Рейтинг@Mail.ru
Колесят из страны: что ждет обманутых россиян в Казахстане - РИА Новости, 16.08.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взлом автомобиля

Колесят из страны:

что ждёт обманутых россиян в Казахстане
Мария Рубникович

От бюджетных моделей до элитных внедорожников — угнанные в России автомобили часто оседают в странах СНГ. По словам экспертов, лидирует Казахстан. Граница — рай для мошенников и ад для их жертв. Почему автовладельцы сталкиваются с угрозами, сами нарушают закон, но возвращаются домой ни с чем — разбиралось РИА Новости.

Арендовал, увез, перепродал
— Вы не поняли, куда приехали? С двумя такими же уже разобрались. Домой ни вы, ни машина не вернетесь.
Так Галину Лебедеву и ее мужа Максима встретили в Казахстане, куда они отправились, чтобы найти угнанный автомобиль.
Лебедевы пытаются забрать свой автомобиль
Лебедевы пытаются забрать свой автомобиль
Супруги держат небольшой прокат Leon Cars в Новороссийске. В мае 2022-го Арслан Дроздов взял у них в аренду седан Skoda. Три недели исправно платил. Когда Лебедевы позвали его на ТО — стал отнекиваться.
"Мы проверили машину по маячку и увидели, что она в Казахстане. Позвонили ему. Говорит, уехал на похороны и вернется через два-три дня, — вспоминает Галина. — Мы поверили, тревогу не забили. Но он не вернулся и выключил телефон".
Машину нашли в интернете — она продавалась на казахстанском сайте kolesa.kz. В объявлении совпадало все: год выпуска, комплектация, нестандартные колесные диски, а на замазанных номерах четко виднелся российский флаг. Лебедевы сразу заявили об угоне.
Угнанный автомобиль Лебедевых
Угнанный автомобиль Лебедевых
"В отделе прямо сказали: "Если знаете, где стоит машина, просто езжайте и попробуйте забрать сами", — уточняет Галина. — Тогда мы решили отправиться в Уральск и обратиться за помощью в полицию Казахстана".
Автомобиль вычислили по маячку и остановили на дороге. За рулем — гражданин Казахстана без страховки и доверенности. Транспорт поставили на штрафстоянку.
Водитель заявил, что авто взял у друга — Берика Масалиева. Его же номер был указан как контактный на сайте, где висело объявление.
Сначала супруги пытались решить проблему мирно. Предложили Масалиеву встретиться и все обсудить. Тот послал на переговоры друзей — в кафе явилась группа молодых людей, которых совершенно не интересовали документы россиян. Они ясно дали понять, что выбор у пары простой: заплатить, попрощаться с машиной или нажить врагов.
Угнанная Skoda Лебедевых на сайте kolesa.kz
Угнанная Skoda Лебедевых на сайте kolesa.kz
Пока Лебедевы ездили по разными отделами полиции, пытаясь получить разрешение на выдачу авто, приятель Масалиева пришел на штрафстоянку и спокойно забрал транспортное средство, предварительно сняв маячок. Якобы у него было разрешение.
Мошенники предоставили местной полиции договоры купли-продажи, по их словам, подписанные самим же Лебедевым. Это два распечатанных на принтере листа, согласно которым Максим якобы продал машину сразу двум людям — Берику Масалиеву и некоему Владимиру Мартынову из Краснодарского края. Каждому — за 400 тысяч.
Кто такой Мартынов и существует ли он на самом деле — неясно. Более того, в истории фигурирует и еще один никому не знакомый человек — Олег Глазов. К материалам проверки прикрепили его рукописное заявление. В нем Глазов уверяет, что и он тоже продавал Масалиеву автомобиль. И тоже за 400 тысяч.
Сколько раз транспортное средство на самом деле переходило из рук в руки — неизвестно. Ясно одно: Лебедевым его никто не вернет. Местные силовики в итоге не нашли состава преступления и отказались возбуждать дело об угоне.
В России на арендатора машины завели дело. Но не об угоне, а о мошенничестве. А значит, потерпевшим не стоит рассчитывать даже на выплату от страховой компании.
Лицо не установлено
На сайте, где Лебедевы нашли свой транспорт, машин с сомнительным прошлым много. Продавцы открыто пишут про российский учет, отсутствие ПТС и отмечают, что покупателя ищут срочно. Желающих сэкономить этот расклад вполне устраивает. Цены на такие предложения обычно в два раза ниже рыночных.
По словам автокриминалиста Максима Шелкова, в Казахстане для покупки машины требуется минимум документов.

"ПТС никого не интересует. Нужны договор купли-продажи и само транспортное средство. Распространенная схема — когда авто угоняют, оформляют договор на левого человека, ставят на местный учет или просто ездят на российских номерах".

В случае если законный владелец окажется настойчивым и добьется возбуждения дела, новый хозяин просто обратится в гражданский суд, требуя признать себя добросовестным покупателем. Чаще всего, по словам Шелкова, казахстанские суды встают на сторону своего резидента.
Инспектор ГИБДД во время патрулирования
Инспектор ГИБДД проверяет документы
В такую ситуацию попала семейная пара из Свердловской области. Сергей Маренин и его супруга — полицейские. Когда в октябре 2021-го года у них угнали новую KIA Sportage, они сами нашли ее в Казахстане. Написали заявление об угоне, добились объявления в розыск и даже смогли получить международное поручение, по которому казахстанская сторона должна была выдать машину законным владельцам как вещдок.
Все это время KIA стояла в городе Шымкенте на стоянке. Но пока в России кипела работа, местные полицейские передали ее на ответственное хранение новой владелице — гражданке Казахстана. У нее на руках был договор купли-продажи.
Международное поручение от россиян проигнорировали, ведь по закону Казахстана новый владелец действительно приобрел автомобиль.
Вскоре дело приостановили и в России, так как "лицо, совершившее преступление, не установлено".
"Радуйся, ты единственный, кому удалось"
Случаи, когда авто россиян возвращались домой, обычно связаны с колоссальной удачей и настойчивостью владельцев. Такова история Егора Мухорина из Миасса.
В январе 2021-го года в его фирму обратился Александр Савушкин — взял в аренду Renault Logan. Молодой человек месяц исправно платил, а затем пропал.

"Сначала он говорил, что работает на эвакуаторе и далеко уехал, потом — праздновал что-то в Челябинске. Уверял, что машина с ним, все хорошо. Когда я попросил ее сфотографировать — выключил телефон и перестал выходить на связь", — вспоминает Мухорин.

Автомобиль Renault Logan
Автомобиль Renault Logan
Егор решил не идти в полицию, а искать имущество самостоятельно. Через знакомых силовиков узнал (такая процедура формально незаконна), что его Renault ехала по шоссе в сторону границы.
Затем приятель в страховой компании подсказал, что гражданин Казахстана купил полис на машину. Удалось пробить и адрес: как выяснилось, новый владелец — уроженец Жезказгана.
С помощью знакомых в русской диаспоре угнанную машину быстро нашли — Егор полетел вызволять седан. "Землякам всегда готовы помочь, — замечает Егор. — Это очень ускорило работу. Мы с ребятами вычислили место и приехали к новому хозяину".
Авто стояло около дома. Открыть его получилось, а завести — нет. Оказалось, покупатель поменял замок зажигания.

"Я постучал по машине: сработала сигналка, и вышел новый собственник, — рассказывает Мухорин. — Показываю ему документы, а он мне — распечатанный на принтере ПТС. Решили вызвать полицию".

Седан поставили на штрафстоянку. Казахстанские полицейские объяснили, что для возврата нужно сначала возбудить дело в России. Егор полетел домой, где его тесть, на которого зарегистрирован автомобиль, все-таки написал заявление. Вскоре даже нашелся угонщик — оказалось, помимо Егора, Савушкин обманул еще как минимум трех россиян.
С материалами Мухорин вернулся в Казахстан, где его стали гонять между отделами, а затем и вовсе отказали в выдаче авто без международного поручения.
Тогда он обратился в местные СМИ. После интервью о полицейском беспределе на телеканале Алма-Аты Егору позвонили из МВД. Извинились за коллег и велели забрать машину.

"Спрашиваю у них, как же быть, если поручения нет. Мне отвечают: "Радуйся. Ты и так единственный, кто забрал авто из Казахстана".

Вспоминая свой "тур", Мухорин понимает, что без личных контактов вряд ли бы что-то вышло. Теперь он сам помогает земляку Марату Давлетшину — его авто еще в 2020 году угнал тот же человек. Машину объявили в международный розыск и лишь в прошлом году нашли в Казахстане. Российские полицейские направили в Казахстан международное поручение, но там обнаружили в нем ошибки и потребовали прислать новую версию. Волокита с перепиской длится до сих пор.
Через блокпосты и баррикады
Механизм возврата транспорта, принадлежащего российским собственникам, есть. Необходимо завести дело об угоне, а также провести экспертизу, подтверждающую право владения. И еще — то самое международное поручение о возвращении. В УПК прописано, кто и как должен составлять такой документ. В частности — МВД и СКР. Но делают они это неохотно.
Военному летчику Александру удалось в одиночку забрать угнанный автомобиль из Казахстана в разгар протестов — зимой 2022-го. По его словам, преодолеть блокпосты на машине без номеров было легче, чем получить один документ от МВД в родном Новосибирске.
Его Land Cruiser угнали в начале весны 2021-го года. Александр сразу обратился в полицию, но через семь дней поиски прекратили — сказали, что "он не один такой". Тогда отставной военный начал розыск самостоятельно.
Автомобиль Toyota Land Cruiser Prado
Автомобиль Toyota Land Cruiser Prado
На том же kolesa.kz он стал мониторить все новые объявления. Знакомые по просьбе Александра ездили по адресам и смотрели похожие внедорожники. Вскоре его Toyota нашлась в Караганде — продавалась за 1,6 миллиона рублей.
Летчик вновь пошел в полицию, но там заявили: "Ничем помочь не можем, из-за коронавируса поездки за границу запрещены, будем думать". Понимая, что времени мало, новосибирец вылетел в Казахстан.
Информация о российском военном, который ищет свой автомобиль, быстро разлетелась по местным ведомствам. "Со мной связался представитель МВД. По камерам сотрудники отследили машину и задержали на дороге".
Оставалось добиться поручения из России. Сначала в МВД говорили, что на составление документа уйдет два месяца. После того как летчик написал жалобу, обещали подготовить за два дня. Но прошло несколько недель, а документа так и не было. Заявление в прокуратуру тоже не помогло.
Тогда он обратился к президенту Казахстана и главам местных ведомств.

"Тридцать первого декабря мне позвонил следователь и сказал, что автомобиль готовы отдать на основании правоустанавливающих документов. А четвертого января я вылетел в Нур-Султан", — говорит Александр.

