание деятельности учителя и форма его подготовки) должны пересечься. Важный шаг уже сделан в действующем проекте Минобрнауки России, который направлен на обоснование эффективной системы педагогического образования, на подготовку педагога, способного качественно выполнять свою профессиональную деятельность.

Сама жизнь доказала, что если ты готовишь педагога лишь в академической аудитории, то потом в школе 2-3 года уходит на то, чтобы сделать из него реального школьного учителя.

Именно "в поле" отрабатываются эффективные техники, методы и педагогические технологии, причем, не в любом поле, а только там, где накоплен опыт правильной методической работы.

Такая школа должна передавать будущему учителю пакеты работающих инструментов, которыми необходимо овладеть. Например, умение выстраивать индивидуальную траекторию обучения и воспитания любого ребенка – от одаренного до девиантного. Это очень важная часть психолого-педагогической подготовки учителя.

В профстандарте педагога большой раздел посвящен инклюзии в широком смысле слова – способности учителя "включать" в образовательный процесс разных детей, ориентируясь на их способности. Современный педагог обязан уметь это делать. Если же он этого не делает, то об эффективной передаче ребенку образцов поведения и действия не может быть и речи.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Архивное фото
Медведев поблагодарил российских учителей за заботу о детях и нелегкий труд
Должен отметить, что в российском образовательном пространстве сейчас довольно широко представлены разные типы школ и эффективные методики работы с самыми разными детьми. В этом смысле отечественная школа добилась огромных успехов, и я вижу, с каким интересом наших исследователей слушают на международных конференциях.

Новый учитель: из категории "неравнодушный человек"

Кто же этот учитель? В чем его новизна? Простой пример. У меня было два учителя физики. Я ходил на факультатив, а на урок не ходил. Тот учитель, который вел факультатив, был заражен идеей физики, он был "сотворцом" этого знания, соучастником культурного процесса. Именно ситуация "сотворчества" развивает таланты человека.

Учитель физики должен не просто рассказать ребенку закон Ома, а сделать это так, чтобы присутствующие дети "заразились" наукой, захотели понять суть этого закона. Личностные характеристики конкретного педагога заключаются в том, как он относится к своей деятельности, какие ценности для него представляет работа. Если он просто пересказал закон Ома, никакой ученик не обратит на это внимание. В лучшем случае – выучит, а потом быстро забудет.

Если же человек, который в своей работе видит ценность самого знания, знает историю происхождения и применения этого знания, знает великих людей, которые были носителями этого знания, сопровождает само знание неким образовательным контекстом, то перед ребенком такой человек оказывается реальным культурным носителем этого знания.

Слово "культура" здесь ключевое: если я являюсь культурным носителем знания, значит, я осуществляю функцию воспитания. Если я могу увлечь ребенка, то он, может быть, не станет физиком, но увидит перед собой неравнодушного человека.

Первоклассники. Архивное фото
Чему может научить школьный учитель?
"Неравнодушный" – это не определение, а человеческая категория. Мы даже наш университет позиционируем как "университет для неравнодушных людей". Мы работаем со сложными категориями детей. Учитель, который остается равнодушным и не сопереживает, не способен "включить такого ребенка в социальную ситуацию". Но он обязан это сделать.

Новый учитель? Да не новый он. Во все времена в любом обществе передовики в образовании создавали людей, готовых воспроизводить культурные ценности, развивать интеллектуальный и профессиональный потенциал нации. Человеческое общество не должно утратить этот дар, иначе оно перестанет развиваться.

Университет неравнодушных людей

Мнение
Обсуждение
3 пользователя оставили 7 комментариев
  • Что бы ваш ребенок выучился в школе и получил хорошее образование в престижном вузе, нужны деньги и масса свободного времени у родителей или дедушек с бадушками. Ну, и кто выучится? Богатые, обеспеченные дети. Уже видна разница между учащимися 9-11 классов. Одни идут на медали и посещают до 5 кружков и секций, а другие бегают по улицам и трутся в подъездах. Уже в городах выделяются школы , где учат будущих медалистов и на них направлено образование в классах. И не обязательно натаскивать на экзамены, в целом натаскивают на знания. А остальным -другие школы, где дети приходят в класс и где не требуется беглого чтение с листа . Капитализм уже угнездился, не социализм, где каждый гражданин был важен. Что бы поступить в престижный вуз надо уже заниматься с детского сада по многим направлениям.
    16:31
    05.10.2016
  • Что бы ваш ребенок выучился в школе и получил хорошее образование в престижном вузе, нужны деньги и масса свободного времени у родителей или дедушек с бадушками. Ну, и кто выучится? Богатые, обеспеченные дети. Уже видна разница между учащимися 9-11 классов. Одни идут на медали и посещают до 5 кружков и секций, а другие бегают по улицам и трутся в подъездах. Уже в городах выделяются школы , где учат будущих медалистов и на них направлено образование в классах. И не обязательно натаскивать на экзамены, в целом натаскивают на знания. А остальным -другие школы, где дети приходят в класс и где не требуется беглого чтение с листа . Капитализм уже угнездился, не социализм, где каждый гражданин был важен. Что бы поступить в престижный вуз надо уже заниматься с детского сада по многим направлениям.
    16:31
    05.10.2016
  • berezin_77 в ответ пользователю 0855-261203(показатьскрыть)
    0855-261203, в статье речь о другом: образование - базовый элемент в формировании поколений и если этой системе будет уделяться внимание, то уже хорошо. Если будут гранты (или другая помощь) для способных и увлеченных предметом детей, то вообще замечательно.
    А успешное обучение от денег не зависит, больше от поддержки родителей. И тут семью не заменит школа.
    05:09
    06.10.2016
  • 0855-261203 в ответ пользователю berezin_77(показатьскрыть)
    berezin_77, в статье идет речь об образовании детей. Я и высказываюсь по теме. Свой пример. Привели внука в лучшую школу города, где по 5-7 медалистов на класс выпускников. Посмотрели на школьников на линейке. Класс физико -математический: стоят дети 11 класс по виду лет по двадцать два, чуть менее грозно стоят химики - биологи , остальных свели в гуманитарный класс. Учат тех, кто хочет учиться. А хотят учиться дети предпринимателей и чиновников , которые могут оказать и интеллектуальную и финансовую поддержку. Конечно, на передний план выходит семья с семейными ценностями. У кого ценностей больше , у того и выучатся. Но правильно ли это? Не лучше ли как в СССР, где каждый ребенок был ценен для общества и государства? Многие способные с детства дети остаются за бортом цивилизации. Идет гонка за победами на олимпиадах.
    11:41
    06.10.2016
  • berezin_77 в ответ пользователю 0855-261203(показатьскрыть)
    0855-261203, в идеале да, но на практике не работает. Вспомните СССР. Вспомните фильмы последних лет Союза, отношение к "системе". Людям всё давали (пытались), а народу не нравилось. Не ценили, считали что так и надо. Да и "напрягает" "обязаловка". Ну не нравится людям, когда их насильно тащат в светлое будущее, когда заставляют учиться. Это ведь тяжело, учиться-то. А как получали образование, так, значит, программу минимум выполнили - давай, государство, мне должность и оклад и развлечения.
    Так и в школе будет при таком подходе. Все с семьи начинается.
    Другой вопрос, что в государственную программу нужно включать задачи по оздоровлению общества и в первую очередь что-то нужно делать с обыдлением населения.
    16:41
    06.10.2016
  • Для меня совершенно очевидно, что педагог – это специалист, который отвечает за то, чтобы культурно передать ребенку образцы поведения и действия. Он должен социализировать ученика, сделать так, чтобы тот стал культурным человеком. В этом смысле педагог является "государственным уполномоченным".

    Вроде бы сказано все правильно, хотя язык несколько канцелярский. Но чего-то в определении не хватает. Дело в том, что с этим утверждением г-на Рубцова был бы полностью согласен, например, и доктор Геббельс. Определение "государственный уполномоченный" слишком близко к первоначальному значению термина "педагог". Педагогами на родине этого слова называли рабов, которые водили детей к учителю...
    19:04
    06.10.2016
  • 0855-261203 в ответ пользователю berezin_77(показатьскрыть)
    berezin_77, Конечно с семьи начинается. А кто спорит? Только человека формирует общественная система. Обыдление населения и организует капиталистическое общество и государство. Быдлом делает система. Как то Сократа повстречала гетера и сказала, что ты их учишь годы, а я за день уведу многих. На что мудрец ответил, что спускаться по лестнице проще , чем подниматься. Теперь у нас выборочным образованием, эротикой, развлечениями , наркотиками опускают людей в низ, что бы не разбирались в происходящем, не понимали суть капиталистической эксплуатации. Баранов можно стричь и пойдут за пастухом куда угодно, не спрашивая зачем. Результат обыдления имеет свою причину и цель.
    10:55
    07.10.2016
  • berezin_77 в ответ пользователю 0855-261203(показатьскрыть)
    0855-261203, во многом соглашусь, в том числе с тем что это делается целенаправленно. Но где найти баланс? СССР, несмотря на то что там образование было лучшим в мире (на государственном уровне, а не только в элитных школах типа "оксбриджа"), проиграл США. Жизнеспособнее оказалась система, которая допускает существование обыдленного большинства. Как ни цинично это звучит.
    Дайте человеку высшее образование, воспитайте его в духе дворянина 19 века либо романтика 30-60х, сделайте это не для элиты, а в массовом порядке, и я не уверен что это лучший вариант. СССР получил в итоге нытиков 70-х, бунтарей 80-х и бандюков 90-х.
    Да, Дом-2 и всякие камеди качнули маятник в другую сторону так, что просто жуть. Но "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", даже если это мужик сидит в Правительстве. Нахлебаемся с этими детками, а потом решать проблему будем.
    12:55
    07.10.2016
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена