В пятницу организаторы Уимблдонского теннисного турнира объявили, что, в отличие от прошлогодних соревнований, в нынешнем сезоне они примут заявки на участие от игроков из России и Белоруссии. Но, как и в выпущенных несколько дней назад рекомендациях Международного олимпийского комитета, в релизе Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета содержатся критерии для участия в нейтральном статусе, которые как минимум потребуют уточнения, а как максимум - точно так же оставят россиян и белорусов "в ауте", но более изощренным способом.
Как известно, в прошлом году Уимблдон стал единственным турниром Большого шлема, который отказался принимать российских и белорусских теннисистов. Ассоциация теннисистов-профессионалов (АТР) и Женская теннисная ассоциация (WTA) нанесли ответный удар – превратили исторически самый престижный турнир мира в подобие показательных выступлений, лишив организаторов права начислять участникам рейтинговые очки за дискриминацию по национальному признаку.
Второй год подряд вступать в противостояние с организациями, которые без всяких рекомендаций МОК год назад объявили, что не будут отстранять российских и белорусских теннисистов, Всеанглийский клуб не пожелал. "Позиция, которую мы заняли в прошлом году, привела к последствиям, которые в случае их продолжения навредят интересам игроков, болельщиков, турниру и британскому теннису", - эта цитата объясняет причины, по которым Уимблдон решил пойти в нынешнем сезоне по другому пути.
Однако путь этот может оказаться полным подводных камней, судя по формулировкам в релизе. "Российские и белорусские теннисисты должны соревноваться в нейтральном статусе, удовлетворяя определенным кондициям", - говорится там. "Запрещается выражать поддержку действиям России на Украине" – это самое понятное. Никто из наших теннисистов, выступающих в турах ATP и WTA, ее никогда и не выражал.
Но вот что означает "запрещается участие игроков, получающих финансирование от российского и белорусского государств, включая спонсорство от компаний, управляемых или контролируемых государствами"? С одной стороны, теннисисты, претендующие на участие в Уимблдоне, находятся в таком финансовом статусе, что сами могут кого угодно спонсировать. Например, сильнейший игрок России Даниил Медведев только в 2023 году официально заработал более двух миллионов долларов. Располагающийся на 104-й строчке мирового рейтинга Роман Сафиуллин, который также может попасть в основную сетку Уимблдона, конечно, получил за три месяца текущего года поменьше, но это тоже вполне солидные 147 тысяч долларов.
Однако, как и во всех других видах спорта, в теннисе есть официальный состав сборной России, куда входят и Медведев, и Андрей Рублев, и Дарья Касаткина, и остальные наши мастера ракетки. А все, кто в сборной, получают зарплату от Минспорта. Понятно, что она, грубо выражаясь, копеечная по сравнению с их доходами от выступлений на профессиональных турнирах – но британцы, чтобы придраться, вполне могут назвать это "финансированием от государства".
Ну и наконец, в релизе прописаны следующие слова: "В прошлом году опция личных заявлений была нежизнеспособной. С тех пор активное взаимодействие с правительством и заинтересованными теннисными организациями позволило уточнить форму заявлений и разработать действенные меры для их реализации и соблюдения действия. Этот подход пользуется полной поддержкой правительства Великобритании, Всеанглийского клуба, АТР, WTA и ITF".
Поскольку за все это время нигде не сообщалось о том, что российские и белорусские теннисисты должны были выступать с какими-либо заявлениями, остается предположить, что речь идет о неких бумагах, которые им нужно будет подписать для участия в Уимблдоне. Но что будет содержаться в этих заявлениях? Подробностей в релизе нет, вышеупомянутые теннисные организации на момент написания этого материала на запросы РИА Новости еще не ответили. А может быть там, собственно, все что угодно. Например, требование осудить СВО, которое уже пытались предъявить российским автогонщикам, а по словам президента Федерации лыжных гонок России Елены Вяльбе, и российским лыжникам.
Возможно, конечно, какие-либо заявления российские и белорусские теннисисты уже подписали в прошлом году – без какого-либо привлечения к этому процессу внимания, а Всеанглийский клуб сейчас решил об этом напомнить, чтобы по максимуму обезопаситься от критики. Которая, впрочем, уже поступила: на Украине назвали намерение допустить россиян и белорусов до Уимблдона "аморальным" и призвали правительство Великобритании не выдавать визы российским и белорусским теннисистам. Достоверно сие неизвестно. Понятно только одно – схожесть данной ситуации с той, что сложилась вокруг рекомендаций МОК.
Томас Бах сотоварищи вроде бы рекомендуют допускать российских и белорусских спортсменов до соревнований – но с такими условиями, что подойдет под них категорическое меньшинство, а первая возникающая реакция у самих допускаемых далека от цензурной. Уимблдон вроде бы теоретически допускает россиян и белорусов – но на практике вполне может так оказаться, что до изумрудных кортов в пригороде Лондона никто из них не доедет. В общем, тот самый случай, когда выражение "дьявол в деталях" близко к прямому значению: что МОК, что организаторы Уимблдона в своем отношении к спортсменам из России и Белоруссии точно не на стороне света.





