Мария Ващук, РИА Новости
Фотографическая династия, основанная Карлом Буллой – важный феномен в истории не только фотографии, но и нашей страны. Карл Булла был одним из первых фотографов, получивших разрешение на уличную фотосъемку. На протяжении многих лет он не пропускал ни одного значимого события – от великосветского приема до обеда в столовой для бедняков, от празднования 300-летия дома Романовых до наводнения в Санкт-Петербурге.
После 1916 года Карл Булла отошел от дел, но его сыновья Александр и Виктор продолжили семейное дело. Они оставили нам уникальные кадры революционных событий 1917 года и фотографии первых десятилетий становления советской власти.
История династии трагически пресеклась в период сталинских репрессий: оба брата были репрессированы. Государству достался богатейший архив, благодаря которому мы можем увидеть события тех лет и почувствовать дух той эпохи.
"Будьте поживее, не сидите натянуто"
Основатель династии Карл Булла родился в Пруссии, но в десятилетнем возрасте переехал со своими родителями в Санкт-Петербург. Мальчика определили на работу в фирму "Дюпарт", которая специализировалась на изготовлении и продаже фотопринадлежностей. Посыльный, а затем подмастерье в фотостудии при фирме, Карл осваивал фотографию с самых азов.
Через десять лет, в 1875 году, он откроет свой собственный фотосалон. В те времена салонная фотография была очень популярна. Об одном из известнейших салонных фотографов того времени Сергее Левицком мы уже говорили раньше.
Легкий в общении, Карл Булла с первых минут завоевывал дружбу незнакомых людей, и фотографии в его салоне всегда получались живыми, герои – естественными, что было удивительно при технике съемки того времени. По воспоминаниям очевидцев, Булла просил своих моделей: "Будьте поживее, не сидите так натянуто!"
В то время стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием – этот метод, "мокрый коллодий", применял Роджер Фентон во время Крымской войны – стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки.
Технология впервые была представлена англичанином Ричардом Лич Мэддоксом в 1871 году и в дальнейшем значительно усовершенствовалась. Сухие пластинки можно было изготовить заранее, впрок – это позволяло наладить их промышленное производство, а фотографам дало больше свободы во время съемки. К тому же, технология позволяла снимать на очень коротких выдержках – поэтому уличная съемка теперь стала возможна и без штатива.
Карл Булла открывает мастерскую по производству таких пластинок. Он хорошо разбирается в технологиях – с десяти лет работал с реактивами, – и этот бизнес приносит ему большой доход: сухие фотопластинки Карла Буллы покупают не только в России, но и за рубежом.
В 1895 году "Русский фотографический журнал" написал, что "в последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Буллы были превосходны, и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства…"
"Бойкий человек в котелке"
Но сам Булла еще с конца 1880-х серьезно увлекся уличной съемкой. В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел разрешение "на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга".
Подобная съемка тогда была коммерчески не выгодна: не существовало, как бы мы сейчас сказали, рынка, где были бы востребованы подобные сюжеты.
В 1894 году Министерство внутренних дел разрешает "бланки открытых писем частного изготовления". Открытки делались в формате Международного почтового союза, а значит, можно было увеличить тираж, рассчитывая и на зарубежный рынок.
Формат "открытого письма" был очень распространен в то время. Это была карточка, на одной стороне которой было место для почтовой информации (адреса отправителя и получателя, почтовые знаки) и краткого текста, а на другой – интересная или красивая картинка. Фотография оказалось идеальной технологией для создания таких открытых писем, "открыток".
Булла-коммерсант отреагировал на это мгновенно: в тот же год открыл типографию и начал выпускать открытки с видами Санкт-Петербурга, уличными сценками и сюжетами.
С этого времени он стал активно заниматься тем, что сейчас мы называем фоторепортажем. Снимал почти все события, которые происходили в городе: пожары, наводнения, повседневную жизнь, работу булочников… Этого "невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею" можно было почти каждый день увидеть на улицах города.
В печатной прессе фотографии тогда использовались очень редко: не существовало подходящей технологии печати. Редкие кадры публиковались в обработке граверов – за подписью даже не автора фотографии, а гравера, например – при этом часто фотография теряла свою живость и документальность. Но постепенно ситуация менялась. С развитием полиграфии стало возможным чаще использовать фотографии – и тут опыт уличной съемки Буллы оказался как нельзя кстати. Его первая фотография в самом популярном иллюстрированном журнале "Нива" появляется в 1897 году, в дальнейшем он станет постоянным автором этого и многих других изданий.
Спуск "Авроры" и затмение солнца
Интересно, что становилось сюжетом для новостных фотографий в то время: чаще всего фотографировали скорбные события – вынос тела известного человека и прощание с ним, его могилу на кладбище. Конечно, были фотографии и важных празднеств, портреты политических деятелей, виды городов. Чуть позднее на страницы изданий стали попадать и другие новостные сюжеты: убийства, пожары или затмение солнца.
Именно в это время к Карлу Булле пришла настоящая известность. В 1904 году он получает разрешение снимать "виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии" и свидетельство, позволяющее "производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа".
Он присутствовал на всех значимых событиях в России. Например, был официальным фотографом празднеств по поводу 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году, снимал спуск на воду крейсера "Аврора", церемонию, посвященную юбилею Александра Суворова и испытания первого грузовика с бензиновым двигателем. Делал он и большие фоторепортажи: к столетию первого министра путей сообщения России он проехал по Николаевской железной дороге от Петербурга до Москвы, фотографируя все вокзальные помещения.
Снимая события, Булла не забывает и портретную съемку. В 1908 году, уже в зените славы, он открывает новую, богато обставленную студию на Невском проспекте, 54. Здесь во многом ему помогают его сыновья – Александр и Виктор, которые в будущем продолжат его дело.
Булла снимал известных культурных и политических деятелей, и не только у себя в студии. Например, в 1908 году он на две недели уезжает в Красную Поляну и делает там большой фоторепортаж о жизни Льва Толстого.
Карл часто общался с известными художниками, литераторами и актерами. Он снимал их в свободной, непринужденной обстановке.
За свою работу Карл Булла получил многие звания и почетные привилегии. У него было специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку "во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни", свидетельство Главного штаба Военного министерства позволяло фирме «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа". Он был фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки, был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, золотой медалью "За трудолюбие". Булла всегда старался быть объективным и непристрастным в своей работе. Снимал как великосветские балы, так и репортажи о приютах для бедных.
В 1916 году мастер окончательно передает свое фотографическое дело сыновьям и уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни, снимая местный быт и обучая жителей искусству фотографии.
Сыновья Карла Буллы продолжили семейную династию. Старший, Александр, получил фотографическое образование в Германии и занимался в основном студийной съемкой. Особенно ему удавались портреты.
Виктор уделял больше внимание фоторепортажу. Свою фотографическую деятельность он начал на фронте Русско-Японской войны. Его фронтовые репортажи печатались тогда во всех газетах и журналах. Снимал он и петербургские события 1917 года. Одна из самых известных фотографий тех дней – расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года – была сделана с крыши здания фотографического салона Буллы на Невском проспекте, 54.
Во время советской власти братья Булла продолжали заниматься любимым делом. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу бывшего семейного ателье. Он снимал политических деятелей и стал одним из создателей "фотоленинианы", работал фактически в качестве штатного фотографа Смольного.
В 1928 году состоялась выставка "Советская фотография за 10 лет", на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей – больше, чем кто-либо из других участников. За свои работы они получили почетный диплом, что означало признание их профессионализма.
Однако уже в 30-е годы оба они были репрессированы. Виктор был арестован по доносу 1939 году и расстрелян, а старший Александр отправлен в ссылку на строительство Беломорканала, где и умер. У Виктора был сын, Юрий, тоже ставший фотографом. Он работал фотокорреспондентом газеты "Ленинские искры", но в 1941 году погиб на ленинградском фронте.
Многочисленный архив династии Буллы еще при жизни Виктора был передан в Ленинградское областное архивное бюро. Таким образом, удалось сохранить его почти в целости и относительной сохранности. Сейчас в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов.
Почти каждую семью в СССР так или иначе коснулись репрессии тех лет. Но в этой истории особенно страшно то, что тогда же, когда была уничтожена династия, давшая России первых фоторепортеров, в Советском Союзе сильно изменилось и само толкование понятия "фотожурналистика". Последствия той, "социалистической", трактовки мы пытаемся преодолеть до сих пор.