Рейтинг@Mail.ru
Новый год по-буддийски: пять древних ритуалов, которые изменят вашу жизнь - РИА Новости, 01.03.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маски артистов национального государственного театра Амар сайн на праздновании Сагаалган по случаю буддийского Нового года в Чите

Новый год по-буддийски

Пять древних ритуалов, которые изменят вашу жизнь
Мария Селиванова

Народы, относящие себя к буддистам, по-разному называют Новый год. У бурятов это Сагаалган, у калмыков Цаган Сар, у жителей Алтая Чага Байрам, в Тибете — Лосар. Но везде первый лунный день первого весеннего месяца означает приход весны и начало нового года. В этом году в европейской части России новолуние приходится на 28 февраля, в азиатской на 1 марта. Как отмечают этот праздник в Бурятии и Калмыкии, что дарят, едят и какие обряды проводят в материале РИА Новости.

Законный выходной
Для бурятов Сагаалган — одно из самых главных торжеств. "С 1990-го первый день Белого месяца — официальный выходной в Бурятии, Забайкальском крае, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских округах", — рассказывают в пресс-службе иркутского Центра культуры коренных народов Прибайкалья. В этот день — массовые гулянья и большие концерты.
Участники народного танца-хоровода ехор на празднике Сагаалган по случаю буддийского Нового года в Чите
Участники народного танца-хоровода ехор на празднике Сагаалган
К Сагаалгану готовятся заранее — делают генеральную уборку, избавляясь от ненужных вещей, что считается способом устранить прежние неудачи. Очищение огнем — также важная традиция, окуривают всю семью и дом. Раньше женщины шили наряды, мужчины обновляли коновязь, а собакам меняли ошейники.
Церемония обряда очищения Дугжууба во дворе читинского дацана Дамба Брайбунлинг
Церемония обряда очищения Дугжууба
В последний день старого года у буддийских храмов проводят обряд духовного очищения. Сперва принято очищать тело кусочком теста из муки и чистой воды без добавок.
Считается, что в него переходят негативные мысли, порча, болезни. "Тесто сначала прокатывают по лбу, чтобы не было дурных мыслей, затем вокруг рта, собирая нехорошие слова, далее по груди — для очищения души — и в ладонях, как бы наматывая на тесто неблаговидные поступки", — объясняют эксперты.
© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалгана.

Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалган по случаю буддийского Нового года в Чите

Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалгана.

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Артист национального государственного театра "Амар сайн".

Артист национального государственного театра Амар сайн во время выступления на празднике Сагаалган в Чите по случаю буддийского Нового года

Артист национального государственного театра "Амар сайн".

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанк

Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй перед началом обряда Дугжууба в Санкт-Петербурге

Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Во время праздничного молебна об очищении души.

Во время праздничного молебна об очищении души в читинском дацане Дамба Брайбунлинг в канун буддийского Нового года Сагаалган

Во время праздничного молебна об очищении души.

1.

Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалгана.

2.

Артист национального государственного театра "Амар сайн".

3.

Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

4.

Во время праздничного молебна об очищении души.

Из теста формируется фигурка — табалан, которую нужно завернуть в бумагу, принести в дацан и сжечь в специальном костре. С дымом уходят все невзгоды прошлого. Похожий обряд есть и у калмыков.
Угощения и подарки
Главные еда на столе — из молока и мяса. Молочная пища — символ благополучия в наступающем году. Почетным блюдом служили отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, делали буузы, пельмени, саламат — из сметаны и муки, варили бухлер — традиционный суп из баранины.
Национальная еда на праздновании буддийского Нового года в поселке Могойтуй Забайкальского края
Национальная еда на праздновании буддийского Нового года
Хозяйки готовили уураг (молозиво), айрхан (сухой творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), сушеные пенки и другие изыски. Праздничная молочная водка подавалась только тем, кому за 50. "Эти уважаемые люди, воспитавшие детей и поставившие свое хозяйство, могли себе позволить расслабиться именно таким способом", — уточняют специалисты.
Мужчинам на Сагаалган часто преподносят хадак — церемониальный шарф, женщинам — шелковые платки, а пожилым — зажженные трубки с табаком.
Детский музыкальный коллектив на праздновании буддийского Нового года в поселке Могойтуй Забайкальского края
Детский музыкальный коллектив в поселке Могойтуй
Дарить можно продукты, сладости или деньги, фигурки животных — символы года из войлока или дерева, детям — деньги и игрушки.
В первый день Белого месяца младшие члены семьи навещают старших, говорит гид по Улан-Удэ Надежда Мухачева. И добавляет: "Все поздравляют друг друга, угощают белой пищей и желают благополучия".
© РИА Новости / Марк Агнор | Перейти в медиабанк

Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец "Ехор".

Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец Ехор во время празднования Нового года по лунному календарю

Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец "Ехор".

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Национальное угощение на праздновании буддийского Нового года.

Национальная еда на праздновании буддийского Нового года в поселке Могойтуй Забайкальского края

Национальное угощение на праздновании буддийского Нового года.

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Ритуальные молебны призывания удачи и благоденствия, церемонии подношения белой пищи и окропления земли молоком.

Ритуальные молебны на празднике Сагаалган по случаю буддийского Нового года

Ритуальные молебны призывания удачи и благоденствия, церемонии подношения белой пищи и окропления земли молоком.

1.

Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец "Ехор".

2.

Национальное угощение на праздновании буддийского Нового года.

3.

Ритуальные молебны призывания удачи и благоденствия, церемонии подношения белой пищи и окропления земли молоком.

Считается, что эти праздничные пожелания имеют особую силу и, как правило, сбываются.
На второй день года принято вывешивать хий-морин — цветные флажки, их еще называют "Конь ветра". Ветер помогает коню унести на небо написанные на ткани просьбы.
Весну встречал суслик
Цаган Сар — в переводе с калмыцкого "Белый месяц". "С этим цветом ассоциируется все чистое, светлое и доброе, — объясняет гид в Элисте Александр Базыров. — Даже пожелание есть: "Белой тебе дороги", то есть удачи. Молоко — тоже белое, и потому отношение к нему особое, почтительное".
Элистинский хурул Золотая обитель Будды Шакьямуни
Элистинский хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".
Цаган Сар для кочевого народа означал конец холодной зимы с пронизывающими ветрами и снежными заносами. Скоро зазеленеет трава и скот можно выгонять на пастбища. В эти дни после общепринятого приветствия местные обычно задавали вопрос: "Хорошо ли перезимовали?" На что звучал ответ: "Все хорошо, скот тоже без потерь перезимовал", рассказывают в Агентстве по развитию туризма Республики Калмыкии.
Дикий суслик выглядывает из норы на острове Татышев посреди реки Енисей в Красноярске
Дикий суслик на острове Татышев посреди реки Енисей
У калмыков есть предание: природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика. "Многие ходили в степь проверить и убеждались: так оно и есть, суслик вылезает из норки", — отмечают эксперты.
Подготовка к празднику
К празднику прибирались в доме, устраивали большую стирку. Женщины надевали на косы красивый шиврлг (чехлы), которые шили из черного бархата. Детей наряжали, одаривали лакомствами, давали деньги.
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкПаломники у Иволгинского дацана в Бурятии.
Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии
Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии.
© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанк

Дары на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

Дары на территории буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй перед началом обряда Дугжууба в Санкт-Петербурге

Дары на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Участница празднования буддийского Нового года.

Участница празднования буддийского Нового года в поселке Могойтуй Забайкальского края

Участница празднования буддийского Нового года.

1.
Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии.
2.

Дары на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".

3.

Участница празднования буддийского Нового года.

Из сундуков вынимали лучшие наряды, готовили самые вкусные блюда для гостей. Все согласно пословице: "Лучшую одежду носи сам, лучшую еду подай гостю", подчеркивают в агентстве.
"Гуляли широко и весело, ведь чем богаче отпразднуешь, тем тучнее будет урожай. Поэтому столы ломились от изысканных блюд", — добавляют эксперты.
На столе — все самое вкусное
Из отары выбирали самых упитанных баранов, резали их — праздничный стол без мяса нельзя представить. Традиционные блюда — борцоки из пресного теста, обжаренные в бараньем жире, которые по случаю праздника делают разной формы.
Калмыцкий чай
Калмыцкий чай
Вечером накануне Цаган Сар ставят дееж — приношение богам. Обязательно надо положить три целвг (лепешки), борцок, конфеты, печенье. Зажигают лампадку, перебирают четки, потому что последний день зимы по лунному календарю — время молитв и очищения. Дееж семья съест через три дня, чужим давать не положено.
В первый день весны женщины варят калмыцкий чай, который должен быть особенно ароматным и вкусным, поэтому молока, масла, мускатного ореха не жалеют, говорит Александр Базыров.
© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане "Дамба Брайбунлинг".

Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане Дамба Брайбунлинг перед проведением обряда очищения Дугжууба в канун буддийского Нового года Сагаалган

Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане "Дамба Брайбунлинг".

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанк

Место для хий-морин на территории дацана "Римпоче-Багша" в Улан-Удэ.

Место для хий-морин на территории дацана Римпоче-Багша в Улан-Удэ

Место для хий-морин на территории дацана "Римпоче-Багша" в Улан-Удэ.

© РИА Новости / Евгений Епанчинцев | Перейти в медиабанк

Верующий на территории читинского дацана "Дамба Брайбунлинг" перед проведением очищающего ритуала Дугжууба.

Верующий на территории читинского дацана Дамба Брайбунлинг перед проведением очищающего ритуала Дугжууба в канун буддийского Нового года Сагаалган

Верующий на территории читинского дацана "Дамба Брайбунлинг" перед проведением очищающего ритуала Дугжууба.

© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанк

Верующая на территории буддийского монастыря "Тубтен Шедруб Линг".

Верующая на территории буддийского монастыря Тубтен Шедруб Линг в Кызыле

Верующая на территории буддийского монастыря "Тубтен Шедруб Линг".

1.

Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане "Дамба Брайбунлинг".

2.

Место для хий-морин на территории дацана "Римпоче-Багша" в Улан-Удэ.

3.

Верующий на территории читинского дацана "Дамба Брайбунлинг" перед проведением очищающего ритуала Дугжууба.

4.

Верующая на территории буддийского монастыря "Тубтен Шедруб Линг".

Родители поздравляют детей с праздником, целуя в правую щечку и приговаривая: "Будь счастлив, живи долго, а в следующем году я поцелую тебя в левую щечку". Через год все повторяется. Этот ритуал — цагалгн — заставлял детей жить в радостном ожидании нового праздника, а счастливые дети реже болеют.
После исполнения обрядов семья садилась пить чай. Старший в роду должен был произнести йорял, поздравляя всех с Цаган Сар, пожелать родным счастья, здоровья и долгих лет жизни. Затем — поход по гостям (к родителям — обязательно) и застолья.
Утренний молебен и обряд преподношения белой пищи в рамках празднования буддийского Нового года в буддийском комплексе Юндэн Шодон в поселке Агинском Забайкальского края
Утренний молебен и обряд преподношения белой пищи в буддийском комплексе "Юндэн Шодон"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала