Генеральный спонсор — Банк ВТБ.
17 октября 1898 года в английском городе Ньюкасл спустили на воду российское судно "Ермак". Это был первый в мире ледокол арктического класса и "дедушка" современного русского ледокольного флота. Как Россия налаживала регулярное судоходство в арктических льдах, рассказала сотрудник Музея морского и речного флота Элина Крылова.
— Элина Андреевна, расскажите, чем "Ермак" отличался от других ледоколов? Ведь их строили и раньше.
— "Ермак" был первым в мире ледоколом арктического класса. Если до этого времени ледоколы по большей части были речными или портовыми, то "Ермак" мог выходить в арктический бассейн, в северные моря и был достаточно мощным для плавания в этих местностях.
— Как удалось спроектировать ледокол, пригодный для арктических плаваний?
— Конструкция "Ермака" отличалась рядом новшеств. Прежде всего, ледокол обладал особой формой корпуса. Она была бочкообразной со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии – с ледовым поясом, как его еще называли. Такая конструкция обеспечивала "Ермаку" повышенную прочность и способность противостоять воздействию льда. Второй важной особенностью ледокола была форма его носа. Она позволяла ему с ходу заходить на кромку льда и разламывать его своим весом.
Более того, ледокол "Ермак" был очень мощный. Судно могло осуществлять активное плавание в крайне тяжелой ледовой обстановке — там, где раньше пасовали другие ледоколы. Согласно расчетам, "Ермаку" было по силам успешно бороться даже с ледяным панцирем двухметровой толщины. Опять же, это только расчеты – на практике всё равно возникали трудности. Но это был самый первый наш арктический ледокол – понятно, что могли быть допущены ошибки. Паровые машины мощностью 2500 лошадиных сил каждая приводили в движение гребные винты на корпусе ледокола. Три из них были расположены в корме судна, а четвертый – в носовой части под килем. Это достаточно интересное явление, сейчас в основном винты располагают иначе. Такое расположение винтов должно было облегчить передвижение корабля во льдах. Передний винт создавал поток воды, который отбрасывал отколовшиеся ледяные куски в сторону. Кроме того, наличие винта под носом улучшало возможность судна двигаться задним ходом.
Более того, наш русский вице-адмирал Степан Осипович Макаров очень интересовался вопросом непотопляемости кораблей. И накопленные им наработки по данной проблеме были использованы при создании нового ледокола. Корпус "Ермака" был разделен на 44 водонепроницаемых отсека. Эти отсеки обеспечивали непотопляемость судна.
— Какую роль сыграл в создании "Ермака" вице-адмирал Макаров? Ведь ему и принадлежала идея создания первого арктического ледокола?
— Да, именно так. Но почему вдруг у Макарова возникла эта идея? Как говорил Степан Осипович, Россия своим главным фасадом выходит на Северный Ледовитый океан. Поэтому хорошо было бы иметь такие суда, которые позволят исследовать этот край и обеспечить проход судов к устьям крупных северных рек. При этом Макаров был не только инициатором постройки ледокола. Он продвигал эту идею непосредственно в правительстве Российской империи, а затем контролировал разработку и строительство ледокола. Благодаря нему, по сути, "Ермак" и был построен. Но Макаров был не одинок в своих устремлениях. Его идею поддержал знаменитый химик Дмитрий Менделеев. И благодаря ученым возможностями использования ледоколов для торгового мореплавания удалось заинтересовать министра финансов Сергея Юльевича Витте. Уже при его содействии идея строительства "Ермака" и была реализована.
- А где проходило строительство такого мощного судна?
- Первоначально, чтобы определить, где лучше строить "Ермак", планировали даже устраивать конкурс. Выбирали между Копенгагеном в Дании, Ньюкаслом в Англии и Эльбингом в Германии. В этих городах находились знаменитые в то время крупные судостроительные предприятия. В итоге выбрали английскую фирму "Армстронг, Витворт и Ко.", расположенную в Ньюкасле, и решили строить там.
— Почему "Ермака" не стали строить на отечественных верфях?
— По одной из версий, российские верфи в то время были очень нагружены строительством военных судов. К тому же, предполагалось, что строить ледокол дешевле будет заграницей – не нужно заниматься импортом деталей и прочего.
17 октября 1898 года по старому стилю состоялся спуск ледокола на воду. В Англии, как и в России, существовала традиция в момент спуска корабля разбивать бутылку шампанского об его форштевень (носовая оконечность корабля – прим. ред.) и торжественно оглашать имя судна. Этот обряд крещения был доверен Марии Николаевне Васильевой, супруге будущего капитана судна Михаила Петровича Васильева.
— А как для первого в мире арктического ледокола выбирали имя?
— Про имя тоже достаточно интересная история. Если посмотреть различные ранние письма Макарова, воспоминания о строительстве ледокола, то имя "Ермак" там вообще не фигурирует. Первоначально Степан Осипович предлагал построить два ледокола. Это, кстати, потом будет сделано. Второй ледокол по проекту "Ермака" – "Святогор" – построят гораздо позже. Это будущий "Красин". Так вот, Макаров предполагал назвать свои ледоколы по имени речных бассейнов, где они будут использоваться. Сначала думали о названиях "Енисей" и "Обь". Потом наименование "Енисей" сменилось на "Добрыню Никитича" и просто "Добрыню". Но весной 1898 года, когда корпус ледокола уже формировался на стапелях, было решено назвать его "Ермак". Считается, что такое наименование ледокол получил по ходатайству иркутского и томского купечества.
— Как "Ермак" начинал свою службу?
— 21 февраля 1899 года "Ермак" вышел из Ньюкасла в Кронштадт. 1 марта он вошел во льды Финского залива и оправдались все предположения Макарова. Двигаясь со скоростью семи узлов, "Ермак" легко преодолевал ледяные поля на своем пути. 4 марта он вошел в Кронштадтскую гавань. Причем прибытие нового судна было встречено триумфально. Огромные толпы народа встречали невиданный корабль. Тысячи людей вышли прямо на лёд — навстречу ледоколу. Так, по сути, и началась его служба, служба нашего "дедушки" русского ледокольного флота.

© Валерий Шустов
Репродукция картины художника Георгия Челака "Ледокол "Ермак"
— Какие задачи возлагали на первый в мире арктический ледокол?
— Прежде всего, "Ермак" занимался освобождением судов, застрявших во льдах Балтийского моря. Например, в марте 1899 года, сразу же по приходе в Кронштадт "Ермак" ушел к Ревелю (Таллин — прим. ред.) освобождать затёртые во льдах пароходы.
Вторая не менее важная задача – это морские экспедиции в Северный Ледовитый океан. В 1901 году "Ермак" отправился в очередное такое плавание. Ледокол должен был подойти к северо-западным берегам Новой Земли, обогнуть их и добраться до устья Енисея. К сожалению, из-за сложной ледовой обстановки от таких больших планов пришлось отказаться. Но берега Новой Земли и Земли Франца Иосифа всё же были исследованы.
С началом Первой мировой войны, в 1914 году, "Ермак" был мобилизован и зачислен в состав Балтийского флота. Февральская революция 1917 года — "Ермак" в Кронштадте. Всё это время он продолжал проводку судов во льдах Балтийского моря. Когда в феврале 1918 года над русскими кораблями в Ревеле нависла угроза захвата со стороны наступавших немецких войск, "Ермак" провёл оттуда в финские базы подводные лодки и другие суда. В марте-апреле 1918 года состоялся знаменитый ледовый поход Балтийского флота уже из Гельсингфорса (Хельсинки — прим. ред.) в Кронштадт (ледовый поход был также осуществлён из-за угрозы захвата российских кораблей вражескими войсками — прим. ред.). "Ермак" и другие ледоколы провели среди льдов более 200 кораблей и судов. Вот так мирный ледокол использовали в военное время. Скажу больше — "Ермак" даже в Великой Отечественной войне участвовал. Тогда у нас не хватало ледоколов для проводки судов и через Атлантику, и по Северному морскому пути. И старые ледоколы "Ермак" и "Красин", построенные в конце XIX и в начале XX века, для этих целей тоже использовались.

© Макс Альперт
Советский ледокол "Ермак".
— А что сейчас с "дедушкой" русского ледокольного флота?
— "Ермак" до нашего времени не сохранился, к сожалению. В 1960-е годы его отдали под слом. Тогда уже существовал музей на крейсере "Аврора", но к самой идее создания кораблей-музеев всё равно ещё только приходили. Но зато ледокол "Красин", можно сказать, систершип (корабль того же типа — прим. ред.) "Ермака", до сих пор стоит и действует как музей в Санкт-Петербурге. Его в свое время, в 1990-е годы, отстояли. Хотя тоже планировалось сдать его под слом.

Ледокол "Красин" на фестивале ледоколов в Санкт-Петербурге
Создание "Ермака" открыло эпоху регулярных проводок судов по Северному морскому пути. В следующие десятилетия строительство арктических ледоколов продолжалось. Новый виток развитие русского ледокольного флота получило уже в послевоенное время — с покорением мирного атома. В 1959 году в практические плавания отправился первый в мире русский атомоход "Ленин".

Атомоход "Ленин" в Арктике
Реклама, Банк ВТБ (ПАО), ИНН 7702070139, erid: F7NfYUJCUneP5zsc9LCS

