Рейтинг@Mail.ru
Театральный супермаркет. Чему можно научиться в Новой Опере - РИА Новости, 30.03.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Программа Мастерская художника для всей семьи
Фойе театра Новая Опера
Детская экскурсия по театру Новая Опера, посещение световой ложи

Театральный супермаркет

Чему можно научиться в Новой Опере
Хор и занятия по сценической речи для всех желающих, семейные мастерские по созданию театрального костюма и возможность для подростков попробовать себя в качестве режиссеров оперных отрывков – такие возможности дает зрителям театр Новая Опера, в котором открыты самые разные образовательные программы и мастер-классы для публики.
Образовательный кластер Новой Оперы (сокращенно – "ОКНО") работает в театре второй сезон. Все программы можно поделить на несколько направлений: детские, подростковые, для взрослых и семейные. Еще одно направление работы – специальные выездные занятия в школах и для школьников, которые, наоборот, приезжают в театр.
О том, какие новые программы появятся в ближайшие месяцы и почему зрители приходят в Новую Оперу не только на спектакли, корреспонденту РИА Новости рассказала руководитель "ОКНА" Алиса Спирина.
Зачем взрослым петь в хоре
Образовательные программы могут быть настоящим отражением "идентичности" театра, рассказывать зрителю, что в театре особенного, уникального. Например, исторически в Новой Опере очень сильный хор. Театр в 1991 году основал дирижер Евгений Колобов, хормейстером была его супруга Наталья Попович. В афише с самого начала было много интересных хоровых программ. У меня же давно была мечта запустить хоровые занятия, которые не требовали бы от участников специальной подготовки, хор, куда мог бы прийти любой человек, которому хочется петь. И в этом театре такая программа показалась максимально органичной. Мы подозревали, что она будет интересна публике, но не могли представить насколько, представить, что люди будут так биться за билеты на каждый блок занятий.
"Хор для всех желающих" находит отклик у людей разных возрастов именно потому, что здесь нет никаких предварительных требований, мы никого не прослушиваем заранее, не говорим, что нет голоса. Программу ведут, что очень важно, педагоги самого высокого уровня – главный хормейстер театра Юлия Сенюкова и руководитель режиссерской группы Алексей Вэйро.
© Фото предоставлено Образовательным кластером Новой Оперы/Наталья МалышеваЗанятие "Хора для всех желающих"
Занятие Хора для всех желающих
Занятие "Хора для всех желающих"
© Фото предоставлено Образовательным кластером Новой Оперы/Наталья Малышева Главный хормейстер театра Юлия Сенюкова проводит занятие "Хора для всех желающих"
 Главный хормейстер театра Юлия Сенюкова проводит занятие Хора для всех желающих
Главный хормейстер театра Юлия Сенюкова проводит занятие "Хора для всех желающих"
1.
Занятие "Хора для всех желающих"
2.
Главный хормейстер театра Юлия Сенюкова проводит занятие "Хора для всех желающих"
Помимо вокальных занятий, под руководством Алексея участники делают специальные упражнения, работают с пространством и дыханием, импровизируют и вообще, открывают в себе много нового. Мы не просто разучиваем музыкальный материал.

Хор – это сильная терапевтическая практика, во время которой дышит и работает весь организм. И в этом смысле программа уникальна – наполнение намного шире, чем у стандартных хоровых занятий.

Алиса Спирина
Руководитель Образовательного кластера Новой Оперы
В этом сезоне к театру присоединился Балет Москва, так что теперь будем еще больше работать с движением. Мы уже попробовали провести с хореографом Ириной Кононовой аналогичный хоровому танцевальный мастер-класс. Надеемся вместе с художественным руководителем Балета Москва Анастасией Яценко придумать и другие, новые форматы. Тут мы тоже сохраним любительский вектор: наша главная задача – дать посетителям возможность творческого подключения к жизни театра, ощущение причастности к его работе.
Мастер-класс хореографа Ирины Кононовой в фойе театра Новая Опера

Мастер-класс хореографа Ирины Кононовой в фойе театра Новая Опера

Мастер-класс хореографа Ирины Кононовой в фойе театра Новая Опера

Еще одна программа для взрослых – курс сценической речи, который предложила сделать штатный режиссер театра Марианна Автандилова. Это один месяц интенсивных занятий в группе, еще один хит "ОКНА". И еще один пример уникального формата, разработанного сотрудником театра.
Билеты на такие программы раскупаются молниеносно, но у нас есть аудиогиды, которые доступны в любое время и бесплатно. Например, если билетов на экскурсию по закулисью уже нет, придя в театр на спектакль, можно послушать аудиоэкскурсию по фойе – ее легко найти на сайте театра, на цифровой платформе "ОКНА".

Мы вообще давно отмечаем большой интерес к просветительским форматам. Поэтому подкасты, аудиолекции выпускаются к каждой премьере, а вне премьер мы проводим получасовые встречи перед спектаклями, рассказывая о постановках. Эти лекции стали популярны – мы видим, что многие люди специально приходят в театр заранее. То есть, как мы и надеялись, за два сезона у публики выработалась новая привычка.

Для детей и не только
Пока самые юные участники нашего "ОКНА" – это дети старше трех лет, для них предназначена программа "Знакомство с театром". Мы построили уменьшенную модель сцены, специальный театральный макет, в который можно заходить. Во время занятия изучаем устройство сценической коробки, слушаем и обсуждаем музыку (большинство участников слышит оперу впервые), знакомимся с оперной певицей и даже превращаемся в маленький оркестр.
Все это происходит в фойе театра, где мы раскатываем мягкий ковер, засыпаем его подушками – получается уютный маленький зал. Я сама веду это программу, также в ней участвуют солистка оперы Валерия Бушуева и концертмейстер Екатерина Гольцова. Обычно мы продаем не больше 8-10 билетов, это делается для того, чтобы каждого ребенка можно было вовлекать в занятие.
Программа Знакомство с театром
Программа "Знакомство с театром"
В ближайшее время запустится новая программа для малышей 0+, первый раз покажем ее в конце апреля. Это будет очень тихое часовое музыкальное занятие с интерактивными элементами и участием оперных артистов и музыкантов из оркестра. Оно также будет проходить в фойе, на том же ковре с подушками. Места мы фиксировать не будем, так что взрослые и дети смогут ходить и сидеть там, где им захочется. Мы подобрали музыку из разных произведений, написали сценарий – историю о маленьком кораблике, который путешествовал по всему миру, но не умел спать. В финале, под тихую колыбельную заснет и корабль, и возможно, наши участники.

Нам хотелось, чтобы это был час отдыха с музыкой, который на детей будет действовать очень успокаивающе. Соответственно подобраны и инструменты: арфа, струнные, рояль.

Алиса Спирина
Руководитель Образовательного кластера Новой Оперы
Мы многое придумываем для детей, но часто замечаем во время занятий, что взрослые, которые приходят вместе с ними, увлечены происходящим не меньше, а порой даже и больше, чем дети. И всем очень хочется во всем участвовать. Взрослым часто не хватает ощущения, что ты – часть процесса, поэтому некоторые детские программы мы расширяем, подключая родителей.
В "Мастерской художника" школьники учатся создавать эскизы театральных костюмов. Сначала мы смотрим настоящие театральные костюмы, они вдохновляются, обсуждают увиденное с театральными художниками. А потом им выдают целую стопку лоскутков, они придумывают и фантазируют. Мы заметили, что родители приходят на эти занятия и с интересом наблюдают за происходящим. И к 8 марта впервые сделали совместную программу, когда где дети занимались наравне с родителями.
У нас есть прекрасные циклы "Семейный день в опере" и "Семейный день в оркестре". В первом случае программа строится вокруг какого-то конкретного произведения и спектакля. Мы знакомимся с сюжетом, артистами, все вместе делаем вокальные упражнения и разминки, играем в игры на импровизацию. Все обязательно с участием взрослых. Мы убеждены, что это ценный совместный досуг. Взрослый не оставляет ребенка в театре, а они придумывают, играют, веселятся вместе. Нам важно было создать программы, которые взрослые и дети потом смогут вместе обсудить.
Программа Семейный день в опере. Кармен

Программа Семейный день в опере. Кармен

Программа Семейный день в опере. Кармен

Каждое лето в июне у нас проходит детский театральный лагерь. Несколько дней подряд у ребят есть возможность приходить в театр, знакомиться с разными театральными профессиями – артиста, художника, режиссера. Мы собираем в программе лагеря наши лучшие форматы, чтобы у детей была возможность концентрированного общения с театром.
А в ноябре мы хотим провести первый фестиваль образовательных программ – сделать не только блок для зрителей, но и специальную программу событий для профессионалов, чтобы была возможность поделиться наработками. Нам важно распространять наш опыт. Дело в том, что очень часто театры не до конца понимают, как запустить образовательный блок, думают, что будет сложно привлечь публику или создать программу без специального бюджета. У "ОКНА" есть серьезная спонсорская поддержка, но такая работа может начаться с очень маленьких, но важных шагов, которые не потребуют больших вложений.

Конечно, любой театр сконцентрирован на выпуске спектаклей, это целевая деятельность. Но очень многое может происходить параллельно и помогать театру, развивать его аудиторию.

Онегин в джунглях. Почему нет?
У нас в театре есть "Подростковый совет". Первый раз мы опробовали эту форму работы в конце прошлого сезона, когда проводили интенсив для ребят по социокультурному проектированию. Мы набрали группу из десяти человек, и в течение недели вместе с куратором, театроведом Никой Пархомовской рассказывали ребятам про культурные и социальные проекты, учили их выстраивать миссию проекта, бюджет. А они разрабатывали идеи проектов для театра и сада "Эрмитаж", на территории которого находится наш театр.
Мы надеемся, что что-то из придуманного мы воплотим. Например, инсталляции из списанного реквизита и костюмов, идея которых родилась у ребят случайно. Я проводила экскурсию по театру и показывала пространство, с которым они могут работать, придумывая проекты. Около витрины с костюмами я, видимо, эмоционально рассказывала о том, что списанный реквизит и костюмы перепродаются, вывозятся, утилизируются и иногда сжигаются. История потрясла наших участников, очень вдохновила и заинтересовала с точки зрения экологии.
В гримерных театра
В гримерных театра
Были и другие интересные идеи. Один мальчик предложил разместить в саду "Эрмитаж" питьевые фонтанчики. В рамках интенсива мы предлагали участникам наблюдать за жизнью сада и пробовать думать о том, чего не хватает этому пространству. Так, наш участник Илья подметил, что в саду много спортсменов, гуляют мамы с детьми, и им не хватает доступа к питьевой воде.
Формат бесплатных программ, где подростки могут сами что-то придумать, оказался очень успешным, тем более что участие всегда бесплатное. По следам прошлогоднего опыта в июне мы запустим новую программу, анонсируем ее в начале апреля. Мы хотим предложить подросткам записать подкасты про жизнь театра и театральные профессии. Помогать ребятам будут эксперты по созданию подкастов, профессиональные редакторы и звукорежиссеры.
Здание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
Еще у нас есть специальные программы для детей в школах – это часть московского проекта Департамента культуры и Департамента образования "Театр в школе", только мы придумали свой вариант театральных мероприятий. Вывезти в школу оперный спектакль невозможно: опера – масштабное искусство. Слушать фрагменты из опер в школьном актовом зале детям тяжеловато. Поэтому мы придумали игровой формат. Для младшей и средней школы это занятие, которое во многом похоже на наш "Семейный день в опере" – мы разбираем с детьми оперу "Кармен". Оказалось, что это удобное для обсуждения произведение: музыка зачастую у детей на слуху, персонажи понятны. И как на "Семейном дне", мы очень много играем – создаем ритмический оркестр, выполняем актерские задачи, разыгрываем сцены вместе с оперными артистами.
Для старшей школы мы придумали другой формат, он строится вокруг оперы "Евгений Онегин". В этом занятии участвуют исполнители четырех главных партий оперы. Начинаем с того, что исполняем квартет Онегина, Татьяны, Ленского и Ольги. Первая реакция – смех, смущение, даже неловкость, кто-то начинает отворачиваться. Но потом мы начинаем обсуждение, рассказываем, что опера – это не просто искусственная конструкция, а язык. Суть занятия в попытке познакомить ребят с этим языком– мы даем им возможность попробовать себя в качестве режиссеров сцен из "Онегина". Делим их на четыре группы, проводим "аукцион певцов", когда каждая группа голосует за понравившегося им исполнителя.
Команда Новой оперы на занятии Театра в школе (слева направо) - руководитель Окна Алиса Спирина, концертмейстер Новой Оперы Екатерина Гольцова, артисты Новой Оперы Антон Бочкарев и Вероника Ершова
Команда Новой оперы на занятии "Театра в школе" (слева направо) - Руководитель Окна Алиса Спирина, концертмейстер Новой Оперы Екатерина Гольцова, артисты Новой Оперы Антон Бочкарев и Вероника Ершова
А дальше выдаем группам чек-листы с режиссерскими вопросами и обозначениями мизансцен, и начинается работа. Чего они только ни придумывают! Бывают серьезные психологические трактовки, а бывают самые безумные идеи, даже был и Онегин в джунглях, – в общем, всегда все очень изобретательно. В ходе занятия мы рассказываем и о Пушкине, и о Чайковском, но делаем это опять же не в форме лекции, а давая напутствие будущим режиссерам. Наш режиссер Анна Левичева объясняет, что в спектакле есть несколько слоев – текст, музыка, а есть смысловой слой, который и нужно придумать.

Мы видим, что все ребята вовлечены в работу. Никто не скучает, никто не смотрит в телефон, не отвлекается. А в финале все всегда обещают прийти в театр на спектакль, узнают, когда будут петь уже знакомые им исполнители.

Алиса Спирина
Руководитель Образовательного кластера Новой Оперы
Школы сами подают заявки на проведение такого занятия, и мы очень радуемся, когда это школы в отдаленных районах. Там у детей меньше возможностей добраться до центровых театров, меньше "насмотренность", они меньше знают о театральной жизни Москвы.
Мне кажется, что все эти программы способствуют тому, что наши нынешние и будущие зрители начинают относиться к театру с большим вниманием. У них есть ощущение контакта с труппой, с конкретными артистами, ощущение, что это ИХ театр. ­­­
Руководитель образовательного кластера Новой Оперы ОКНО Алиса Спирина на занятии Театра в школе
Руководитель образовательного кластера Новой Оперы "ОКНО" Алиса Спирина на занятии "Театра в школе"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала