Рейтинг@Mail.ru
"Нет ни у Китая, ни у США". Российские разработки вышли на новый уровень - РИА Новости, 19.05.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выставка Россия. Павильон АТОМ

"Такого нет ни у Китая, ни у США".

Российские разработки вышли на новый уровень
Надежда Сарапина
Уход западных машиностроителей с отечественного рынка открыл широкие возможности для новых партнеров — и развязал руки локальным производителям. В частности, к концу года может появиться первый российский электромобиль — "Атом". Сейчас уже обкатывают первые прототипы. Корреспонденту РИА Новости удалось испытать один из них.
Долгий путь
Над проектом работали давно. Активные исследования вели с 2014-го, к концу 2020-го изготовили первый образец, а в 2021-м за дело взялась АО "Кама". Поставили цель: самостоятельно создать качественный и высокотехнологичный продукт под российский климат.
Обновленный экстерьер российского электромобиля Атом
Обновленный экстерьер российского электромобиля "Атом"
Привлекли опытных специалистов. В команде — Игорь Поваразднюк, занимавшийся перспективными проектами компании "КАМАЗ", Дмитрий Агеев, руководивший IT-разработками в Avito и Gett, Харальд Грюбель, развивавший Volkswagen, Mercedes и АвтоВАЗ, Ларри Ванг, приложивший руку к Ford и Byton, и другие. Всего более тысячи человек.
Помогают и партнеры. Так, "Росатом" занимается производством высокоемких батарей, а АО "Лаборатория Касперского" обеспечивает шлюз безопасности.
Центры производства — в Набережных Челнах, Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае. В Поднебесной — два офиса и лаборатория в городе Нанкин. "Там занимаются разработкой высоковольтной системы и тепломенеджентом", — объясняет директор по маркетингу АО "Кама" Светлана Коцыганова.
В итоге в начале весны представили функциональный прототип.
Инженеры-испытатели
Обычно к тест-драйвам так называемых мулов допускают только инженеров-испытателей. Но в этот раз за руль разрешили сесть обычным людям.
На московской трассе ЦТВС ожидает четырехметровый электромобиль в камуфляжной пленке. Кузов для прототипа позаимствовали у схожей по габаритам серийной модели, но полностью его перекроили. "Это распространенная практика: многие автопроизводители используют для тестирования кузовы автомобилей-одноклассников", — рассказывает Коцыганова. Внутри все по минимуму: только руль и сиденья.
Презентация российского электромобиля Атом
Презентация российского электромобиля "Атом", разработанного акционерным обществом "Кама"
Пока можно оценить лишь ходовые характеристики. "Атом" — заднеприводный, как спортивное авто или некоторые внедорожники. Водитель, привыкший к переднему приводу, сразу чувствует "тяжелый круп".
Кажется, что машина будет медленной и неповоротливой, но это не так. Легкое нажатие, и она мгновенно набирает скорость. Любителям давить педаль в пол придется менять привычки: восемь секунд — и автомобиль несется под сто километров.
Мул оказался маневренным и послушным. Кроме прочего, он умеет резко разворачиваться (радиус 4,9 метра) и ехать боком. Есть и системы безопасности — в частности, замедление на поворотах.
Тест-драйв функционального прототипа электромобиля "Атом"
Начинка
Именно безопасность в приоритете у инженеров. Так, предусмотрены системы помощи водителю ADAS2.0. В число заводских настроек войдет порядка 15 функций — от контроля слепых зон и удержания в полосе до адаптивного круиз-контроля и автопарковки, а также выезда.
Варианты IT-решений и дизайна прорабатывают в инженерном центре. В качестве базы используют фанерные макеты машины — "березки". Сосредотачиваются на системах дополненной реальности и отдельных элементах салона.
Концепция предусматривает высокофункциональный руль, использование систем дополненной реальности (в частности, проекцию на лобовое стекло), собственный магазин приложений прямо на борту. Компания-производитель позиционирует машину как "гаджет на колесах".
Одной из главных фишек станут распашные двери без центральной стойки. Этого удалось добиться благодаря использованию в конструкции несущей части высокопрочной и сверхвысокопрочной стали.
Презентация российского электромобиля Атом
Образец колесной базы с элементами управления на презентации российского электромобиля "Атом", разработанного акционерным обществом "Кама"
Под реалии
"Прежде всего электрокары предназначены для городов и должны встраиваться в системы такси, каршеринга, доставки и быть удобными для личного пользования", — объясняют в компании.
Проблемы с работой навигационных систем обходят с помощью технологий, фиксирующих местоположение автомобиля в городе без использования спутниковой навигации. Используют дублирующие элементы, например акселерометр, гироскоп и мобильные системы, для взаимодействия с операторами устанавливают ESIM.
Презентация российского электромобиля Атом
Функциональный прототип российского электромобиля "Атом"
В компании подчеркивают, что "Атом" разработан для российского климата и тестируется в том числе при низких температурах. Американские и китайские модели, например, на холоде мгновенно разряжаются.
Только в Москве температура за год колеблется от плюс 30 до минус 30 градусов. Аккумулятор должен это выдерживать, поэтому предусмотрены дополнительные усиления, чтобы сохранять тепло и обеспечить правильную работу термостатирования.
"Система не должна потреблять много энергии, а также обязана обеспечить баланс между типом охлаждения батареи, что необходимо в жару, и ее нагревом. В результате все работает и при минус 40. У зарубежных конкурентов стандартная потеря при минус 15-20 градусах — 50 процентов заряда. Наша цель — не больше 20 процентов", — уточняет директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью АО "Кама" Иван Соломин.
От слов — к делу
Необходимые мощности для производства позаимствовали у завода "Москвич". Сейчас идут оснастка и дополнительное оборудование линии. Производить гибридные автомобили пока не планируют, хотя технические возможности это уже позволяют.
В приоритете — решение еще одной проблемы. Дело в том, что электромобиль можно "заправить" далеко не на каждой станции. Все дело в несовместимости ПО определенных моделей с зарядкой.
Зарядные станции электротранспорта
Зарядные станции для электротранспорта во Владивостоке
"Мы работаем в тесном контакте со всеми производителями у нас в стране, вместе пишем протоколы общения между станцией и машиной. Владельцам "Атома" не придется искать подходящие станции, как сейчас владельцам других электрокаров", — отмечает Соломин. Кроме того, компания сама разрабатывает быстрые "зарядники" для города и медленные для частного пользования.
Серийное производство стартует в середине 2025-го. Тогда же "Атом" ждут уже реальные испытания — непосредственно клиентами.
Обновленный экстерьер российского электромобиля Атом
Обновленный экстерьер российского электромобиля "Атом"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала