Рейтинг@Mail.ru
Театр-машина и стадион-конструктор. Как строили НОВАТ и "Олимпийский" - РИА Новости, 25.12.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обогнавшие время

Театр-машина и стадион-конструктор. Как строили НОВАТ и "Олимпийский"

У Новосибирского оперного театра (НОВАТ) и спорткомплекса "Олимпийский" много общего, хотя строили их с разницей в 35 лет. Какие технологии применили впервые, чтобы возвести уникальные конструкции. Что такое система "Теомасс", и зачем придумали огромную акустическую перегородку. Рассказываем, как строили архитектурные символы Москвы и Новосибирска.
Новосибирский театр оперы и балета
Утром 9 мая 1945 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета шла генеральная репетиция, в разгар которой пришло известие о Победе. "Оно внесло могучий, радостный подъем в настроение всех исполнителей, а финальные аккорды знаменитого хора "Славься" наполнило особым смыслом", — пишет искусствовед Валерий Ромм в книге "И зазвучала музыка".
12 мая 1945 года Новосибирский театр оперы и балета открылся официально. Народ назвал его ровесником Победы.
Оперный — крупнейший театр в России и один из главных архитектурных символов сибирской столицы. Уникальная особенность здания — разработанный по задумке архитектора Петра Пастернака огромный купол. Его диаметр составляет 60 метров, высота – 35 метров, а толщина — всего 8 сантиметров. Если сравнивать этот архитектурный шедевр со скорлупой куриного яйца, то в пропорциях купол Новосибирского театра гораздо тоньше.
Проектирование. История Новосибирского оперного театра началась в 1921 году. По первоначальной задумке должны были построить Дом науки и культуры, чтобы проводить массовые действия, манифестации и масштабные праздничные торжества.
Проект многофункционального театра Теомасс
Проект многофункционального театра "Теомасс"
Эскиз здания предложил московский архитектор Александр Гринберг. Он пригласил участвовать в проекте архитектора Траугота Бардта и главного художника Большого театра Михаила Курилко, которые разработали оригинальную систему сценографии и форм сценических действий "Теомасс". Эта система подразумевает "сверхмеханизированный синтетический театр планетарно-панорамного типа", который может превратиться и в цирк, и в научно-исследовательский институт или картинную галерею.

Вы не встретите ни одного театра, похожего по форме. Здание проектировалось как театр-машина. В нем должны были быстро меняться декорации, действия могли переноситься с традиционной портальной сцены в центр зала, а через сцену проезжать танки и автомобили

Главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин

Строительство театра. Стройка шла ударными темпами. Уже в 1933 году основные конструкции здания — вестибюль, сцена и зрительный зал — были готовы.
"Все это строилось в примитивных условиях. Не было эскалаторов, подъемных кранов… Не было даже грузовиков. Котлован копали лопатами вручную, все вывозили на телегах с лошадьми. И делалось это практически кустарным способом.
Даже сегодня возвести такой объект представляется сложной задачей. А в то время это было многократно тяжелее. Правда, и энтузиазм был выше. Идея построить большой театр в Сибири, нести культуру в массы и создавать архитектурные символы вдохновляла строителей", — рассказал главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин.
Самой сложной задачей стало возведение купола. Нужно было сделать железобетонную конструкцию одновременно легкой и монументальной, а затем поднять ее на сорокаметровую высоту. Главный инженер строительства Сергей Полыгалин предложил гениальное решение: он придумал уже наверху распылять бетон на деревянную опалубку с помощью специальных пушек. За счет этой технологии материал ложился однородно, а прочность купола повышалась. Такой способ монтажа в Европе применили впервые.
9 октября 1933 года. Торкретирование купола
9 октября 1933 года. Торкретирование купола
Закончить строительство театра планировали уже в 1934 году. Но в стране начались перемены, и проект решили полностью пересмотреть. В 1933 году комитет содействия строительству Дома науки и культуры объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра". В условиях было сказано: "Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя". Свои идеи предложили архитекторы из Новосибирска, Томска и Москвы.
Как мог выглядеть Новосибирский оперный театр, если бы выбрали другой проект, смотрите в галерее:
В апреле 1934 года Партийное руководство Новосибирска утвердило один из конкурсных проектов. Его разработку поручили 2‑й мастерской Моссовета, которую возглавлял выдающийся архитектор Алексей Щусев.
Обновленный макет здания был удостоен гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Через год его выставили в Москве на Всесоюзной строительной выставке.
В августе 1935 года было решено отказаться от системы "панорамно-планетарного театра" и строить классический оперный театр. Инженер Григорий Данкман разработал схему реконструкции, по которой уменьшался объем зала, подвешивался акустический подвесной потолок, скрывающий объем купола, удалялась почти вся механизация.
Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при.
Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при.
"Самое интересное из украшений театра барельеф “Танцы народов СССР”, автором которого является Вера Федоровна Штейн. Это первая советская женщина-скульптор, которая работала в Эрмитаже. Она была еще и археологом", — рассказал Сергей Филонов, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири имени Баландина.
О других особенностях Новосибирского оперного театра можно узнать в инфографике
В 1941 году здание было почти построено, но началась Великая Отечественная война. В это сложное для страны время Новосибирский оперный театр стал хранителем сокровищ русской и мировой культуры. В огромное здание эвакуировали фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати.
В конце января 1941 года состоялся даже первый неофициальный концерт. Оркестр радиокомитета исполнил оперу "Иоланта" Чайковского.
Сразу после окончания войны — 12 мая 1945 года — Новосибирский государственный театр оперы и балета официально открылся оперой Михаила Глинки "Иван Сусанин". Затем в театре начал активно формироваться репертуар, который состоял в основном из классических произведений, например, оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Фауст".
Подробнее о том, как строили театр и возводили уникальный купол, слушайте в эпизоде подкаста "Обогнавшие время"
Риск, новаторство, триумф. Как строили Новосибирский оперный театр
Реконструкция. В 2000-2005 годах прошли масштабные реконструкции и реставрация здания. С тех пор Новосибирский оперный считается театром с самым современным оснащением в России. К 75-летию театра смонтировали подсветку здания, которая позволяет создавать разные сценарии освещения и световые композиции.
"На тот момент это была крупнейшая реставрация объекта советского наследия. Получилось восстановить фактически по крупицам оригинальный облик здания, каким он был в 1945 году. Росписи, например, воссоздавали специалисты из мастерской Грабаря. Это реставраторы, которые у нас восстанавливают и фрески Рублева, и древнерусскую живопись, и живопись во дворцах Санкт-Петербурга", — рассказал главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин.
Сегодня Новосибирский оперный театр имеет широкую международную известность, является обладателем 16 национальных премий, более 50 дипломов фестиваля "Золотая маска", удостоен Гран-при конкурса "Окно в Россию".
Более 30 оперных и балетных постановок, получивших мировое признание, вышли со сцены Оперного.

Отличительная особенность театра огромнейшая сцена. Когда Новосибирский театр гастролирует в Москве, единственная сцена, которая может принять нашу труппу с нашими постановками, это сцена Большого Кремлевского дворца

Главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин

Новосибирский оперный театр имеет статус памятника истории и архитектуры, при этом остается действующим, одним из ведущих театров России. Сегодня это единственный на территории Сибири и Дальнего Востока театр оперы и балета федерального подчинения. И первый немосковский оперный театр, который удостоен звания "Академический".
В декабре 2005 года Банк России выпустил в обращение серебряную монету достоинством 3 рубля серии "Памятники архитектуры России", на которой изображен Новосибирский театр оперы и балета.
Спорткомплекс "Олимпийский"
Спорткомплекс "Олимпийский" известен в первую очередь как символ Олимпийских Игр 1980 года. Он состоял из двух объектов — крытого стадиона и плавательного центра с несколькими бассейнами.
На момент открытия стадион "Олимпийский" был самым большим в мире. Конструкция здания во многом уникальна: крыша крытого стадиона закреплена на наружном железобетонном кольце, которое держится на сорокаметровых колоннах. При этом других опор у строения нет.
Универсальный стадион на 45 тысяч человек (ныне - спортивный комплекс Олимпийский). Проспект мира.
Универсальный стадион на 45 тысяч человек (ныне - спортивный комплекс "Олимпийский"). Проспект мира.
Еще одна уникальная особенность "Олимпийского" — звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом, которая собирается за пару часов. С ее помощью можно проводить два крупных мероприятия одновременно. На Олимпиаде-80 в одной части стадиона соревновались баскетболисты, в другой — боксеры.
XXI Чемпионат мира по спортивной гимнастике, проходящий в спорткомплексе Олимпийский, 19-23 сентября 1981 года
XXI Чемпионат мира по спортивной гимнастике, проходящий в спорткомплексе "Олимпийский", 19-23 сентября 1981 года
Вместе с перегородкой передвигали и трибуны. Их перемещали на воздушных подушках по принципу катера-амфибии. Это ещё одна находка советских инженеров.
Как перемещались трибуны и выдвигалась перегородка, вы можете увидеть в мобильном приложении "Обогнавшие время"
Проектирование. История спорткомплекса "Олимпийский" началась с творческого соревнования для проектировщиков. В 1975 году, в преддверии Олимпиады, Союз архитекторов СССР и Госгражданстрой провели конкурс с целью найти лучшие конструктивные и архитектурно-планировочные идеи для проектирования олимпийских спортивных сооружений в Москве.
Свои решения предложили около 500 архитекторов и инженеров из 11 проектных организаций Москвы и Ленинграда. Легкие покрытия над огромными территориями, обстройка существующих стадионов, двигающиеся и поворачивающиеся трибуны — какие только смелые замыслы ни разрабатывались в проектах конкурса.
Однако организаторы выдвинули определенные требования: при проектировании учитывать экономию материалов и их надежность, технологичность заводского изготовления, удобство и простоту монтажа. Кроме того, сооружения не должны быть заброшены после Олимпиады.

Необходимо создавать такие олимпийские объекты, которые еще долго будут служить городу, стране после окончания Игр. В частности, именно так строит свою подготовительную деятельность Оргкомитет “Олимпиада-80”, и этот курс организаторов Московской олимпиады приветствуется и одобряется в Международном олимпийском комитете