Автомобили у международного аэропорта Нурсултан Назарбаев в Нур-Султане
Автомобили у международного аэропорта в Нур-Султане
Местные сотрудники полиции помогли привести машину в рабочее состояние: накачать колеса, залить топливо, зарядили аккумулятор.
В этот момент в стране объявили военное положение. На улицах шли бои. Land Cruiser без номеров привлекал внимание силовиков.
"На каждом посту наставляли оружие, думая, что я участник воюющей группировки, — вспоминает летчик. — Я сам военный, поэтому все понимал — выходил, объяснял ситуацию, показывал документы".
Внедорожник вернулся в Новосибирск, но проблемы не закончились. В ГАИ автомобиль отказались ставить на учет, пока на него не нанесут дополнительную маркировку VIN-номера, который ранее перекупщики сбили в Казахстане. За услугу Александр отдал почти 14 тысяч рублей.
Но и после этого легализовать машину не удалось — в следующий раз в регистрации отказали, так как Land Cruiser не сняли ни с федерального, ни с регионального розыска. Бюрократические проволочки заняли почти полгода. Лишь в июне 2022-го автомобиль снова стал полноправным участником дорожного движения.
"Черная дыра"
В МВД России на вопросы РИА Новости о проблеме автоугонов в Казахстан не ответили. По официальной статистике, их количество в целом с каждым годом сокращается. Эксперты полагают, что во многом это связано с тем, что уголовные дела просто не заводят.

"Когда речь идет об арендных автомобилях, наши полицейские оформляют это как нарушение сроков аренды и переводят дело в гражданско-правовую плоскость", — объясняет автокриминалист Шелков.

По словам адвоката Дмитрия Волохова, дела об угоне считают "бесперспективными". Чтобы довести материалы до суда, мало найти того, кто взял машину в аренду — ведь он вполне может заявить, что сам стал жертвой угонщиков.
Сотрудник ГИБДД во время проверки документов у автовладельца
Сотрудник ГИБДД во время проверки документов у автовладельца
Из-за необходимости международного сотрудничества сбор доказательств затягивается, а дело портит следователю квартальную статистику.
Евгений Михайлов из Санкт-Петербурга наблюдает за этим четвертый год. "Мой следователь не имеет права напрямую обратиться в Казахстан. Передает документ начальнику, тот — в главк Петербурга, дальше — в Москву, потом — Интерпол России и лишь потом — Казахстан. И обратно по кругу", — рассказывает он.
Как уточняет адвокат Евгения, сейчас Toyota Venza, угнанная еще в 2018-м, проходит очередное исследование в Павлодаре. Все экспертизы ее владелец проводит за свой счет, а доказательства собирает с помощью адвокатов. Поиски уже обошлись Михайлову примерно в полмиллиона рублей. Когда и чем все это закончится — непонятно.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, такие проблемы возникают и с другими странами СНГ, но Казахстан лидирует.

"Это одна большая черная дыра. Поток перегоняемых машин никогда не прекращался. Вытащить их оттуда практически невозможно, поскольку нет нормального контакта между местной полицией и российской. Более того, в Казахстане модели бизнес-класса часто покупают статусные граждане, которым не нужен лишний шум", — отмечает Шапарин.

Дорожное движение в Алматы
Дорожное движение в Алма-Ате
По его словам, легкость оформления авто в республике сулит новым владельцам сложности и при покупке новой машины. Проблема обострилась в этом году: многие россияне обратились к рынку СНГ, который отличается большим ассортиментом и низкими ценами.
"В Казахстан новые автомобили часто заезжают с документами, сделанными на коленке. Например, они в промышленных масштабах скупают в ОАЭ модели класса "Евро-0" (запрещен к ввозу на продажу в Россию), а дома получают на них документы "Евро-4" и "Евро-5". И продают россиянам, которые потом не могут их поставить у себя в стране на учет", — объясняет специалист.
Такие же проблемы возникают у россиян и при покупке подержанного транспорта.
"Наши сограждане сейчас покупают там все, что не приколочено. И часто не смотрят, какие есть документы, кем и когда они выданы, — подчеркивает Шапарин. — Плюс в стране нет криминалистической экспертизы — машину на месте нельзя пробить по базам".
В итоге в России проблемное транспортное средство превращается в ведро с болтами — совершать любые регистрационные действия и передвигаться на нем будет нельзя.
Пока в закрытии лазейки для мошенников не заинтересованы ни одна, ни другая стороны, невнимательность и желание сэкономить может закончиться для россиян потерей времени, нервов и денег. А жертвам угонщиков остается надеяться лишь на везение.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала