МОСКВА, 8 июл — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Науку давно волнует вопрос, как водные животные приобретают способность дышать воздухом. Один из удивительных примеров — рыба-ползун, или анабас. Российские ученые изучают его в естественной среде и одновременно помогают восстанавливать традиционные промыслы во Вьетнаме.
Загадка "рыбы-черепахи"
Первые сведения о рыбах, часть жизни проводящих на суше, можно встретить у древнегреческих авторов. Самый известный пример — речной угорь, который может ползать по влажной земле. Большинство же амфибийных рыб обитают в тропиках, поэтому европейские исследователи упоминают о них с началом эпохи Великих географических открытий.
В конце XVIII века немецкий натуралист Маркус Блох составлял энциклопедию по ихтиологии. С юга Индии ему доставили коллекцию из десятков экземпляров, в которой он обнаружил необычную рыбу с головой, напоминающей панцирь. Новый вид ученый назвал "рыба-черепаха". На рисунке того времени она изображена с синими глазами.
Примерно в те же годы в Индию отбыл голштинский натуралист Дагоберт Карл Дальдорф, по некоторым данным — уроженец Москвы. Общество естествоиспытателей Копенгагена поручило ему собрать коллекцию местной фауны. В одной из научных записок он поделился наблюдениями об "окуне", который залез на растущую у пруда пальму, используя колючие плавники и жаберные крышки.
Книга 1861 года. На картинке один анабас выполз из воды, а другой уже залез на пальму
Сообщение Дальдорфа перевели на английский язык, многие европейские издания перепечатали его, попутно приукрашивая. Утверждалось, к примеру, что рыба залезает на дерево, чтобы пить сок или даже пальмовое вино. Знаменитый натуралист Жорж Кювье объединил эти случаи в самостоятельный род, названный им Anabas (от греческого — "восхождение"). Позднее колониальный чиновник Митчел написал заметку в научный журнал со слов слуги, который якобы много раз видел залезающего на деревья анабаса.
Уже в XIX веке некоторые ученые усомнились в этих свидетельствах. В то же время в дравидийском языке и некоторых малайзийских диалектах эту рыбу называют "карабкающейся на дерево", на что обратил внимание в середине XX века американский ихтиолог Хью Смит.
С тех пор анабаса много раз наблюдали живьем, никто из ученых не видел его залезающим на деревья. Причины, даже теоретические, которые бы могли побудить его к этому, неизвестны. И все же вопрос еще не решен, считает кандидат биологических наук Дмитрий Зворыкин, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН (подведомственного Минобрнауки России). Он несколько лет работал в Российско-вьетнамском тропическом центре, детально изложил историю открытия вида в "Архивах естественной истории" и стал первым автором из России в этом британском журнале.
"Недостоверные данные и ошибки играют порой положительную роль. Слухи, сопровождавшие отчеты о рыбах, путешествующих по земле и взбирающихся на деревья, побуждали ученых исследовать этих необычных существ", — говорит биолог.
© Фото : Д. Зворыкин
Анабас в аквариуме готовится схватить добычу
Куда ползут анабасы
Сейчас наука знает множество дышащих воздухом рыб, причем наиболее интересные обитают в тропиках. К ним относится и анабас, или рыба-ползун, одна из самых известных амфибийных рыб. Небольшая, напоминающая окуня, она широко распространена в пресных водоемах Вьетнама, Тайваня, Лаоса, Камбоджи, Малайзии, а также Индии.
В период дождей анабасы укрываются в мелких лужах по берегам рек. Там они размножаются без всякой конкуренции, откладывая многие тысячи икринок. Уже через сутки вылупляются личинки. Подросшая молодь выбирается на сушу и расползается. Большинство погибает, хорошо, если десяток особей достигает половой зрелости.
"Как они выбирают направление, мы до конца не понимаем, — продолжает Дмитрий Зворыкин. — Но такова стратегия выживания этого вида. Берут количеством".
© Иллюстрация РИА Новости . iStock/tagenu
Анабас обитает в Южной и Юго-Восточной Азии. Оттуда он распространился в Индию
В конце XX века зоолог Юджин Балон утверждал, что рыбы какое-то время охраняют икру от хищников, то есть демонстрируют примитивную родительскую заботу. Эта деталь вошла во многие энциклопедии и учебники.
"Откуда он это взял? — задается вопросом Зворыкин. — Такое поведение требует времени и усилий, потомства меньше, но оно лучше выживает. Никто не видел у анабаса родительской заботы. Скорее всего, это миф". Так же как и синие глаза — на самом деле они у этого вида желтоватые или красноватые.
Анабасы ползают по суше, опираясь на плавники и жаберные крышки. Специальных приспособлений для "ходьбы" у них нет. Обычно они перемещаются на короткие расстояния, но иногда преодолевают и метров двести. Во влажных условиях вне водоема они способны находиться по нескольку дней. А вот без воздуха в воде погибают в считанные часы.
"Эта особенность позволяет выжить в водоемах, где другие рыбы существовать не могут. Таким образом вид уходит от конкуренции, что актуально для тропиков", — поясняет биолог.
Анабасы дышат воздухом благодаря лабиринтовому органу, расположенному под жаберными крышками. "Он похож на комок из тонких извилистых пластиночек. За счет большой поверхности у него хорошая эффективность газообмена", — уточняет Зворыкин.
Кроме анабаса лабиринтовый орган есть, к примеру, у популярных аквариумных рыбок — петушков, макропод, гурами.
Ученые установили, что способность выходить на сушу и дышать возникала у рыб многократно на протяжении эволюции, причем независимо у разных групп. Лабиринтовые появились примерно 50 миллионов лет и, скорее всего, произошли от каких-то небольших пресноводных рыб (к амфибиям они отношения не имеют). Анабасы же существуют в неизменном виде уже десять миллионов лет.
Возврат к традициям
Анабас составляет важную часть рациона жителей Юго-Восточной Азии. Согласно археологическим свидетельствам, его употребляют как минимум с каменного века. Рыбу жарят на гриле, тушат в горшочках с другими продуктами, но чаще всего варят, поскольку супы едят на протяжении всего дня.
Анабаса издревле разводят в прудах, нередко совмещая с рисоводством. В наше время из-за активного применения удобрений и пестицидов эта традиция стала угасать. Сейчас ее возрождают при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
"В конце XX века международные программы делали акцент на разведении наиболее эффективных объектов аквакультуры, таких, например, как тиляпии и крупные сомы", — рассказывает Дмитрий Зворыкин. Со временем выяснилось, однако, что эти виды становятся инвазивными и угрожают аборигенной фауне. Поэтому сейчас поощряют разведение мелких аборигенных видов рыб. "Это намного дешевле, проще и безопаснее для окружающей среды. Доступно многим мелким фермерским хозяйствам", — отмечает биолог. Правда, есть нюансы. Если разводить анабаса в прудах, надо использовать гормональные инъекции и особые методы кормления. Здесь как раз и потребовалась помощь ученых.
Будучи массовым видом, анабас помогает решать экологические задачи. Если его выловить или разводить бесконтрольно, неизвестно, что будет с местными биосообществами.
Не в последнюю очередь рыба-ползун — важный объект фундаментальных исследований. Он помогает реконструировать выход животных на сушу. Исследуя рыб, умеющих дышать воздухом и двигаться в другой среде, ученые пытаются понять, как и почему это произошло с предками первых сухопутных существ.