В Евросоюзе не задумываются о последствиях той военной поддержки, которую страны оказывают Украине. О том, к чему может привести воинственная линия Брюсселя, об ответных мерах РФ на введение Украиной визового режима, и о том, возможен ли совместный военный ответ России и Белоруссии на постоянные обстрелы украинской стороной территории РФ в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко.
– Допускает ли Россия возможность задействовать положения военной доктрины Союзного государства России и Белоруссии, предусматривающие совместные решения по отражению нападения, после обстрелов Украиной Курской и Белгородской приграничных российских областей?
– Действительно, военная доктрина Союзного государства, которая, подчеркну, носит сугубо оборонительный характер, предполагает, что применение военной силы, направленное против любого государства-участника, рассматривается как посягательство на Союзное государство в целом. Принятие соответствующих ответных мер в данном случае остается на усмотрение политического и военного руководства России и Белоруссии.
Могу вас заверить, что российские и белорусские военные находятся в тесном контакте и при необходимости дадут отпор любой внешней агрессии. Для этого и создана региональная группировка войск двух стран. Ни у кого не должно быть сомнений, что Россия и Республика Беларусь смогут достойно защитить свой суверенитет и своих граждан.
– Считает ли Россия возможным участие третьей стороны в обмене пленными и задержанными в ходе спецоперации, в числе которых есть граждане стран Европы и США?
– Уделяем большое внимание вопросам обмена пленными и удерживаемыми лицами, держим эту тематику на постоянном контроле. Крайне обеспокоены жестоким обращением украинских силовиков с пленными российскими военнослужащими, бесчеловечными условиями их содержания. В этой связи основная цель – вернуть как можно больше наших людей домой.
Что касается украинских военнопленных, то их дальнейшая судьба может решаться только после рассмотрения конкретных дел судебными органами ДНР и ЛНР. В их компетенцию мы вмешиваться не собираемся. Если они примут решение о возможности включения того или иного задержанного в списки на обмен – после этого будут запущены соответствующие процедуры. Не думаем, что привлечение в эту работу "третьих лиц" будет иметь какую-либо добавленную стоимость.
– Усилия киевского режима в последнее время направлены на разрушение всех связей между нашими странами, разрыв контактов между обычными гражданами России и Украины. Именно поэтому россиянам, у многих из которых есть родные и близкие на Украине, с 1 июля Киев запретил въезд в страну без виз.
Вопрос наших ответных мер в настоящее время обсуждается. При этом мы обязаны учитывать целый ряд факторов, в том числе гуманитарных. Принятие нами зеркальных мер путем введения визового режима для граждан Украины может негативно сказаться на рядовых украинцах, прежде всего беженцах, которые следуют в нашу страну в гуманитарных целях или спасаются от преследований украинских силовиков и националистов, а также на связях с родственниками, проживающими в России.
До 1 января 2023 года, когда окончательно прекратит действовать российско-украинское межправсоглашение о безвизовых поездках, граждане Украины могут продолжать въезжать в Россию без виз.
– Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что тренировочная миссия ЕС по подготовке украинских войск разместится на территории одной из соседних с Украиной стран Евросоюза. Означает ли это, что ЕС по сути становится стороной конфликта на Украине? К каким последствиям может привести этот шаг Брюсселя в контексте боевых действий? Как это может отразиться на отношениях ЕС с Россией?
– Не секрет, что отдельные страны-члены Евросоюза уже занимаются подготовкой ВСУ. Об этом открыто заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель по итогам неформальной встречи министров обороны стран-членов ЕС в Праге 30 августа, где обсуждались перспективы создания упомянутой тренировочной миссии Евросоюза. В ЕС в дополнение к осуществляемым поставкам оружия и военной техники Киеву – по линии "Европейского фонда мира" с февраля на это выделено 2,5 миллиарда евро – видимо, стремятся упорядочить военную деятельность есовских стран на Украине под своим началом. Делают это, не задумываясь о последствиях.
Боррель продолжает выступать с воинствующими заявлениями, которые не имеют ничего общего с дипломатией.
Это свидетельствует о том, что в ЕС не хотят инвестировать в мир на Украине и сохраняют линию на затягивание конфликта. Для этого реализуется сценарий превращения Украины в очаг постоянной напряженности и нестабильности у российских границ.
Все это весьма опасно. Из поставляемого Киеву оружия убивают мирных граждан, женщин и детей. В результате обстрелов разрушается гражданская инфраструктура. Удары наносятся и по критическим объектам, в том числе по Запорожской АЭС. Под угрозой безопасность всего европейского континента.
– Будет ли Москва побуждать партнеров в ЛНР и ДНР отказаться от высшей меры наказания в трибуналах в отношении украинских и иностранных военных преступников?
– Обвинительные приговоры украинским военнослужащим и иностранным наемникам, совершающим военные преступления в Донбассе, выносятся судами Донецкой и Луганской народных республик исходя из обстоятельств каждого конкретного уголовного дела. Изменить меру наказания можно только в соответствии с законодательно закрепленной процедурой – путем подачи в компетентные органы этих стран ходатайства об обжаловании решения суда или прошения о помиловании.
– Молдавия рассчитывает с помощью Евросоюза осуществить военную закупку мобильных платформ и дронов. Можно ли говорить о том, что в Молдавии повторяется "украинский сценарий", когда страны Запада начинают накачивать страну вооружениями якобы из-за "российской угрозы"? По вашему мнению, насколько серьезен риск дестабилизации в Молдавии?
– Мы неоднократно выражали обеспокоенность в связи с активным вовлечением Молдавии в плотное сотрудничество с евроатлантическими структурами в военной и военно-технической сферах. Выделение по линии ЕС практически равного годовому военному бюджету страны объема помощи на покрытие расходов, связанных с предоставлением нелетальной военной техники, в том числе мобильных платформ и дронов, вызывает серьезные вопросы относительно истинных целей такой политики, особенно на фоне откровенно враждебной линии Брюсселя в отношении России.
Безусловно, обеспечение собственной безопасности является внутренним делом каждого государства. Однако представляется сомнительным, что ее укреплению будет способствовать резкое накачивание военного потенциала республики, официально декларирующей свой нейтральный статус.
– Президент Молдавии Майя Санду ранее поручила послам в зарубежных странах искать альтернативные источники газа. Параллельно с этим премьер-министр страны заявила, что Кишинев должен готовиться к возможному прекращению поставок энергоресурсов из России. Допускает ли Москва, что за заявлениями может последовать реальный разрыв контракта, тем более что "Молдовагаз" расплатился только за июльские поставки газа и попросил отсрочку на август?
– Мы неоднократно подчеркивали, что вопросы поставок российского газа в Молдавию и оплаты за него находятся сугубо в коммерческой плоскости и относятся к ведению ПАО "Газпром", которому и следовало бы их адресовать. Могу только отметить, что российская сторона свои обязательства по данному контракту исполняет в полном объеме. В ответ на упомянутое вами обращение АО "Молдовагаз" была предоставлена отсрочка по внесению аванса за поставки газа в августе. Исходим из того, что молдавская сторона в дальнейшем будет исполнять свои контрактные обязательства в полном объеме и в срок.