
Покоряя Енисей. Железнодорожный и Коммунальный мосты в Красноярске

Особенность железных ферм была в том, что их рассчитывали по особой схеме, они оказались во многом легче фермы других, уже построенных, такого вида инженерных сооружений. Это позволило сделать мост через Енисей в Красноярске гораздо длиннее, гораздо легче без снижения его надежности. При проектировании моста нужно было сделать так, чтобы весенний ледоход не повредил бетонные устои, "быки", на которых стоял мост.
Заведующий сектором Мемориального комплекса Астафьева Красноярского краевого краеведческого музея Максим Вольхен-Михалевский
Технология возведения мостов на кессонах известна со второй половины XIX века. Бруклинский мост в Нью-Йорке — один из первых, который был возведен таким методом. Кессон — это железобетонная коробка, которая находится на дне реки. Может быть вариант с внутренним пространством, куда нагнетается сжатый воздух. И за счет этого вода туда не проникает, и за счет углубления дна кессон по собственной тяжестью постепенно встает на нужную отметку. Затем его внутреннее пространство заполняют бетоном, и он приобретает уже такую платформу. Потом на коробку опираются основы моста, или же "быки", которые мы видим над поверхностью воды.
Доцент Института архитектуры и дизайна СФУ, председатель правления Красноярского отделения Союза архитекторов России Сергей Ямалетдинов


Арочная конструкция фермы позволяет перекрыть наибольший пролет. Если говорить о Железнодорожном мосту Красноярска, то там пролет почти 150 метров. И таким образом мы получили в результате всего шесть барочных ферм. Их было достаточно для того, чтобы перекрыть дорогу.
Доцент Института архитектуры и дизайна СФУ, председатель правления Красноярского отделения Союза архитекторов России Сергей Ямалетдинов
Металлические конструкции пролетов соединялись заклепками, их ковали опытные кузнецы в многочисленных кузницах на берегу. И тут же пока заклепки не остыли, хватали клещами и бегом несли по лесам к мастерам, чтобы те успели вставить раскаленные заклепки в отверстия и аккуратно заклепать их.
Главный хранитель подразделения по сохранению исторического наследия на Красноярской железной дороге Константин Карпухин


Модель этого моста представляла собой точную копию подлинного сооружения длиной около 20 метров и была сделана из железа с соблюдением самых малейших подробностей. Даже, например, число заклепок соответствовало числу заклепок настоящего моста. Устои были выполнены из камня.
Главный хранитель подразделения по сохранению исторического наследия на Красноярской железной дороге Константин Карпухин

В год 100-летия "Царского" моста на его же опорах, на его же быках, построили третий железнодорожный мост через Енисей, который уже по традиции неофициально стали называть "Российским". И в год, когда третий мост был открыт и принял первый поезд. По "Царскому" мосту прошел последний поезд. В 1999 году его вывели из эксплуатации.
Заведующий сектором Мемориального комплекса Астафьева Красноярского краеведческого музея Максим Вольхен-Михалевский
Первоначальный план и архитектурный макет был составлен Александром Ивановичем Дмитриевым. Макет уже тогда предполагал наличие крупных арочных сводов. Архитектурная мысль 1940-х годов соответствовала началу XX века в плане ее прогрессивности. Уже тогда предполагалось возведение крупных речных пролетов, которые обеспечили бы судоходство по реке Енисей. Предполагалось, что мост должен выдерживать еще и огромные нагрузки. Потому что мост планировался уже тогда длиной в 2 300 метров. Это должен был быть самый длинный мост в Азии.
Научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея Никита Брюханов
В условиях избыточного давления, человеческое давление поднимается в том числе. Такая работа очень сильно изнашивала кровеносную систему человека, сердце. У кессонщиков было кислородное голодание и, возможны риски декомпрессионной болезни.
Научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея Никита Брюханов


Для позднего сталинского ампира характерен уход от большого количества деталей. Напомню, что мост в Красноярске начали возводить в 1956 году, а годом ранее вышло постановление о борьбе с излишествами. Конечно же, по своей архитектуре он, безусловно, принадлежит к эпохе позднего сталинского ампира. Но если посмотреть изначальные проектные решения, там планировались обелиски, от которых впоследствии отказались. Но все равно сама структура, облицовка природным камнем, карнизы, чугунная ограда с медальоном в центральной части — все эти элементы, характерные для сталинского ампира. В случае с Коммунальным мостом — позднего сталинского ампира. Красноярский мост он все-таки выигрывает с точки зрения тектоники и пропорций деталей. Особенно вот эти арочные пролеты, наружные проемы, создающие легкий, изящный силуэт, который хорошо вписывается в панораму водной глади Енисея.
Доцент Института архитектуры и дизайна СФУ, председатель правления Красноярского отделения Союза архитекторов России Сергей Ямалетдинов

