Активное импортозамещение и рост производства, быстрое развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта: все это стремительно меняет облик рынка труда в России. О том, как рынок отвечает на новые вызовы, какие профессии сегодня наиболее востребованы, как работодатели решают проблему дефицита кадров, рассказал в интервью РИА Новости старший управляющий директор "Авито" Артем Кумпель.
– Искусственный интеллект быстро входит во все сферы жизни. Как на это реагирует рынок труда? Наверное, все больше требуются специалисты в области ИИ – и не только разработчики, но и те, кто может с ним общаться и грамотно ставить задачи?
– На Петербургском международном экономическом форуме мы каждый день обсуждали все, что связано с искусственным интеллектом. В ИТ-сфере его давно воспринимают не как абстрактную концепцию, а как инструмент, который создается и совершенствуется специалистами – разработчиками моделей, алгоритмов, инженерами машинного обучения.
Однако если говорить о массовых профессиях, которые волнуют большинство, то искусственный интеллект – это инструмент для обработки больших данных, позволяющий получать результаты быстрее и точнее. Например, в кол-центрах люди уже привыкли к взаимодействию с роботами, адаптируя свою коммуникацию под этот формат.
Если смотреть на профессии, в которых еще несколько лет назад и не думали об ИИ, то они сейчас тоже меняются. Возьмем медицину. Мы обсуждали с директорами крупнейших клиник использование ИИ для поддержки врачебных решений. Это интересный новый формат, который помогает врачам принимать решения быстрее и четче, а нам – получать более качественный медицинский сервис. При этом ИИ не заменяет специалистов, но повышает эффективность диагностики и качества обслуживания пациентов.
Еще один яркий пример применения ИИ, который, может быть, не всем заметен, это робототехника. В сельском хозяйстве дроны уже стали нормой: сегодня редко кто обрабатывает поля только вручную. Поэтому у нас есть вакансии операторов агродронов, операторов кластеров агродронов и так далее.
Также было большое обсуждение эволюции рабочих профессий. Возьмем сварщиков. Это понятная профессия, которая востребована с ростом производства. С другой стороны, здесь тоже происходят огромные изменения. Стали нужны операторы роботов, которые сваривают, к примеру, под водой, либо роботов, которые варят автоматически. То есть нужны специалисты, которые обладают всеми навыками сварщика, понимают, насколько качественный шов и так далее. С другой стороны, они должны понимать, каким образом управлять этим роботом. Это еще один пример, когда ИИ получает более прикладное применение, меняет подход к профессиям.
Таких примеров можно привести много. Мир уже меняется. Но самая главная мысль в том, что количество профессий не будет уменьшаться. Они будут трансформироваться, будут добавляться новые, в том числе, связанные непосредственно с разработками в области ИИ. Технологии меняют требования к навыкам, но спрос на квалифицированные кадры только растет.
– А насколько быстро растет число таких вакансий? Можете назвать цифры?
– Рост в разы. Запрос на профессионалов, владеющих инструментами ИИ, увеличился примерно в три раза. Если говорить о конкретных вакансиях, так или иначе связанных с искусственным интеллектом, то рост тоже большой, порядка 60% по России. В сельском хозяйстве более 70% спроса на квалифицированные кадры связано именно с операторами роботов и так далее. Тренд очевиден: даже минимальные навыки работы с ИИ повышают ценность специалиста и его доход. Те, кто осваивает эти инструменты, уже сегодня зарабатывают выше среднерыночного уровня.

Артем Кумпель на ПМЭФ-2025
– Вы сказали про рост производства. Действительно, промышленность восстанавливается очень активно. Где работодатели берут людей рабочих специальностей?
– Каждый раз, когда мы обсуждаем рынок труда, то слышим понятную и приятную для слуха соискателя фразу, что безработица очень низкая. По мартовским данным, она составила 2,3%. Это означает, что количество людей, которые выбывают из трудовых ресурсов, превышает число тех, кто прибывает. И эта проблема так просто не решается.
В этих условиях бизнес вынужден искать альтернативные пути восполнения кадрового дефицита. Один из ключевых трендов – активное привлечение молодежи. Государство делает серьезную ставку на среднее профобразование, техникумы и колледжи. Компании в свою очередь все чаще нанимают выпускников СПО, которые приходят уже с базовыми навыками и практикой. Количество производственных вакансий со стажировками увеличилось более чем на 60% год к году, что показывает изменение подходов работодателей к найму.
Количество вакансий для работы на производстве с возможностью переобучения тоже растет каждый год. С 2024 года рост превысил 40%. Работодатель понимает, что не может найти готового специалиста, поэтому готов его на месте переобучить. Здесь можно дать совет бизнесу – если невозможно найти опытного специалиста, стоит посмотреть соискателей из смежных отраслей. Дообучение в компании в таком случае хорошо работает.
Еще один источник кадров сегодня — это специалисты предпенсионного и пенсионного возраста. Сейчас есть выбор либо никого не взять, либо обучать специалиста под свои задачи, либо предпочесть человека с опытом, но который может через несколько лет выйти на пенсию. Работодатели тоже проявляют здесь достаточно большую активность и гибкость.
Еще одна важная часть рынка труда — это временная занятость, так называемая гиг-экономика. В марте 2025 года "Авито" объявил о запуске сервиса временной занятости "Авито Подработка". Он доступен в Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Нижнем Новгороде и постепенно распространится по России. Сервис позволяет заказчикам находить дополнительные ресурсы для выполнения срочных задач, а исполнителям – получить возможность выйти на удобную для себя подработку без собеседований. В чем здесь плюс? Если на производстве не хватает какого-то определенного специалиста, можно найти человека с опытом, который выйдет и поможет. Понятно, что это в основном поддерживающие функции, на конвейер его не выведешь. Я надеюсь, что в ближайшее время будет закон о платформенной занятости, и он тоже поможет компаниям развиваться в этой сфере.
– Какие рабочие специальности в настоящее время больше всего востребованы, в каких отраслях?
– Основной спрос и основной дефицит специалистов в производственном секторе наблюдается в металло- и деревообработке. Операторы станков с ЧПУ, инженеры – это, наверное, самые дефицитные профессии. Этот тренд напрямую связан с активным развитием отечественной промышленности.
Строительная отрасль демонстрирует не менее впечатляющую динамику. Промышленное и инфраструктурное строительство идет достаточно активно, например, в Центральной России и на Дальнем Востоке. Требуются инженеры, каменщики, сварщики. В зависимости от региона, динамика роста вакансий разная, но в среднем составляет свыше 20% по каждой профессии. В свою очередь, в грузоперевозках и логистике после резкого скачка спроса в последние два года рынок вышел на плато. Однако внутри отраслей мы видим рост количества вакансий свыше 50% в таком направлении как складская деятельность. Это связано, в том числе, с ростом промпроизводства, с бизнесами, которые развивают склады по всей России.
На ПМЭФ мы также обсуждали, как развивается туриндустрия и рынок гостеприимства. Здесь мы отмечаем очень большой рост вакансий, хотя и с выраженной сезонностью. К примеру, в Краснодарском крае спрос на персонал в отрасли гостеприимства превышает 100% год к году. В топ-3 регионов с наиболее высокими темпами роста вакансий в этом секторе входят также Санкт-Петербург с областью и Татарстан.
– А где сейчас самые высокие темпы роста зарплат?
– В целом зарплаты сейчас не растут выше инфляции за исключением ряда профессий, которые мы упоминали выше. Это операторы сельскохозяйственных роботов и прочее. Достаточно большой рост мы видим в специальностях, связанных с автоматизированным складским хранением, управлением станками с ЧПУ, большими производственными линиями и так далее. В этих категориях доходы растут более чем на 30%, опережая инфляционные показатели.
– Поделитесь вашим видением тенденций рынка труда на ближайшие годы.
– Футуристика – это такая тема, которую все любят, но где часто ошибаются. Но давайте попробуем... Рынок будет меняться в части всего. Основной вектор изменений будет связан с симбиозом человеческого труда и цифровых технологий. К примеру, в медицине и юриспруденции ИИ-инструменты станут неотъемлемыми помощниками специалистов, выступая в роли интеллектуальных систем поддержки принятия решений. Кол-центры все больше будут уходить в формат автоматизации, хотя и не до конца. Давайте посмотрим на примере "Авито". У нас 200 миллионов объявлений на площадке, и больше 99% из них модерируется автоматически. Но все равно у нас остается группа модерации, так как сохраняется потребность в человеческом контроле и принятии сложных решений. Поэтому профессия сама трансформируется, но она остается.
Я не верю в популярные предсказания, что часть профессий полностью исчезнет. Да, многие профессии неузнаваемо трансформируются, многие станут более автоматизированными. Но те профессии, которые мы видим на производстве, в сфере обслуживания, где надо работать руками, никуда не исчезнут. К примеру, как заменить слесаря? Никак. Невозможно заменить высотного сварщика. Возможно, в будущем разработают такие роботы, но не сейчас.
Параллельно мы наблюдаем стремительный рост платформенной занятости. Гиг-экономика перестает быть временным явлением, превращаясь в устойчивую модель совмещения основной работы с проектной деятельностью. Эта тенденция напрямую связана с демографическими ограничениями и необходимостью более эффективного распределения трудовых ресурсов. Согласно нашим исследованиям, для соискателей становится уже нормой, когда они рассчитывают зарабатывать определенный объем денег на постоянной работе и получать какой-то дополнительный доход на временной. В целом это тоже меняет подход людей к занятости.
Таким образом, вместо исчезновения профессий мы увидим их эволюцию, где ключевыми компетенциями станут способность работать с цифровыми инструментами и адаптироваться к меняющимся условиям труда.