Рейтинг@Mail.ru
Алексей Бородин: это счастье – встретить своего автора, близкого по духу - РИА Новости, 13.06.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Алексей Бородин: это счастье – встретить своего автора, близкого по духу

© Фото предоставлено Марией Моисеевой Репетиция спектакля РАМТ "Леопольдштадт"
Репетиция спектакля РАМТ Леопольдштадт
Репетиция спектакля РАМТ "Леопольдштадт"
Читать ria.ru в
Художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ) крупнейший российский режиссер Алексей Бородин представляет 16 июня премьеру спектакля "Леопольдштадт" по пьесе всемирно известного английского драматурга Тома Стоппарда в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес". В преддверии премьеры Бородин дал интервью РИА Новости, в котором поведал о творческом содружестве с драматургом, третью пьесу которого он представляет российскому зрителю, поделился мнением о творчестве Стоппарда, а также рассказал о том, чем заинтересовала его новая работа драматурга и насколько она актуальна сегодня. Беседовала Наталия Курова.
– Алексей Владимирович, в вашем театре уже поставлены три пьесы Тома Стоппарда: "Рок-н-ролл", трилогия "Берег утопии", "Проблема", и вот теперь вы представляете новую пьесу известного английского драматурга "Леопольдштадт". Причем, свои пьесы Стоппард сам присылает вам для постановки. Это необычная для российского театра и российского режиссера история.
– Когда Стоппард только написал свою новую пьесу "Леопольдштадт", и еще не было премьеры в Лондоне, он сразу прислал ее мне. Это, конечно, приятно очень. Я прочел ее еще в английском варианте, и она сразу произвела на меня огромное впечатление. Русский вариант создал Аркадий Островский, который переводил все его пьесы.
– Сегодня, наверное, РАМТ – единственный в России театр с таким обширным стоппардовским репертуаром?
– Это на самом деле счастье – встретить своего автора, близкого тебе по духу, по мировоззрению. И у нас с Томом Стоппардом в целом сложились теплые дружеские отношения. И, конечно, это цементирует наше с ним сотворчество.
Актрисы Нелли Уварова, Анна Ковалева, Антонина Писарева в сцене из спектакля Женщины Лазаря  - РИА Новости, 1920, 17.02.2023
В РАМТе состоялась премьера спектакля "Женщины Лазаря" с Нелли Уваровой
– Стоппард приезжал и на репетиции, и на премьеры – я имею ввиду "Берег утопии" и "Проблему". Он делал какие-то свои замечания, давал советы, рекомендации. Вы много с ним беседовали?
– Он приезжает на репетиции всегда. Потому что он очень любит артистов и театр. На репетиции, как правило, он сидит, смотрит, два-три слова скажет и не более того. Но иногда наши встречи оборачивалось долгим разговором, который всегда очень интересен с точки зрения театра как такового, который он знает абсолютно досконально. Все наши беседы с ним содержательные.
– Как бы вы определили главную черту Стоппарда?
– Начнем с того, что ему все интересно. Например, ему за трилогию "Берег утопии" в Японии дали орден. И он решил, что не полетит из Лондона в Токио, как бы сделали многие, а долетит до Москвы, потом сядет на поезд до Владивостока, чтобы посмотреть нашу прекрасную страну, а уже из Владивостока полетит в Японию. Для всех это было непонятно и удивительно. Как решил, так и сделал, я проводил его на обычный поезд, и он отправился в путешествие по России.
Казалось бы, почему английский драматург такого уровня должен сидеть пять лет в Лондонской библиотеке и практически прочитать все труды русских интеллектуалов ХХ века? А ему это было очень интересно. Он говорил, каким потрясающим мыслителем он считает Герцена, как ему интересен Белинский. И поразительно, что частная история про русских людей, описанная в пьесе "Берег утопии", и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Токио зрителями воспринималась с огромным интересом.
Сцена Российского академического молодежного театра (РАМТ) - РИА Новости, 1920, 13.07.2021
Российский академический Молодежный театр
– Пьесы Стоппарда идут по всему миру. В чем, по-вашему, секрет успеха драматурга?
– Стоппард, конечно, великий мастер, потому что он умеет так построить материал, что все о чем он хочет рассказать, оказывается потрясающе интересным. Но при этом у него, я бы сказал, такое требовательное отношение к зрителю, потому что он ничего не разобъясняет. "Берег" – это русская тема, 35 лет ХIХ века, "Рок-н-ролл" – тема чешская, о всех тех проблемах, которые там были в то время (1968-90 годы), а "Проблема" – это вообще история научного поиска современных ученых (причем, российские крупные ученые, которые смотрели этот спектакль, просто были поражены, как Стоппард точно все знает)…
Если на афише стоит имя Стоппарада – это значит знак качества, это значит аншлаг… Помимо создания темы, которая обязательно его волнует эмоционально и интеллектуально, он умеет воплотить это так, что это становится театральными сюрпризом.
– А что должен сделать режиссер, чтобы эти темы, которые вряд ли знакомы зрителю, стали понятны и интересны?
– Задача режиссера – погрузить все это в динамику жизни, наполнить энергией жизни. И тогда к зрителю, на которого обрушивает то, что ему совершенно неведомо, сквозь эти исторические, научные и другие темы, приходят человеческие отношения…
Зрительный зал основной сцены Государственного академического Большого театра России - РИА Новости, 1920, 22.02.2023
Театр: особенности вида искусства, история, основные понятия
– Как бы вы определили главную тему творчества Тома Стоппарда?
– Какая бы не была проблема, главная тема его творчества, мне кажется, всегда – это "человек и утопия". Недаром его пьеса называлась "Берег утопии" – интереснейший материал о том, как мечтали люди о том, что никогда не осуществится. И вместе с тем, очень важно для всех нас понимать: мы должны мечтать. Проходя через трудности, потери, трагедии, человек остается человеком и продолжает жить и мечтать….
– Алексей Владимирович, сегодня вряд ли удастся Стоппарду приехать в Москву к вам на репетиции и на премьеру. Но вы с ним общаетесь по телефону или переписываетесь?
– Мы все время в контакте, в течение всего этого времени работы над пьесой мы переписываемся. Стоппард очень хочет, чтобы премьера новой его пьесы состоялась у нас, в России, он всей душой этого хочет. Но приехать сегодня довольно сложно. Вопреки сегодняшней ситуации, когда пытаются разрушить культурные связи, отменить русскую культуру, он хочет, чтобы пьеса шла у нас. А запретить русскую культуру, как и культуру любого другого народа невозможно. От этих попыток мир только пострадает, обеднеет.
– Какие сложности театр испытывает сегодня в связи с этими попытками Запада?
– Ну, конечно, прежде всего, и это повсеместно, права на постановку пьесы зарубежного автора получить сегодня практически невозможно. И даже с теми пьесами, которые у нас идут, мы испытываем трудности. Потому что приходится вести бесконечные переписки с авторами с просьбой подтвердить право. А если они отказываются, приходится как-то решать эту проблему. Иногда удается, а иногда – нет.
Конечно, то, что с передовыми авторами, которые нам интересны, и с которыми мы хотели сотрудничать, сегодня контакт закрыт – это, я считаю, чрезвычайно неправильно.
– Существуют ли ограничения по срокам жизни спектакля в театре? Все ли спектакли по пьесам Стоппарда идут сегодня у вас?
– Уже не идет "Рок-эн-ролл", этот спектакль был поставлен Адольфом Шапиро очень давно. Не идет и "Берег утопии". Но он шел 10 лет, это предел для спектакля вообще. "Проблема" остается в репертуаре и теперь добавится "Леопольштадт".
Открытие выставки в честь 100-летия РАМТ  - РИА Новости, 1920, 13.06.2023
День Бородина: как РАМТу удается оставаться молодежным театром
– Теперь давайте более подробно и поговорим о предстоящей премьере, о пьесе "Леопольдштадт", которую сам автор называет автобиографической. Она основана на истории его семьи, которая вынуждена была перед войной бежать из Чехии, где они жили, но спастись в эту страшное время удалось лишь немногим из этой большой семьи…
– Да, казалось, что уже более англичанина, чем Том Стоппард, трудно представить. Но на самом деле он из семьи чешских евреев, которые, конечно, очень пострадали во время войны. В пьесе есть сцена, когда один человек приезжает в Вену из Англии, он ничего не знает о своих корнях, вырос и воспитан в Англии, куда его привезли еще ребенком. Это, наверное, сам Том Стоппард. Но я бы не назвал пьесу автобиографической.
"Леопольдштадт" – это история большой семьи Германа Мерца, преуспевающего фабриканта, которая живет в Вене. За несколько дней до начала ХХ века эта большая семья отмечает Рождество, они полны надежд и уверенности в будущем, а в результате все оборачивается трагически. Все оказывается утопией. Это слово главное. История, рассказанная Стоппардом, жесткая. Но она сделана как всегда в его особенной манере – всегда в драматических и трагических обстоятельствах у него присутствует ирония, которая усиливает драматизм. Это комедия, которая оборачивается трагедией.
– А как вы определи жанр вашего спектакля – это трагедия, драма, философское размышление?
– Здесь все вместе – трагедия, драма, философское размышление. Стоппард создает симфоническое произведение. У него помимо личного, есть какой-то общий взгляд на жизнь человека, на его судьбу, его надежды, его утопии, на то, как он живет с этой утопией. Наша жизнь сама по себе трагична, она конечна. Но мы живем так, как будто все еще впереди. Это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющимся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней. Стоппард поднимает проблемы общечеловеческие. Эта история и эта тема вне времени. В этом я вижу актуальность его пьесы, в этом интерес и сила его творчества.
Художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ), режиссер Алексей Бородин  - РИА Новости, 1920, 14.12.2022
Режиссер Бородин получил главный приз Биеннале театрального искусства
– Алексей Владимирович, вы не так давно потеряли вашего постоянного соавтора, главного художника театра Станислава Бенедиктова. Кто на этот раз занимался сценографическим решением спектакля?
– Да, 50 лет мы работали вместе со Станиславом Бенедиктовым , начинали еще когда учились и так вместе шли по жизни. У нас творческие и человеческие отношения были неразрывны… Но в ноябре 2022 года его не стало. К счастью, задумали мы спектакль со Станиславом Бенедиктовичем вместе, его рисунки стоят у меня на столе, и это главный ориентир для нас в работе над спектаклем, макет которого начал складываться еще при его жизни. Я благодарен его другу Виктору Архипову, который сразу вызвался помочь нам. Вместе с ним сценографией занималась его ученица Лилия Баишева. Впервые я с огромным удовольствием сотрудничаю с художником по костюмам Марией Даниловой.
– Кто играет главные роли в спектакле?
– В этом спектакле заняты артисты РАМТа всех поколений – народные артисты России Евгений Редько и Лариса Гребенщикова, актеры Александр Гришин, Александр Доронин, Александр Девятьяров, который также создал музыку для спектакля, и другие наши замечательные артисты.
– Алексей Владимирович, вы завершаете этой постановкой сезон?
– Да, спектакль "Леопольдштадт" – последняя большая премьера сезона. Впереди гастроли театра в Йошкар-Оле. Двадцать пятого августа мы откроем новый сезон. О премьерах говорить еще рано. Но уже репетируются "Мизантроп", "Каштанка", спектакль "Здесь дом стоял", основанный на воспоминаниях наших артистов старшего поколения.
Флаги с презентацией фестиваля Черешневый лес - РИА Новости, 1920, 08.04.2023
В Москве стартует фестиваль искусств "Черешневый лес"
– Ваша премьера "Леопольдштадт" состоится в рамках ХХIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".
– Это не первое сотрудничество РАМТа с фестивалем – мы уже участвовали в программе этого форума в 2019 году спектаклем "Манюня" по прозе Наринэ Абгарян. И теперь наша новая встреча.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала