Почему фильм "Сталинград" кого-то оскорбляет

© Art Pictures Studio, (2013)Кадр из фильма СталинградКадр из фильма Сталинград
Наталья Афанасьева размышляет о том, почему любая попытка рассказать о событиях Великой Отечественной войны вызывает в обществе болезненную реакцию.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Почти 18 тысяч человек подписали обращенную к министерству культуры онлайн-петицию, где выдвигаются требования запретить прокат фильма "Сталинград" во всем мире и отозвать его номинацию на "Оскар".

Главная претензия рассерженных зрителей, которые подписали эту петицию – фильм "является неприкрытой героизацией нацизма". Но Федор Бондарчук не виноват. Оживленная дискуссия вокруг "Сталинграда" демонстрирует отсутствие тех самых духовных скреп в современном российском обществе.

Кадр из фильма Сталинград (2013)
Онлайн-петицию о запрете фильма "Сталинград" подписали 5 тысяч человек
Фашистский Джеймс Бонд

Самарец Петр Морозов, инициатор и автор этого обращения, тщательно и подробно, буквально по кадрам объясняет, почему ему показалось, что фильм оскорбляет память о Великой отечественной войне и подвиге советского народа-победителя.

Человек он, видимо, внимательный и дотошный – летом этого года Морозов обратился к директору компании "1С-СофтКлаб" с предложением прекратить продажи компьютерной игры "Company Of Heroes-2" на территории СНГ, потому что советские солдаты представлены в ней "беспринципными разрушителями". Та петиция собрала 29,5 тысячи подписей. И что вы думаете, добился своего – 1С прекратила продажи игры.

Желающих запретить новый фильм Федора Бондарчука тоже, скорее всего, будет немало. У многих зрителей картина вызвала противоречивые чувства.

С моей точки зрения, нельзя не отметить справедливость следующего утверждения автора петиции: "Фактически главным героем фильма является немецкий офицер, который показан как интеллигентная благородная личность". Морозов называет его "Джеймс Бонд немецкого разлива".

Действительно, немецкий офицер Питер Кан показался мне наиболее интересным, глубоким, нетопорным персонажем картины. Прежде всего, видимо, благодаря очень качественной игре актера Томаса Кречмана. И еще, наверное, оттого, что произносил он свои монологи по-немецки. В переводе они производят ощущение некоторой продуманности и внятности.

Дмитрий Пучков, известный также под прозвищем Гоблин. Архивное фото
"Гоблин": герои фильма "Сталинград" не вызывают сопереживания
Тогда как советские герои говорят весь фильм заезженными фразами, как будто "от советского информбюро" – бывший советский зритель вроде бы давно отвык от такого формата, а нынешний, современный вряд ли его оценит. А то, что советские герои говорят уже не "от Совинформбюро", а от себя, как правило, вообще не работает на образ, не развивает его – они вдруг просто произносят вслух какие-то яркие, но не имеющие отношения к моменту, не очень логичные для своего характера фразы.

Например, удивляет, когда капитан Громов нападает на снайпера за то, что тот пристрелил немца, который пошел за водой: "Ты что творишь, идиот, даже животные на водопое друг друга не жрут". Человек, который только что пристрелил, не дрогнув, советского матроса, ответившего ему просто не очень почтительно, вдруг стал таким невозможно моральным!

Вот, собственно, именно поэтому размышления немецкого офицера – о том, что у русских, мол, нет понятий о чести, что, мол, стреляют в спину и так далее – зрители как раз услышали и попытались осознать. И поэтому многие обиделись.

Кадр из фильма Сталинград (2013)
"Сталинград": солидный фильм для солидных господ
Качественный блокбастер с доморощенной драматургией

Уверена: создатели фильма не пытались продемонстрировать лучшие качества фашистов (которые, надо признать, тоже городят немало глупостей в "Сталинграде") и на этом фоне показать советских солдат как тупых и агрессивных исполнителей.

Думаю, авторы "Сталинграда" ставили перед собой вполне понятные цели: снять историю о Сталинградской битве так, чтобы современный, молодой зритель посмотрел с увлечением – ну хотя бы так, как смотрит фильмы про американских героев. И этой цели они вполне достигли.

Что бы ни говорили о фильме "Сталинград", это качественный блокбастер, за который, с визуальной точки зрения, не было бы стыдно и Голливуду.

Однако дело в том, что самая большая проблема современной российской киноиндустрии – это сценаристы. Разрушилась советская традиция – когда сценарий был авторским произведением, имеющим отдельную художественную ценность. А до голливудской системы, видимо, еще далеко: когда над картиной работает целая бригада "сценарных негров", не имеющих особых творческих амбиций, которые оттачивают каждый диалог, каждую сюжетную линию до блеска, переписывают каждую сцену по 1000 раз.

Отсюда такое странное ощущение от современных российских блокбастеров – в них сочетаются вполне себе качественная картинка и какая-то доморощенная драматургия.

Если бы меня попросили коротко и внятно передать сюжетную линию фильма "Сталинград", я бы не смогла. Но при этом есть стойкое ощущение, что не сделали бы этого и сами сценаристы.

Премьера фильма Сталинград в Волгограде, фото с места событий
Волгоградские ветераны поставили "четверку" фильму "Сталинград"
Сила – в правде

Собственно, почти все претензии Петра Морозова можно объяснить именно этим недоразумением: нет никакого злого умысла, все "исторические передергивания" на деле – не более чем сценарные ляпы.

А претензий в петиции выдвинуто целых одиннадцать: от "Патриотизм советских воинов показан как невысокий" до "Отношение немецких солдат к советским – равнодушное". И каждый тезис автор подкрепил конкретными примерами и цитатами из фильма.

Петр Морозов оказался одним из самых благодарных и вдумчивых зрителей "Сталинграда". В одном он неправ: инициатор петиции упрекает создателей в искажении исторической правды, тогда как художественное произведение по определению не должно отвечать за эту правду. Оно отвечает за зрительские эмоции.

И вот здесь как раз и возникает более важная проблема: абсолютно любая попытка сегодня рассказать о событиях Великой Отечественной войны вызывает в обществе очень болезненную реакцию.

Кто бы что ни снял, ни написал, не вспомнил – всегда найдутся те, кто оскорбится, обидится, будет уязвлен. И не было еще ни одного военного произведения, чтобы кто-то не воскликнул: "слава богу, мои ветераны не дожили до этого позора".

Все самые лучшие советские фильмы, те, от которых пробирает дрожь, показывали войну как страшную трагедию. Пытались заглянуть и в человека с другой стороны фронта, увидеть, что он тоже, оказывается, любит свою жену, скучает по детям и страдает от вшей.

Кадр из фильма Сталинград (2013)
Бондарчук рассказал в Москве о своем фильме "Сталинград"
Никакого "разрыва шаблона" в том, что немецкий солдат, который принес столько горя нашей родине, может быть "интеллигентной благородной личностью", советские зрители не испытывали. Ну, потому что это и есть историческая правда – хорошие, семейные, образованные люди могут превратиться в зверей и пойти убивать. Так оно всегда на войне и происходит. Сейчас же почему-то сама такая постановка вопроса кажется некоторым нашим соотечественникам кощунством.

Но советские люди были уверены в Великой Победе и подвиге советских солдат, и никакие "добрые фрицы" не смогли эту веру поколебать. У современного российского общества не осталось никаких незыблемых истин. И, боюсь, никакое патриотическое кино не сможет этого исправить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Комментарии
55 пользователей оставили 91 комментарий
Я - человек прежних, советских взглядов на жизнь и кино. Мне неприятны разверзающиеся рты, изображающие высшую степень "радости и восторга". Не смеются так нарочито картинно в жизни, не радуются так с отвратительно раззявленными ртам!!! А теперь - это стало буквально поветрием, каким-то своеобразным видом спорта: кто кого перезевает и каждый старается "перезевать" коллегу по "радости и веселью". В СССР так никогда не радовались и не хохотали. Есть такие обезьяны, гиббоны кажется, которые зевают друг перед другом, чтобы ввести соперника в ступор, обратить в бегство. Нынешние люди стали уподобляться в выражении своих "фальшивых" эмоций этим обезьянам. И это отвратительно. Также и в кино теперь сплошная ненатуральность. Подстреленный всегда падает не так, как происходит на деле, а обязательно с опрокидыванием на спину, с подпрыгиванием, широко раскинув руки, заранее отрепетировав падение. Это всё напоминает дурно состряпанный спектакль. Крупные планы летящих горящих самолётов, группы охваченных пламенем людей нисколько не "вставляют", т.к. это заранее придуманная пиротехническая "фишка". Весь комплекс этой киношной ненатуральности никак не производит впечатление достоверности и, тем более, употребление современных словечек и фраз (в соседнем фильме про войну в ТВ "Пепел" этого навалом) вконец отбивает охоту к сопереживанию. Может, это модно и стильно в Голливуде, основано на современных технологиях очурбанивания зрителей и достижения особого эффекта отупения - тогда соглашусь. Но это - не жизнь, как и синемордые аватарцы никак не могут стать героями дня.
Скажу, что фильма не видел, но просматривая трейлеры фильма, где как раз напихана вся эта "кино-клюква", у меня напрочь пропало всякое желание посмотреть это кино про войну.
По моему мнению, фильм - гнилой, а сам Бондарчук - "дутый мэтр". Но, запрещать фильм, тем более, когда его УЖЕ! посмотрели миллионы людей - просто глупо! Не надо делать Бондарчуку такую бесплатную "рекламу". Другой вопрос - государственная ИДЕОЛОГИЯ. Если это, например, оголтелый антисталинизм - это одно. Тогда, вопросов нет. А вот если, государство хочет опереться на всю свою историю и принять ее во всем величии и трагизме, в этом случае, оно (государство) имеет право и ДОЛЖНО решать, на что давать $, а что отправлять в
"корзину". Вообще, кино- один из важных индикаторов морально-политического состояния народа, поэтому, если Россия хочет выздороветь, его нельзя отдавать "на откуп" бесталанным маловерам и циничным дельцам. PS.: А со сценаристами, и правда, беда. Впрочем, разве только с ними? Может ли, быть по-другому, после 20 лет подлинного разгрома некогда великой страны? Вот посмотрим, что то будет с новым единым учебником истории. Опять "маньяк" Иван Грозный , "кровавый тиран" Сталин и "репрессии, репрессии, репрессии"?
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена