Почему исчезла Сухарева башня и каким был первый проект здания МГУ
Когда в начале 1947 года было принято решение "О строительстве высотных зданий в Москве", на площадке на Ленинских горах предполагалось строить большое высотное здание в 32 этажа под жилье и гостиницу. В это же время новым ректором МГУ стал Александр Несмеянов. Он понимал, что университету нужно новое здание. Тогда советский учёный Юрий Жданов подсказал ему такую идею: "Почему бы вам не обратиться в партию правительства, чтобы одно из высотных зданий было перепрофилировано под вуз?" Несмеянов это сделал, его предложение довольно быстро было рассмотрено, и вскоре вышло постановление, которое первоначальное жилое гостиничное здание отдавало в распоряжение МГУ. При этом оно всё равно должно было проектироваться как высотное здание, чтобы вписываться в общую концепцию строительства.
Главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Старостенко
Прообразами Московского университета и всех высоток вообще в Москве были американские небоскребы Manhattan Municipal Building, Empire State Building и им подобные, которые имеют готическая завершение. В 30-е годы такая форма имела и утилитарное значение. В связи с развитием радио, в шпилях этих зданий располагались радиовышки и радиоантенны. Группа советских архитекторов съездила в Америку, чтобы посмотреть, как там строят небоскребы, и вообще, что они из себя представляют. Так, готические шпили на всех высотках очень хорошо перекликаются с шатрами Кремля и представляют собой более интересное архитектурное решение. Они отсылают аллюзии кремлевским звездам.
Профессор МГУ, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов
Чтобы здание МГУ никуда не уехало и не сползло, его поставили на коробчатый фундамент. Там была построена 7-метровая железобетонная подушка, на которой покоится все здание. Сверху стоят 12-метровые гибкие колонны, которые поддерживают первый парадный этаж. Они слегка подвижны, в отличие от всей остальной конструкции, и компенсируют перепады, неизбежные при долгой жизни здания. За стенами университета спрятаны металлические колонны. Они тоже снижают нагрузку на основание. А еще они сварные, а не клепанные, как у американских небоскребов. За годы Великой Отечественной войны сварные работы применялись и в танкостроении, и в судостроении, и вот перешли в строительство. Это была попытка применить в нем новые технологии.
Главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Старостенко
И проектирование, и строительство на фоне обычных, для тех лет сроков, было очень быстрым. Речь шла буквально о нескольких годах. Пока наверху еще достраивали финальные конструкции, внизу уже шла отделка внутренних помещений. Процесс возведения ускоряли как могли. Каждое высотное сооружение — это уникальное явление, уникальный проект. И, конечно, на людях, которые всё это строили, лежала колоссальная ответственность. Потому что это символы новой эпохи, послевоенного нового Советского Союза. В это вкладывалось очень много ресурсов и сил. И права на ошибку не было.
Главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Старостенко
В 1697-1698 годах Петр I путешествовал по Европе в рамках Великого посольства. За полтора года он побывал в Лифляндии, Восточной Пруссии, Голландии, Англии, Вене и Польше. Из-за границы царь вернулся со множеством знаний по разным наукам. В планах у него было теперь создать училище, в котором готовили бы будущих моряков и военных. Сподвижник Петра, ученый и государственный деятель Яков Брюс поддержал идею царя и предложил организовать такое учебное заведение в Сухаревой башне.
Для себя Яков Брюс на верхнем ярусе башни обустроил обсерваторию. В ней он собрал большую библиотеку научных заморских книг, телескоп, астрономические часы и огромный медный звездный глобус. В 1709 году из этой обсерватории Брюса наблюдали солнечное затмение.
Назначение Сухаревой башни как "светской", нецерковной постройки — это абсолютно научное, учрежденное Петром, сооружение, необходимое городу для развития наук. Оно было приспособлено для воспитания молодого морского поколения кадровых моряков, офицеров и юнг, матросов. Во-первых, мощная высота здания сразу позволяла проверить вестибулярный аппарат. Ты туда боишься залезть, забежать вверх-вниз, вверх-вниз. А это тренировка. С детства — раз 10 поднялся, спустился — и усилилась кардио система, ноги, мышцы. И ученики взбирались, взлетали!
Профессор кафедры "Градостроительство" МАРХИ Александр Малинов