Рейтинг@Mail.ru
Карл Булла и сыновья: династия фоторепортеров - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карл Булла и сыновья: династия фоторепортеров

© Фото : Мастреска буллаСемейство Булла, 1916 год
Семейство Булла, 1916 год
Читать ria.ru в
Карл Булла – будущий отец российского фоторепортажа - начинал работу в фирме фотопринадлежностей в качестве посыльного. Сегодня благодаря династическому бизнесу Булла-отца и двух его сыновей мы имеем уникальные событийные снимки конца XIX века, революции 1917-го и первых десятилетий советской власти.

Мария Ващук, РИА Новости
Фотографическая династия, основанная Карлом Буллой – важный феномен в истории не только фотографии, но и нашей страны. Карл Булла был одним из первых фотографов, получивших разрешение на уличную фотосъемку. На протяжении многих лет он не пропускал ни одного значимого события – от великосветского приема до обеда в столовой для бедняков, от празднования 300-летия дома Романовых до наводнения в Санкт-Петербурге.

© Фото : Карл БуллаНаводнение в Санкт-Петербурге 1903 года
Наводнение в Санкт-Петербурге 1903 года

После 1916 года Карл Булла отошел от дел, но его сыновья Александр и Виктор продолжили семейное дело. Они оставили нам уникальные кадры революционных событий 1917 года и фотографии первых десятилетий становления советской власти.

История династии трагически пресеклась в период сталинских репрессий: оба брата были репрессированы. Государству достался богатейший архив, благодаря которому мы можем увидеть события тех лет и почувствовать дух той эпохи.

"Будьте поживее, не сидите натянуто"

Основатель династии Карл Булла родился в Пруссии, но в десятилетнем возрасте переехал со своими родителями в Санкт-Петербург. Мальчика определили на работу в фирму "Дюпарт", которая специализировалась на изготовлении и продаже фотопринадлежностей. Посыльный, а затем подмастерье в фотостудии при фирме, Карл осваивал фотографию с самых азов.

Через десять лет, в 1875 году, он откроет свой собственный фотосалон. В те времена салонная фотография была очень популярна. Об одном из известнейших салонных фотографов того времени Сергее Левицком мы уже говорили раньше.

Легкий в общении, Карл Булла с первых минут завоевывал дружбу незнакомых людей, и фотографии в его салоне всегда получались живыми, герои – естественными, что было удивительно при технике съемки того времени. По воспоминаниям очевидцев, Булла просил своих моделей: "Будьте поживее, не сидите так натянуто!"

© Фото : Карл БуллаШаляпин и Куприн, Санкт-Петербург, 1913
Шаляпин и Куприн, Санкт-Петербург, 1913

 
В то время стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием – этот метод, "мокрый коллодий", применял Роджер Фентон во время Крымской войны  – стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки.

Технология впервые была представлена англичанином Ричардом Лич Мэддоксом в 1871 году и в дальнейшем значительно усовершенствовалась. Сухие пластинки можно было изготовить заранее, впрок  –  это позволяло наладить их промышленное производство, а фотографам дало больше свободы во время съемки. К тому же, технология позволяла снимать на очень коротких выдержках – поэтому уличная съемка теперь стала возможна и без штатива.

© Фото : Карл БуллаЖители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912
Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912


Карл Булла открывает мастерскую по производству таких пластинок. Он хорошо разбирается в технологиях – с десяти лет работал с реактивами, – и этот бизнес приносит ему большой доход: сухие фотопластинки Карла Буллы покупают не только в России, но и за рубежом.
В 1895 году "Русский фотографический журнал" написал, что "в последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Буллы были превосходны, и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства…"

"Бойкий человек в котелке"

Но сам Булла еще с конца 1880-х серьезно увлекся уличной съемкой. В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел разрешение "на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга".

© Фото : Карл БуллаСтоловая для бедных, Санкт-Петербург, 1911 г.
Столовая для бедных, Санкт-Петербург, 1911 г.

Подобная съемка тогда была коммерчески не выгодна: не существовало, как бы мы сейчас сказали, рынка, где были бы востребованы подобные сюжеты.

В 1894 году Министерство внутренних дел разрешает "бланки открытых писем частного изготовления". Открытки делались в формате Международного почтового союза, а значит, можно было увеличить тираж, рассчитывая и на зарубежный рынок.

Формат "открытого письма" был очень распространен в то время. Это была карточка, на одной стороне которой было место для почтовой информации (адреса отправителя и получателя, почтовые знаки) и краткого текста, а на другой – интересная или красивая картинка. Фотография оказалось идеальной технологией для создания таких открытых писем, "открыток".

© Фото : Карл БуллаФотооткрытка "Первый всероссийский женский съезд в Санкт-Петербурге" 1908 г.
Фотооткрытка Первый всероссийский женский съезд в Санкт-Петербурге 1908 г.


Булла-коммерсант отреагировал на это мгновенно: в тот же год открыл типографию и начал выпускать открытки с видами Санкт-Петербурга, уличными сценками и сюжетами.

С этого времени он стал активно заниматься тем, что сейчас мы называем фоторепортажем. Снимал почти все события, которые происходили в городе: пожары, наводнения, повседневную жизнь, работу булочников… Этого "невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею" можно было почти каждый день увидеть на улицах города.

В печатной прессе фотографии тогда использовались очень редко: не существовало подходящей технологии печати. Редкие кадры публиковались в обработке граверов – за подписью даже не автора фотографии, а гравера, например – при этом часто фотография теряла свою живость и документальность. Но постепенно ситуация менялась. С развитием полиграфии стало возможным чаще использовать фотографии – и тут опыт уличной съемки Буллы оказался как нельзя кстати. Его первая фотография в самом популярном иллюстрированном журнале "Нива" появляется в 1897 году, в дальнейшем он станет постоянным автором этого и многих других изданий.

Спуск "Авроры" и затмение солнца

Интересно, что становилось сюжетом для новостных фотографий в то время: чаще всего фотографировали скорбные события – вынос тела известного человека и прощание с ним, его могилу на кладбище. Конечно, были фотографии и важных празднеств, портреты политических деятелей, виды городов. Чуть позднее на страницы изданий стали попадать и другие новостные сюжеты: убийства, пожары или затмение солнца.

Открытие Охтинского моста (Императора Петра Великого) 1911
Открытие Охтинского моста (Императора Петра Великого) 1911


Именно в это время к Карлу Булле пришла настоящая известность. В 1904 году он получает разрешение снимать "виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии" и свидетельство, позволяющее "производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа".

© Фото : Карл БуллаИмператор Николай II прибыл в Петербург для участия в праздновании 300-летия Дома Романовых. 1913
Император Николай II прибыл в Петербург для участия в праздновании 300-летия Дома Романовых. 1913

   

Он присутствовал на всех значимых событиях в России. Например, был официальным фотографом празднеств по поводу 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году, снимал спуск на воду крейсера "Аврора", церемонию, посвященную юбилею Александра Суворова и испытания первого грузовика с бензиновым двигателем. Делал он и большие фоторепортажи: к столетию первого министра путей сообщения России он проехал по Николаевской железной дороге от Петербурга до Москвы, фотографируя все вокзальные помещения.

Снимая события, Булла не забывает и портретную съемку. В 1908 году, уже в зените славы, он открывает новую, богато обставленную студию на Невском проспекте, 54. Здесь во многом ему помогают его сыновья – Александр и Виктор, которые в будущем продолжат его дело.

Булла снимал известных культурных и политических деятелей, и не только у себя в студии. Например, в 1908 году он на две недели уезжает в Красную Поляну и делает там большой фоторепортаж о жизни Льва Толстого.

© Фото : Карл БуллаЛев Толстой с домочадцами в Красной Поляне
Лев Толстой с домочадцами в Красной Поляне


Карл часто общался с известными художниками, литераторами и актерами. Он снимал их в свободной, непринужденной обстановке.

© Фото : Карл БуллаРепин среди учеников в своей живописной мастерской, Санкт Петербург, 1897
Репин среди учеников в своей живописной мастерской, Санкт Петербург, 1897


За свою работу Карл Булла получил многие звания и почетные привилегии. У него было специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку "во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни", свидетельство Главного штаба Военного министерства позволяло фирме «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа". Он был фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки, был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, золотой медалью "За трудолюбие". Булла всегда старался быть объективным и непристрастным в своей работе. Снимал как великосветские балы, так и репортажи о приютах для бедных.

© Фото : Карл БуллаБал у графини Шуваловой, Санкт Петербург, 1914
Бал у графини Шуваловой, Санкт Петербург, 1914


В 1916 году мастер окончательно передает свое фотографическое дело сыновьям и уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни, снимая местный быт и обучая жителей искусству фотографии.

Сыновья Карла Буллы продолжили семейную династию. Старший, Александр, получил фотографическое образование в Германии и занимался в основном студийной съемкой. Особенно ему удавались портреты.

Виктор уделял больше внимание фоторепортажу. Свою фотографическую деятельность он начал на фронте Русско-Японской войны. Его фронтовые репортажи печатались тогда во всех газетах и журналах. Снимал он и петербургские события 1917 года. Одна из самых известных фотографий тех дней – расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года – была сделана с крыши здания фотографического салона Буллы на Невском проспекте, 54.

© Виктор БуллаРасстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года, Петроград
Расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года, Петроград


Во время советской власти братья Булла продолжали заниматься любимым делом. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу бывшего семейного ателье. Он снимал политических деятелей и стал одним из создателей "фотоленинианы", работал фактически в качестве штатного фотографа Смольного.

В 1928 году состоялась выставка "Советская фотография за 10 лет", на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей – больше, чем кто-либо из других участников. За свои работы они получили почетный диплом, что означало признание их профессионализма.

Однако уже в 30-е годы оба они были репрессированы. Виктор был арестован по доносу 1939 году и расстрелян, а старший Александр отправлен в ссылку на строительство Беломорканала, где и умер. У Виктора был сын, Юрий, тоже ставший фотографом. Он работал фотокорреспондентом газеты "Ленинские искры", но в 1941 году погиб на ленинградском фронте.

Многочисленный архив династии Буллы еще при жизни Виктора был передан в Ленинградское областное архивное бюро. Таким образом, удалось сохранить его почти в целости и относительной сохранности. Сейчас в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов.

Почти каждую семью в СССР так или иначе коснулись репрессии тех лет. Но в этой истории особенно страшно то, что тогда же, когда была уничтожена династия, давшая России первых фоторепортеров, в Советском Союзе сильно изменилось и само толкование понятия "фотожурналистика". Последствия той, "социалистической", трактовки мы пытаемся преодолеть до сих пор.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала