![Ярошенко Н. А. Портрет ученого А. Я. Герда, 2-я половина XIX века Ярошенко Н. А. Портрет ученого А. Я. Герда, 2-я половина XIX века](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877020766_0:0:857:1200_650x0_80_0_0_7c88144702b2deeb80d298e5a10c011e.jpg)
За ним шли. Кто на самом деле создал теории Макаренко и Сухомлинского
Мы привыкли думать, что отцом-основателем воспитательной педагогики был Василий Сухомлинский, а новатором в перевоспитании несовершеннолетних преступников — Антон Макаренко. Однако первые успешные шаги в этих направлениях, как и начало гуманной педагогики в России, связаны с другим именем — Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Как педагогу-гуманисту удалось опередить свое время на десятилетия, что делало его подходы востребованными и для работы с правонарушителями, и для образования детей Александра III, а также почему выдающийся реформатор почти неизвестен сегодня? Разобраться в этом РИА Новости помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.
Дитя реформ
Феномен Герда связан не только с его природными дарованиями, но и с уникальными чертами времени начала профессиональной деятельности педагога. Он окончил университет в один из самых прогрессивных периодов в истории Российской истории после Петра I.
"Удивительно плодотворный период длился с отмены крепостного права в 1861 году до первого покушения на Александра II в 1866-м. Пик эпохи Великих реформ, которые способствовали демократизации общества, и впервые после восстания декабристов общественная инициатива стала поощряться, а образование больше не контролируется от и до государственным аппаратом", – рассказал Богуславский.
![Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии, 1861 год Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии, 1861 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877014996_0:0:2136:2048_1440x0_80_0_0_2691a2ee5562b197d2c39f9da0c03e7f.jpg)
Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии. 1861 год. Фотокопия.
В 1863 году Герд начал преподавать в самой прогрессивной школе не только Санкт-Петербурга, но и империи – Василеостровской. Она создавалась сообществом единомышленников, молодых педагогов. Заведением управляли коллегиально, без директора, а на каждый урок конкретного учителя приходили другие преподаватели, чтобы потом детально проанализировать плюсы и минусы занятия.
"Именно там Герд получил уже практический фундамент и развил смелость в реализации собственных идей. Он дитя Великих реформ, если его старшим коллегам приходилось прикладывать усилия, чтобы перестраиваться с формальных подходов на гуманистические, то для начинающего учителя эта вдохновляющая атмосфера стала творческим стимулом", – дополнил ученый.
Разрушитель стен
Молодой практик ставил перед собой задачу воспитывать граждан, которые смогут привносить в общество открытия и перемены. Если в центре взаимоотношений с воспитанниками Герд определял доверие, то целью его образовательной деятельности было развитие у воспитанников живого интереса к окружающему миру. Выдающийся педагог считал, что нет лучшей почвы для незаурядного мышления, чем любознательность, подметил Богуславский.
"Герд начал первым в России проводить образовательные экскурсии, устраивать практические занятия на природе, что очень напоминает "Школу радости" Василия Сухомлинского. Александр Яковлевич первым в России стал развивать наглядность как метод познания. Он все иллюстрировал рисунками, картонажами или опытами", – подчеркнул ученый.
© Николай Богданов-БельскийСельская школа. 1890-е
![Сельская школа. 1890-е Сельская школа. 1890-е](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/0e/1878052452_0:101:1998:1225_650x0_80_0_0_a8326e2aba7e47fa4995ad2db1c97268.jpg)
© Фото : public domainУрок в земской школе
![Урок в земской школе Урок в земской школе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/0e/1878051799_0:100:1200:775_650x0_80_0_0_39852ec81994846719e61fb9e9c900f5.jpg)
1 / 2
Сельская школа. 1890-е
© Николай Богданов-Бельский
И во время множества совместных прогулок, в атмосфере общей вовлеченности в занятия, формировалось самое ценное – доверие друг к другу и педагогу. Так Александр Герд разбивал стену отстраненности между воспитанниками и воспитателем, и ему это удалось. Дальше, с какими бы непростыми испытаниями он не сталкивался, принципы человеколюбия и совместности оставались незыблемой основой работы педагога-гуманиста.
Риск, который был оправдан
В 1870 году в Петербурге организуют "Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов", которое занимается созданием колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников. Ее земледельческое отделение в Охте в восьми верстах от города возглавил Александр Герд. Если сравнить отчеты о деятельности этой колонии 1878–79 годов и первые главы "Педагогической поэмы" Макаренко, получится чрезвычайно похоже – и в общей ситуации, и в методиках воспитания, подчеркнул Богуславский.
![Кадр из фильма Педагогическая поэма. Макаренко - актер Владимир Емельянов - и беспризорники. Репродукция Кадр из фильма Педагогическая поэма. Макаренко - актер Владимир Емельянов - и беспризорники. Репродукция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/12/1784036671_0:0:3055:2047_1440x0_80_0_0_6972518593923b9d2c8b6ca0f89203a2.jpg)
Кадр из фильма "Педагогическая поэма". Макаренко - актер Владимир Емельянов - и беспризорники. Репродукция.
Поэтому стоит помнить, что отечественным первопроходцем в деле социализации и воспитания оступившихся подростков через совместный труд является именно Герд, продолжил он.
"Тогда, после шестимесячной поездки по Европе в поисках лучших практик для таких заведений, он вынес для себя основной принцип, ставший таковым и для Макаренко, – в центре обучения не деятельность, а отношения. С этим опытом Герд начал работать в Охте и сразу сконцентрировался на формировании ядра коллектива, воспитанников, которые в дальнейшем помогали адаптироваться новоприбывшим", – добавил ученый.
Новатор пошел на риск: согласно его распоряжению в поселении не существовало ни заборов, ни решеток, ни даже сторожей. При этом воспитанниками зачастую становились несовершеннолетние преступники.
И, если судить по документам о деятельности колонии и записям очевидцев, воспитатель ни разу не применил насилие к воспитанникам. Воспитатели в колонии поддерживали Герда и говорили: "Мы шли за ним, не тяготясь непосильным подчас трудом", а один из педагогов колонии писал о своем руководителе, как о "подлинном идеале человека", продолжил Богуславский.
Заступник женских прав и воспитатель августейших
В дальнейшей профессиональной деятельности Герд занялся еще одним направлением, опережающим его время, – развитием полноценного образования для женщин. В 1877 году он принял в заведование перворазрядное учебное заведение княгини Оболенской, частную женскую гимназию в Санкт-Петербурге. А также с первых дней основания первого женского высшего учебного заведения, Бестужевских курсов, педагог преподавал в нем, а впоследствии стал председателем педагогического совета.
CC BY-SA 4.0 / Екатерина Борисова / Здание женской гимназии княгини Оболенской: Басков переулок, 8, Центральный район, Санкт-ПетербургГимназия княгини А. А. Оболенской
![Гимназия княгини А. А. Оболенской Гимназия княгини А. А. Оболенской](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877020856_0:317:1920:1397_650x0_80_0_0_0be97dd66ed7fcf693cefb3670809a02.jpg)
CC BY-SA 4.0 / Екатерина Борисова / Флигель: 10-я линия Васильевского острова, 33, Василеостровский район, Санкт-ПетербургЗдания, в которых в 1885—1918 гг. находились Высшие женские (Бестужевские) курсы
![Здания, в которых в 1885—1918 гг. находились Высшие женские (Бестужевские) курсы Здания, в которых в 1885—1918 гг. находились Высшие женские (Бестужевские) курсы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877020831_0:180:1920:1260_650x0_80_0_0_893254b6b478cd185359faf3cbb5767d.jpg)
© Public domainГруппа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Тарновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская
![Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: O. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова, Н. А. Белозерская, В. П. Тарновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: O. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова, Н. А. Белозерская, В. П. Тарновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877020723_19:153:685:527_650x0_80_0_0_d82cc2cd3da6b0d37e9392c8350cf342.jpg)
1 / 3
Гимназия княгини А. А. Оболенской
2 / 3
Здания, в которых в 1885—1918 гг. находились Высшие женские (Бестужевские) курсы
3 / 3
Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Тарновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская
"Герд, как уже опытный организатор образования, выстроил в гимназии полноценную систему среднего образования для женщин, а на основе Бестужевских курсов простраивал подходы к высшему образованию для женщин", – конкретизировал Богуславский.
Для конца XIX века это было большим достижением. В обществе господствовало убеждение, что женщине не нужно классическое образование, и даже в педагогическом сообществе выступали против.
Одной из учениц в гимназии княгини Оболенской была будущая супруга Владимира Ленина Надежда Крупская, которая обучалась в педагогическом классе.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкУчастница революционного движения Надежда Константиновна Крупская.
![Участница революционного движения Надежда Константиновна Крупская Участница революционного движения Надежда Константиновна Крупская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877015016_0:384:2048:1536_650x0_80_0_0_3f4226042d1c393a57a0b9bc0594597b.jpg)
![Курсистки Высших женских (Бестужевских) курсов Курсистки Высших женских (Бестужевских) курсов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877014974_0:378:2864:1989_650x0_80_0_0_9f850dd98d2d5c0921e003f6c19f8e8b.jpg)
1 / 2
Участница революционного движения Надежда Константиновна Крупская.
Также с 1878 года Александр Яковлевич преподает детям Александра III. Так, Герд участвовал в воспитании ключевых фигур эпохи, которые потом окажутся по разные стороны революционных событий, отметил Богуславский.
"Сейчас о Герде действительно вспоминают редко, несмотря на его колоссальное значение для всей дальнейшей педагогической традиции. Мне кажется, проблема в том, что он не оставил нам теоретических трудов, только учебники и ряд заметок. Александр Яковлевич был практиком и человеком действия", – подметил он.
![Химическая лаборатория Бестужевских курсов Химическая лаборатория Бестужевских курсов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1877020745_0:0:579:434_1440x0_80_0_0_2959d6dc0814f4be63fe0f020faf5276.jpg)
Химическая лаборатория Бестужевских курсов
В 47 лет в Санкт-Петербурге Александр Герд скончался из-за оторвавшегося тромба. Зачастую один из наиболее прогрессивных педагогов своего времени работал по 16 часов в сутки, практически не отдыхал, а в редкие интервалы свободного времени помогал ученикам и начинающим преподавателям. Вероятно, пренебрежение собственным здоровьем и абсолютный альтруизм внесли немалую лепту в раннюю смерть Герда, когда он был на пике общественных и преподавательских успехов, уточнил Богуславский.
09:00 15.06.2023
(обновлено: 22:30 21.06.2023)