Президент МОК Майкл Килланин

Универсальные спортивные сооружения предполагал и Генеральный план развития Москвы. Согласно этому плану, город делился на восемь зон, каждый из которых получил по одному крупному объекту — стадиону или спортивному комплексу. Все сооружения строились с расчетом на дальнейшее использование.
Над проектом спорткомплекса "Олимпийский" работал творческий коллектив, которым руководили главный архитектор Москвы Михаил Посохин, архитекторы Борис Тхор и Леонас Аранаускас.
Главный архитектор и руководитель проекта Генерального плана развития города Москвы, лауреат Ленинской премии, народный архитектор СССР, академик Михаил Васильевич Посохин.
Главный архитектор и руководитель проекта Генерального плана развития города Москвы, лауреат Ленинской премии, народный архитектор СССР, академик Михаил Васильевич Посохин.
Строительство спорткомплекса. Перед строителями и проектировщиками стояла сложнейшая задача — всего за три года возвести самый большой и первый в мире стадион-трансформер.
Чтобы построить такой крупный объект, снесли 300 зданий и переселили 6 тысяч жителей. С карты столицы исчезло несколько переулков: Самарский, Тополев, Выползов, Барашков и Пальчиков.
"С точки зрения техники это уникальное нестандартное сооружение. Технологии строительства такого крупного комплекса не были отработаны. Это не собрать типовой дом из типового каркаса. Здесь очень много нестандартных элементов металла, каркас, монолитный железобетон. И все это, конечно, требовало большого мастерства рабочих, поскольку многое приходилось делать впервые", — рассказал старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
Строителям и проектировщиками предстояло сделать то, чего не делал еще никто в мире — перекрыть пролет огромного стадиона общей площадью 33 тысячи квадратных метров (примерно пять футбольных полей).
Подробнее о том, как проектировали и строили спорткомплекс "Олимпийского", слушайте в эпизоде подкаста "Обогнавшие время"
Гигантская перегородка, крыша-мембрана и другие инновации "Олимпийского"
Авторы проекта разработали уникальную крышу-мембрану. Ее толщина всего 6 миллиметров. Покрытие закреплялось на наружном железобетонном кольце, которое держали сорокаметровые колонны. Других промежуточных опор у такой огромной крыши не было.
Спорткомплекс "Олимпийский" — первый объект с большим пролетом, который перекрыли таким тонким покрытием.
Посередине будущего стадиона возвели временное сооружение и установили на нём внутреннее опорное кольцо. Получилась конструкция в форме бублика. И на внешнем, и на внутреннем кольцах смонтировали краны, которые поднимали элементы кровли и устанавливали на место.
Для этого сначала тридцать две стальные опоры подняли на высоту 13-этажного дома и соединили между собой железным кольцом. В него залили 6 000 кубометров, то есть 14,5 тысяч тонн бетона. Это была внешняя основа, удерживающая кровлю.
Строительство самого большого крытого безопорного стадиона Олимпийский (здание снесено в 2020 году) в Европе к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве.
Строительство самого большого крытого безопорного стадиона "Олимпийский" (здание снесено в 2020 году) в Европе к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве.
Первым делом нужно было уложить жесткую опору под тонкие листы мембраны. Поэтому сначала на земле собрали фермы — металлические конструкции для поддержки крыш. Они забрали на себя несущую нагрузку и равномерно её распределили. Фермы соединили друг с другом, чтобы поднять наверх единую конструкцию.
Саму мембрану собирали тоже на земле. Рулоны стального листа раскатывали на стенде, поднимали башенными кранами на специальных балках, скрепляли с фермами и между собой высокопрочными болтами. Чтобы покрытие из 64-х тонколистовых секторов стало единым, понадобилось около ста тысяч крепежных изделий.
О том, как выдающийся инженер Владимир Шухов придумал мембранные конструкции, слушайте в эпизоде "Нижегородский стальной шатёр. Чем пугала и изумляла ротонда Шухова".
Один из архитекторов "Олимпийского" Борис Тхор отмечал, что строительство подобного спорткомплекса было сродни преодолению сверхзвукового барьера в авиации.
Значимые события. Спорткомплекс строили к XXII Олимпийским играм 1980 года. Но и после здесь кипела жизнь. Стадион принимал чемпионаты мира и Европы по двум десяткам видов спорта. В "Олимпийском" прошли две Всесоюзные cпартакиады, международные соревнования "Дружба-84", Игры доброй воли-1986.
Спорткомплекс прославился не только благодаря спортивным событиям. Начиная с 1982 года, "Олимпийский" стал популярной музыкальной площадкой. Здесь выступали как сольные исполнители, например, Мадонна, Леонид Агутин, Стинг, Земфира, Бейонсе, так и музыкальные группы – "Кино", "Би-2", Pink Floyd, Linkin Park, Metallica.
Гастроли британской рок-группы Pink Floyd (Пинк Флойд) в СССР. Концерт в универсальном спортивном комплексе Олимпийский
Гастроли британской рок-группы Pink Floyd ("Пинк Флойд") в СССР. Концерт в универсальном спортивном комплексе "Олимпийский"
В 2009 году спорткомплекс стал площадкой для проведения "Евровидения" и принял гостей из 42 стран мира. А в 2014 году в "Олимпийском" проходил концерт знаменитого Пола Маккартни: артист приехал в Москву в рамках мирового турне On the Run.
Реконструкция. В 2019 году "Олимпийский" снесли, решив полностью перестроить. Реконструкцию планируют завершить к 2025 году.
Пролет здания вдоль фасадной стены останется без изменений, а стилобатная часть и крыша будут перестроены. Крышу планируется сделать из стеклянного купола для визуального увеличения пространства. На ней расположатся рестораны с панорамными видами.
Макет строящегося спортивного комплекса Олимпийский рядом с местом строительства спорткомплекса в Москве.
Макет строящегося спортивного комплекса "Олимпийский" рядом с местом строительства спорткомплекса в Москве.
Под куполом спорткомплекса разместится концертный зал, рассчитанный на 10 тысяч человек. А главное здание и бассейн в стилобате соединит беговая дорожка в форме цифры "8" протяженностью в километр.
"Олимпийский" станет центром деловой, культурной, социальной, торговой и досуговой деятельности, но сохранит архитектурные черты легендарного спорткомплекса.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала