Фотографирую я с 17 лет, и меня всегда тянуло на север.
Мне комфортно снимать на холоде. Правда, сначала я думал, что заграница гораздо круче для путешествий. Много ездил по Европе. Долго работал в Шотландии, в самой северной ее точке — Шетландском архипелаге, на маршруте, посвященном викингам.
В комментариях к моим постам подписчики спрашивали: а что я могу рассказать о российском Севере? И я подумал: зачем искать красоту где-то за границей, если ее столько у нас.
Одно из первых путешествий в Арктику — на Шпицберген.
Это была моя идея фикс. Поехали летом. Те ощущения, которые я там испытал, помню до сих пор: безмятежность, полное отсутствие мыслей в голове.
Потом пришел к тому, что снимать просто природу и пейзажи — это хоть и красиво, но все же скучно.
И стал общаться с людьми: оленеводами Ямала, Югры, каюрами — погонщиками ездовых собак.
Одна из причин, почему я возвращаюсь на Север, — люди.
Они не путешествуют за пределы своего региона, но за год могут преодолеть тысячи километров по вечной мерзлоте.
Культура народов Севера отличается, этому образу жизни тысячи лет.
Они умеют понимать время и природу, сохранять свой дом при любых обстоятельствах. Люди непростые. Мне сложно далась первая коммуникация, но это зацепило. Бесхитростные разговоры с оленеводами и охотниками многому меня научили. Я нахожу в них то, чего нет у жителей больших городов. И мне хочется делиться этими знаниями.
У них есть смартфоны, снегоходы, цивилизация — вроде все привычно. Но гостю нельзя приехать просто так.
Это нарушает личное пространство — пустят не везде. И нужно обязательно что-то дать взамен: продукты, бензин. Это нормально. Меня иногда спрашивают, как попасть к оленеводам. Мол, хочу пожить по-настоящему. Не как турист — честнее! Представьте, кто-то захочет поселиться временно у вас дома. И "чтобы по-настоящему"!
Мне повезло оказаться на гонке коренных народов "Надежда" зимой на Чукотке.
Это единственное в мире подобное соревнование. Идея в том, чтобы сохранить каюров и ездовых собак как культурно-бытовой феномен. Участвуют жители прибрежных поселков, морзверобои — охотники на морского зверя (тюленей, моржей). Маршрут — до 1000 километров. Две недели этапами. Настоящие мужики с обожженными холодом и ветром лицами!
Иногда встречаю осуждение в соцсетях: дескать, бедные собаки и олени. Но животные для каюров — помощники, а не просто рабочая сила.
Забота об олене, например, — вековая традиция. Есть пословица: "Нет оленя — нет человека". Не стоит переживать, что собаки спят на улице на морозе — у них такой густой подшерсток, что в помещении уже не смогут.
Якутия — сложное направление для туристов.
До удаленных районов добраться очень непросто. У нас была миссия — доставить в бригаду оленеводов спутниковый интернет.
Пожили там, поснимали, а потом отправились на озеро Лабынкыр. Огромное, суровое, недоступное. Постоянно ветер и волны, низкие облака. Красиво! Тряслись десять часов в кузове газика. Запомнились потрясающие ярко-рыжие лиственницы, которые как раз меняли цвет.
На берегу — деревянная охотничья изба, и все живут в ней.
Место мистическое, и мышление тоже. Они верят в лабынкырское чудовище. Легенда о нем передается из поколения в поколение столетиями. Монстр якобы такой огромный, что расстояние между глазами у него более метра. И очень агрессивный: питается оленями, может и за рыбаком погнаться.
Ночью на озере мне снилась полупрозрачная девушка.
Наутро охотники спросили, кто видел во сне белую женщину, и заявили, что это жена Хозяина тайги. И снится она к удаче, так что я иду с ними на охоту в качестве талисмана.
Эвены ездят на оленях верхом.
И это потрясающе! Олени у них крупнее. Всадники придерживают себя для равновесия палкой. Я тоже попробовал — смог только секунд тридцать. Очень сложно держаться, при этом крепко обхватив оленя ногами, чтобы не сползать назад.
Но мало просто прилететь в Салехард, до некоторых мест — почти неделя на вездеходах и трэколах. Куда-то только по зимникам — летом дороги нет. Мы застряли два раза. И это с водителем-виртуозом!
Жемчужина Ямала — Хадатаёганлор.
Это длинное озеро-река в долине между двух гор. Очень красиво.
Я состою в команде фотографов-путешественников Russian Explorers.
Мы работали над альбомом "Открывая Россию" два года, получилось эффектное подарочное издание. Сейчас пишу книгу. Хочется показать, насколько многогранна наша страна. Как живут оленеводы, охотники или иконописцы, где обитают киты и куда поехать, чтобы застать самую яркую осень.