Мария Ващук, РИА Новости
Фотографическая династия, основанная Карлом Буллой – важный феномен в истории не только фотографии, но и нашей страны. Карл Булла был одним из первых фотографов, получивших разрешение на уличную фотосъемку. На протяжении многих лет он не пропускал ни одного значимого события – от великосветского приема до обеда в столовой для бедняков, от празднования 300-летия дома Романовых до наводнения в Санкт-Петербурге.
![Наводнение в Санкт-Петербурге 1903 года Наводнение в Санкт-Петербурге 1903 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96019/09/960190920_0:0:1280:959_768x0_80_0_0_d96a30a8c198f58bd4ab61ce788cd888.jpg)
После 1916 года Карл Булла отошел от дел, но его сыновья Александр и Виктор продолжили семейное дело. Они оставили нам уникальные кадры революционных событий 1917 года и фотографии первых десятилетий становления советской власти.
История династии трагически пресеклась в период сталинских репрессий: оба брата были репрессированы. Государству достался богатейший архив, благодаря которому мы можем увидеть события тех лет и почувствовать дух той эпохи.
"Будьте поживее, не сидите натянуто"
Основатель династии Карл Булла родился в Пруссии, но в десятилетнем возрасте переехал со своими родителями в Санкт-Петербург. Мальчика определили на работу в фирму "Дюпарт", которая специализировалась на изготовлении и продаже фотопринадлежностей. Посыльный, а затем подмастерье в фотостудии при фирме, Карл осваивал фотографию с самых азов.
Через десять лет, в 1875 году, он откроет свой собственный фотосалон. В те времена салонная фотография была очень популярна. Об одном из известнейших салонных фотографов того времени Сергее Левицком мы уже говорили раньше.
Легкий в общении, Карл Булла с первых минут завоевывал дружбу незнакомых людей, и фотографии в его салоне всегда получались живыми, герои – естественными, что было удивительно при технике съемки того времени. По воспоминаниям очевидцев, Булла просил своих моделей: "Будьте поживее, не сидите так натянуто!"
![Шаляпин и Куприн, Санкт-Петербург, 1913 Шаляпин и Куприн, Санкт-Петербург, 1913](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96023/77/960237795_0:0:578:807_768x0_80_0_0_7aaf94d93fa0ec0a8eb3c4e7d1213301.jpg)
В то время стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием – этот метод, "мокрый коллодий", применял Роджер Фентон во время Крымской войны – стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки.
Технология впервые была представлена англичанином Ричардом Лич Мэддоксом в 1871 году и в дальнейшем значительно усовершенствовалась. Сухие пластинки можно было изготовить заранее, впрок – это позволяло наладить их промышленное производство, а фотографам дало больше свободы во время съемки. К тому же, технология позволяла снимать на очень коротких выдержках – поэтому уличная съемка теперь стала возможна и без штатива.
![Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912 Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96019/27/960192786_0:0:1024:817_768x0_80_0_0_81492f1719959da7bed65ccf9c8a8a02.jpg)
Карл Булла открывает мастерскую по производству таких пластинок. Он хорошо разбирается в технологиях – с десяти лет работал с реактивами, – и этот бизнес приносит ему большой доход: сухие фотопластинки Карла Буллы покупают не только в России, но и за рубежом.
В 1895 году "Русский фотографический журнал" написал, что "в последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Буллы были превосходны, и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства…"
"Бойкий человек в котелке"
Но сам Булла еще с конца 1880-х серьезно увлекся уличной съемкой. В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел разрешение "на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга".
![Столовая для бедных, Санкт-Петербург, 1911 г. Столовая для бедных, Санкт-Петербург, 1911 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96025/08/960250848_0:0:1280:936_768x0_80_0_0_1b1f54dbf6670f184bbe674ed633443a.jpg)
Подобная съемка тогда была коммерчески не выгодна: не существовало, как бы мы сейчас сказали, рынка, где были бы востребованы подобные сюжеты.
В 1894 году Министерство внутренних дел разрешает "бланки открытых писем частного изготовления". Открытки делались в формате Международного почтового союза, а значит, можно было увеличить тираж, рассчитывая и на зарубежный рынок.
Формат "открытого письма" был очень распространен в то время. Это была карточка, на одной стороне которой было место для почтовой информации (адреса отправителя и получателя, почтовые знаки) и краткого текста, а на другой – интересная или красивая картинка. Фотография оказалось идеальной технологией для создания таких открытых писем, "открыток".
![Фотооткрытка Первый всероссийский женский съезд в Санкт-Петербурге 1908 г. Фотооткрытка Первый всероссийский женский съезд в Санкт-Петербурге 1908 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96017/67/960176780_0:0:909:581_768x0_80_0_0_99b5706449b319a4ac4108541ed920a6.jpg)
Булла-коммерсант отреагировал на это мгновенно: в тот же год открыл типографию и начал выпускать открытки с видами Санкт-Петербурга, уличными сценками и сюжетами.
С этого времени он стал активно заниматься тем, что сейчас мы называем фоторепортажем. Снимал почти все события, которые происходили в городе: пожары, наводнения, повседневную жизнь, работу булочников… Этого "невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею" можно было почти каждый день увидеть на улицах города.
В печатной прессе фотографии тогда использовались очень редко: не существовало подходящей технологии печати. Редкие кадры публиковались в обработке граверов – за подписью даже не автора фотографии, а гравера, например – при этом часто фотография теряла свою живость и документальность. Но постепенно ситуация менялась. С развитием полиграфии стало возможным чаще использовать фотографии – и тут опыт уличной съемки Буллы оказался как нельзя кстати. Его первая фотография в самом популярном иллюстрированном журнале "Нива" появляется в 1897 году, в дальнейшем он станет постоянным автором этого и многих других изданий.
Спуск "Авроры" и затмение солнца
Интересно, что становилось сюжетом для новостных фотографий в то время: чаще всего фотографировали скорбные события – вынос тела известного человека и прощание с ним, его могилу на кладбище. Конечно, были фотографии и важных празднеств, портреты политических деятелей, виды городов. Чуть позднее на страницы изданий стали попадать и другие новостные сюжеты: убийства, пожары или затмение солнца.
![Открытие Охтинского моста (Императора Петра Великого) 1911 Открытие Охтинского моста (Императора Петра Великого) 1911](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96019/94/960199475_0:0:1280:934_768x0_80_0_0_380c949d203760a1ad794ab57aa35fa1.jpg)
Именно в это время к Карлу Булле пришла настоящая известность. В 1904 году он получает разрешение снимать "виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии" и свидетельство, позволяющее "производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа".
![Император Николай II прибыл в Петербург для участия в праздновании 300-летия Дома Романовых. 1913 Император Николай II прибыл в Петербург для участия в праздновании 300-летия Дома Романовых. 1913](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96020/04/960200428_0:0:3000:1941_768x0_80_0_0_7ca2e9448da2d48b2cad9aec78acb02b.jpg)
Он присутствовал на всех значимых событиях в России. Например, был официальным фотографом празднеств по поводу 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году, снимал спуск на воду крейсера "Аврора", церемонию, посвященную юбилею Александра Суворова и испытания первого грузовика с бензиновым двигателем. Делал он и большие фоторепортажи: к столетию первого министра путей сообщения России он проехал по Николаевской железной дороге от Петербурга до Москвы, фотографируя все вокзальные помещения.
Снимая события, Булла не забывает и портретную съемку. В 1908 году, уже в зените славы, он открывает новую, богато обставленную студию на Невском проспекте, 54. Здесь во многом ему помогают его сыновья – Александр и Виктор, которые в будущем продолжат его дело.
Булла снимал известных культурных и политических деятелей, и не только у себя в студии. Например, в 1908 году он на две недели уезжает в Красную Поляну и делает там большой фоторепортаж о жизни Льва Толстого.
![Лев Толстой с домочадцами в Красной Поляне Лев Толстой с домочадцами в Красной Поляне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96017/39/960173931_0:0:3000:2124_768x0_80_0_0_8d6f47b2d7f6ff606b9dca34d9a75928.jpg)
Карл часто общался с известными художниками, литераторами и актерами. Он снимал их в свободной, непринужденной обстановке.
![Репин среди учеников в своей живописной мастерской, Санкт Петербург, 1897 Репин среди учеников в своей живописной мастерской, Санкт Петербург, 1897](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96038/33/960383313_0:0:1280:860_768x0_80_0_0_55ae84313ad1afe67f3798b850609083.jpg)
За свою работу Карл Булла получил многие звания и почетные привилегии. У него было специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку "во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни", свидетельство Главного штаба Военного министерства позволяло фирме «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа". Он был фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки, был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, золотой медалью "За трудолюбие". Булла всегда старался быть объективным и непристрастным в своей работе. Снимал как великосветские балы, так и репортажи о приютах для бедных.
![Бал у графини Шуваловой, Санкт Петербург, 1914 Бал у графини Шуваловой, Санкт Петербург, 1914](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96024/42/960244273_0:0:1280:936_768x0_80_0_0_4685fa1be9ea8c3ee5b1c6a0d2fa5207.jpg)
В 1916 году мастер окончательно передает свое фотографическое дело сыновьям и уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни, снимая местный быт и обучая жителей искусству фотографии.
Сыновья Карла Буллы продолжили семейную династию. Старший, Александр, получил фотографическое образование в Германии и занимался в основном студийной съемкой. Особенно ему удавались портреты.
Виктор уделял больше внимание фоторепортажу. Свою фотографическую деятельность он начал на фронте Русско-Японской войны. Его фронтовые репортажи печатались тогда во всех газетах и журналах. Снимал он и петербургские события 1917 года. Одна из самых известных фотографий тех дней – расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года – была сделана с крыши здания фотографического салона Буллы на Невском проспекте, 54.
![Расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года, Петроград Расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года, Петроград](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96025/78/960257858_0:0:3000:1911_768x0_80_0_0_d87af7e45e237f04f0490a551f97548d.jpg)
Во время советской власти братья Булла продолжали заниматься любимым делом. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу бывшего семейного ателье. Он снимал политических деятелей и стал одним из создателей "фотоленинианы", работал фактически в качестве штатного фотографа Смольного.
В 1928 году состоялась выставка "Советская фотография за 10 лет", на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей – больше, чем кто-либо из других участников. За свои работы они получили почетный диплом, что означало признание их профессионализма.
Однако уже в 30-е годы оба они были репрессированы. Виктор был арестован по доносу 1939 году и расстрелян, а старший Александр отправлен в ссылку на строительство Беломорканала, где и умер. У Виктора был сын, Юрий, тоже ставший фотографом. Он работал фотокорреспондентом газеты "Ленинские искры", но в 1941 году погиб на ленинградском фронте.
Многочисленный архив династии Буллы еще при жизни Виктора был передан в Ленинградское областное архивное бюро. Таким образом, удалось сохранить его почти в целости и относительной сохранности. Сейчас в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов.
Почти каждую семью в СССР так или иначе коснулись репрессии тех лет. Но в этой истории особенно страшно то, что тогда же, когда была уничтожена династия, давшая России первых фоторепортеров, в Советском Союзе сильно изменилось и само толкование понятия "фотожурналистика". Последствия той, "социалистической", трактовки мы пытаемся преодолеть до сих пор.