Из чего ели императоры: в Оружейной палате показывают Кремлевский сервиз
Из чего ели императоры: в Оружейной палате показывают Кремлевский сервиз - РИА Новости, 15.04.2022
Из чего ели императоры: в Оружейной палате показывают Кремлевский сервиз
В парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых". В экспозиции – предметы, утраченные на рубеже 1920-30х... РИА Новости, 15.04.2022
МОСКВА, 15 апр — РИА Новости, Алина Кравцова. В парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых". В экспозиции – предметы, утраченные на рубеже 1920-30х годов, а также шедевры искусства XVII века, которые послужили образцом для создания комплекта. Возвращенные ценностиСтоловые приборы были выпущены Императорским фарфоровым заводом в 1837-1839 годах специально для Большого Кремлевского дворца – новой резиденции российских императоров.После Октябрьской революции часть фарфора была утрачена. В коллекции музея хранится около 500 единиц – и это меньшая часть: каждого вида тарелок было сделано около тысячи штук. Львиная доля оказалась за границей – была продана через Антиквариат, государственную организацию по скупке и реализации старинных вещей, созданную в 1925 году.Ценности вернулись на родину благодаря меценатам. Семья Карисаловых из Санкт–Петербурга уже много лет разыскивает и выкупает вещи, входившие в музейные собрания. В Петергоф они передали гамбовский стол-консоль 1848 года из интерьера Розовой гостиной павильона "Озерки", в ГМИИ имени Пушкина – более ста предметов античной коллекции II века до н. э. - IV века н.э."Мы этим занимаемся более 20 лет, – рассказывает Михаил Карисалов. – Моя мама была крупным коллекционером еще в советские годы. Некоторые предметы Кремлевского сервиза были у нас в семье с тех времен. Часть обнаружили достаточно быстро у ее ленинградских коллег – наших друзей. Другие вещи приобретались на аукционах за границей – в основном, в Германии и США".Некоторые части сервиза удалось отыскать на небольшом аукционе в Аргентине. Меценат полагает, что бутылочная передача и чайные пары, купленные там, принадлежали русским эмигрантам. Коллекцию музея пополнили 23 недостающих элемента."Чрезвычайно интересные и редкие предметы, – пояснила Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля. – Часть из них – в единственном экземпляре, некоторые приборы были представлены Николаю I и не пошли в серийное производство. К тому же, это Кремлевские вещи – правильно, что они возвращаются сюда".Вторая по величине группа предметов сервиза — около 400 вещей – сегодня находится в музее Хиллвуд в США. Центр русского искусства под Вашингтоном основала американская бизнес-леди, жена посла в СССР, Марджори Мерривезер Пост. Она потратила значительную часть состояния на коллекционирование.История вещейАвтором дизайна Кремлевского сервиза был выдающийся художник-график и исследователь древнерусского искусства Федор Солнцев. К работе его привлек однокурсник по Петербургской Академии художеств, архитектор Константин Тон, который занимался строительством императорской резиденции.К тому времени Солнцев уже несколько лет служил в Оружейной палате. Там он нашел образцы для создания столовых предметов. Ими стали шедевры ювелирного искусства XVII века – тарелка царя Алексея Михайловича и рукомойный прибор его жены, царицы Натальи Нарышкиной."Эти вещи, по мнению Солнцева, передавали атмосферу парадного царского обеда, его роскошь и величие, – объяснила куратор выставки Ирина Горбатова. – Ему хотелось воссоздать дух искусства второй половины XVII века – самого яркого периода по сочетанию цветовых гамм, богатству фактуры и формы предметов".Солнцев делал акварельные зарисовки сокровищ Оружейной палаты. Он выписывал мельчайшие детали, которые перенес потом на предметы Кремлевского сервиза. "Здесь много свидетельств того, что в первой половине XIX века Россия была открыта и на восток, и на запад, – отмечает Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству. – Есть, например, турецкие мотивы, которые напоминают мне дворец Топкапы в Стамбуле. Русский фарфор в то время не только не уступал западным образцам, но и обладал своей необычайной индивидуальностью".У Кремлевского сервиза было немного, так называемых, корпусных предметов – сохранились вазы на ножках, бутылочная передача, соусник, этажерка для десертов. На парадных обедах их заменяли шедевры искусства из собрания Оружейной палаты, созданные русскими, европейскими и восточными мастерами. Именно поэтому на полотнах придворного художника Михаила Зичи пиршества смотрятся так роскошно.Выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" продлится до 25 мая.
михаил карисалов, константин тон, сша, санкт-петербург, аргентина, императорский фарфоровый завод, государственный эрмитаж, московский кремль (музей-заповедник), выставки, куда сходить , что посмотреть , музеи
Культура, Михаил Карисалов, Константин Тон, США, Санкт-Петербург, Аргентина, Императорский фарфоровый завод, Государственный Эрмитаж, Московский Кремль (музей-заповедник), Выставки, куда сходить , что посмотреть , Музеи
Из чего ели императоры: в Оружейной палате показывают Кремлевский сервиз
В Оружейной палате открылась выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых"
МОСКВА, 15 апр — РИА Новости, Алина Кравцова. В парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых". В экспозиции – предметы, утраченные на рубеже 1920-30х годов, а также шедевры искусства XVII века, которые послужили образцом для создания комплекта.
Возвращенные ценности
Столовые приборы были выпущены Императорским фарфоровым заводом в 1837-1839 годах специально для Большого Кремлевского дворца – новой резиденции российских императоров.
После Октябрьской революции часть фарфора была утрачена. В коллекции музея хранится около 500 единиц – и это меньшая часть: каждого вида тарелок было сделано около тысячи штук. Львиная доля оказалась за границей – была продана через Антиквариат, государственную организацию по скупке и реализации старинных вещей, созданную в 1925 году.
Ценности вернулись на родину благодаря меценатам. Семья Карисаловых из Санкт–Петербурга уже много лет разыскивает и выкупает вещи, входившие в музейные собрания. В Петергоф они передали гамбовский стол-консоль 1848 года из интерьера Розовой гостиной павильона "Озерки", в ГМИИ имени Пушкина – более ста предметов античной коллекции II века до н. э. - IV века н.э.
Российский промышленник, председатель правления и генеральный директор ООО "Сибур" Михаил Карисалов на выставке "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" в Музеях Московского Кремля
«
"Мы этим занимаемся более 20 лет, – рассказывает Михаил Карисалов. – Моя мама была крупным коллекционером еще в советские годы. Некоторые предметы Кремлевского сервиза были у нас в семье с тех времен. Часть обнаружили достаточно быстро у ее ленинградских коллег – наших друзей. Другие вещи приобретались на аукционах за границей – в основном, в Германии и США".
Некоторые части сервиза удалось отыскать на небольшом аукционе в Аргентине. Меценат полагает, что бутылочная передача и чайные пары, купленные там, принадлежали русским эмигрантам. Коллекцию музея пополнили 23 недостающих элемента.
Искусствовед Елена Гагарина на выставке "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" в Музеях Московского Кремля
«
"Чрезвычайно интересные и редкие предметы, – пояснила Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля. – Часть из них – в единственном экземпляре, некоторые приборы были представлены Николаю I и не пошли в серийное производство. К тому же, это Кремлевские вещи – правильно, что они возвращаются сюда".
Вторая по величине группа предметов сервиза — около 400 вещей – сегодня находится в музее Хиллвуд в США. Центр русского искусства под Вашингтоном основала американская бизнес-леди, жена посла в СССР, Марджори Мерривезер Пост. Она потратила значительную часть состояния на коллекционирование.
История вещей
Автором дизайна Кремлевского сервиза был выдающийся художник-график и исследователь древнерусского искусства Федор Солнцев. К работе его привлек однокурсник по Петербургской Академии художеств, архитектор Константин Тон, который занимался строительством императорской резиденции.
К тому времени Солнцев уже несколько лет служил в Оружейной палате. Там он нашел образцы для создания столовых предметов. Ими стали шедевры ювелирного искусства XVII века – тарелка царя Алексея Михайловича и рукомойный прибор его жены, царицы Натальи Нарышкиной.
"Эти вещи, по мнению Солнцева, передавали атмосферу парадного царского обеда, его роскошь и величие, – объяснила куратор выставки Ирина Горбатова. – Ему хотелось воссоздать дух искусства второй половины XVII века – самого яркого периода по сочетанию цветовых гамм, богатству фактуры и формы предметов".
Куратор Ирина Горбатова на выставке "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" в музее Московского Кремля
Солнцев делал акварельные зарисовки сокровищ Оружейной палаты. Он выписывал мельчайшие детали, которые перенес потом на предметы Кремлевского сервиза.
«
"Здесь много свидетельств того, что в первой половине XIX века Россия была открыта и на восток, и на запад, – отмечает Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству. – Есть, например, турецкие мотивы, которые напоминают мне дворец Топкапы в Стамбуле. Русский фарфор в то время не только не уступал западным образцам, но и обладал своей необычайной индивидуальностью".
На выставке "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" в музее Московского Кремля
У Кремлевского сервиза было немного, так называемых, корпусных предметов – сохранились вазы на ножках, бутылочная передача, соусник, этажерка для десертов. На парадных обедах их заменяли шедевры искусства из собрания Оружейной палаты, созданные русскими, европейскими и восточными мастерами. Именно поэтому на полотнах придворного художника Михаила Зичи пиршества смотрятся так роскошно.
Выставка "Кремлевский сервиз. Дар семьи Карисаловых" продлится до 25 мая.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.