МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Светлана Давыдова. Сегодня отмечают День железнодорожника, а РЖД в этом году еще и празднует 20-летие. О том, как поезда стали не только средством передвижения, чем помогли санкции, а также о самых интересных туристических маршрутах от Сибири до Абхазии — в материале РИА Новости.
Пути истории
Отмечать праздник начали еще в конце XIX века, 30 октября: именно в этот день в 1837 году отправился первый поезд по прогулочному маршруту Царское Село — Санкт-Петербург.
В 1896-м торжество перенесли на 25 июня, когда погода позволяет массовые народные гуляния, приурочив дату ко дню рождения Николая I. Именно во времена его правления были построены первые магистрали, в том числе Санкт-Петербург — Москва.
После революции праздник отменили, и вернулся он только в 1936-м по приказу Сталина. До 1940-го отмечали 30 июля, но потом передвинули на август, первое воскресенье — тогда единственный выходной день на неделе.
Футурологи ошиблись
С появлением массовой гражданской авиации пассажирским поездам прочили исчезновение, называя их пережитком прошлого.
Но отрасль в России бурно развивается, особенно сейчас, когда часть аэропортов юга закрыта. Санкции тоже помогли: аналоги немецкого Siemens в России, как выяснилось, делать умеют.
Новые вагоны строят в стране давно. Основной разработчик и производитель — "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Традиционно поездам дают "птичьи" названия: "Кукушка", "Дятел", "Стриж", "Сокол", "Орлан", "Иволга", "Сапсан", "Ласточка". И даже "Попугай" — его разработали еще в 1988-м. У этого состава яркая расцветка: голубой, синий и контрастные вкрапления красного.
Сегодня вагоны соответствуют требованиям современных пассажиров, которые хотят не просто быстро добираться до пункта назначения, но и ехать с комфортом, подчеркивает в беседе с РИА Новости заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. Достаточное количество розеток, зарядок для гаджетов, биотуалетов, никого уже не удивишь душем и микроволновкой, а угольные титаны сменились термопотами и кулерами.
Интерьер вагона-ресторана первого туристического поезда "Сочи" во время прибытия на железнодорожный вокзал Сочи из Туапсе в сезоне 2023 года
У проводника можно приобрести не только чай (со знаменитым подстаканником), но и дорожные товары, а также мерч.
"Пять звезд" и даже выше
Первым частным пассажирским поездом категории люкс стал "Гранд-Экспресс" между Петербургом и Москвой, запустили его 15 июля 2005 года. Плацкартных мест там нет. Он изначально задумывался как фешенебельный отель на колесах — с соответствующими ценами, дизайном и обслуживанием.
В 2023-м состав прошел ребрендинг: изменили интерьер всех купе, люксов и ливрею вагонов. Стоимость билетов зависит от класса обслуживания.
Еще один частный перевозчик, "Тверской экспресс", запустил в 2006-м поезд "Мегаполис" повышенной комфортности . А в июле 2023-го — "Ночной экспресс" с впечатляющим стильным черно-золотым узором из лун и звезд, лаундж-дизайном, премиальным постельным бельем и люксовыми принадлежностями. Оба следуют по популярному маршруту Москва — Санкт-Петербург.
Пожалуй, самый роскошный поезд в России — транссибирский экспресс "Золотой орел", датой рождения которого считается апрель 2007-го. Здесь все тщательно продумано для туристических и деловых поездок по самой длинной железнодорожной магистрали в мире. Стоимость билета может превышать один миллион рублей на человека. Компания уже давно вышла за пределы Транссиба — пассажиров возят практически по всей России (в том числе по БАМу) и за рубеж.
Отель на колесах
Железнодорожные круизы последние пару лет — на пике популярности. "Всегда завидовала автомобилистам, которые могут сесть в машину и ехать по какому-то маршруту, осматривая достопримечательности. Хорошо, что железнодорожники придумали для "безлошадных" такие туры. Я уже побывала в нескольких и планирую продолжить. Это уникальная возможность изучить свою страну", — говорит путешественница Наталья Смирнова.
Из плюсов: не нужно заморачиваться с поиском жилья, бегать с чемоданами, да и вид за окном меняется. Изобретение не новое: еще в советское время были, например, "Поезда здоровья", которые колесили по популярным маршрутам с экскурсиями, останавливаясь на день в специальных пунктах с бытовыми удобствами.
«
"Формат позволяет днем осматривать новые города, а вечером возвращаться и полноценно отдыхать. В составы туристических поездов включаются современные вагоны, где предусмотрено все необходимое для комфортного путешествия. А в пути следования о пассажирах заботятся лучшие сотрудники", — прокомментировали в пресс-службе ФПК.
Первым туристическим ретропоездом, который создал холдинг РЖД, стал "Рускеальский экспресс" на паровозной тяге. В дебютный рейс он отправился 1 июня 2019 года и по сей день пользуется ажиотажным спросом.
В 2020-м появился ретропоезд "Сочи". По маршруту Туапсе — Сочи — Гагра он курсирует с конца апреля — начала мая по начало ноября и в новогодние праздники. Основная особенность в том, что вагоны выполнены в стилистике 1980-х, при этом состав полностью соответствует современным требованиям комфорта.
"Важно, что на границе с Абхазией не нужно выходить из поезда и покидать места для прохождения таможенного контроля", — отмечает пресс-служба ФПК.
Про новинки и хиты
Количество туристических составов увеличивается. Сейчас предлагается более 25 различных проектов — и круглогодичные ("В Карелию", "Серебряный маршрут"), и сезонные ("Жемчужина Кавказа" по пяти южным республикам).
Есть и "событийные" составы. Например, "Ко Дню Победы" — к местам боевой славы и мемориалам Великой Отечественной войны или "Цветущая степь", который доступен только в сезон тюльпанов в Калмыкии.
Большой интерес вызывают туры в Карелию, на юг России и в города Русского Севера. Места в такие поезда, как правило, раскупаются задолго до даты отправления. "Чтобы найти нужные билеты по выгодной цене, следует озаботиться организацией путешествия по меньшей мере за три-четыре недели, а еще лучше — за пару месяцев", — советуют эксперты АТОР.
"В этом году появились новинки. Это эногастрономический круиз "К виноградникам у моря" по маршруту Москва — Тамань — Новороссийск — Москва, где предлагают дегустации. Туристы посещают, например, Абрау-Дюрсо, Chateau Tamagne и "Мысхако". А еще "Грушинский экспресс", который вез из Санкт-Петербурга и Москвы на популярный фестиваль авторской песни", — рассказывают в пресс-службе ФПК.
В первое путешествие 4 августа отправился туристический поезд "В долину лотосов". Маршрут Москва — Верхний Баскунчак — Астрахань — Москва рассчитан на четыре дня. За это время туристы могут не только полюбоваться знаменитыми цветами в дельте Волги, но и ознакомиться с культурой и архитектурой столицы области, отведать арбузов и рыбы, искупаться в соленом озере Баскунчак.
Цветущие лотосы в дельте Волги на территории Астраханского биосферного заповедника
"В ноябре туристов ждут новые предложения. К примеру, увидеть суровую красоту Русского Севера, отправившись в поездку в круиз "К северному сиянию" сообщением Москва — Петрозаводск — Мурманск — Вологда — Москва", — говорят в пресс-службе ФПК.
Частные перевозчики тоже организуют такие поездки. Они бывают комбинированные — с проживанием в отелях и питанием в ресторанах. Стоимость — от 20 тысяч до миллиона рублей на человека в зависимости от программы и категории обслуживания.