Рейтинг@Mail.ru
"Летать безопаснее, чем ехать до аэропорта" - РИА Новости, 27.04.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Денис Окань самолет

"Летать безопаснее, чем ехать до аэропорта"

Пилот-блогер — о секретах профессии
Светлана Баева
Пилот-инструктор, экзаменатор Boeing 737, автор статей и книг о летной работе, известный блогер "Яндекс Дзена", "ВКонтакте" и YouTube Денис Окань в интервью РИА Новости рассказал о том, может ли командир спать в кабине, какие рейсы были самыми сложными в его карьере, а также почему аэрофобам не стоит паниковать.
Пристегните наручники
— Минтранс предлагал применять против буйных пассажиров пластиковые наручники и нейлоновые ремни. Какие полномочия есть у пилотов в таких ситуациях?
— В Oman Air, где я раньше работал, выдавали наручники, чтобы зафиксировать человека, если он себя совсем плохо ведет. Учили, как обездвижить буйного пассажира, все тренировались. В России я не знаю авиакомпании, где бы было подобное. У нас в принципе лояльное законодательство, включая авиационное. Хотя в случае угрозы безопасности командир имеет право отдавать любые приказы, в том числе о мерах физического принуждения.
Денис Окань самолет
Пилот Денис Окань
— Экипаж может помочь бортпроводникам, если они с дебоширом не справляются?
— Нет, нам нельзя выходить из кабины в таких случаях. Если один из двух пилотов получит травму — это очень серьезная ситуация. Все решается силами бортпроводников, а они зачастую — хрупкие девушки.
Денис Окань самолет
Вид из кабины пилота
— Можно ли пилотам вообще выходить из кабины?
— В туалет же ходим. Но в кабине всегда должно быть два члена экипажа. Если один пилот вышел, в кабине остается бортпроводник.
Денис Окань самолет
Пилоты
— А еда для пилотов и пассажиров одинаковая?
— Как правило, разная. Но если пилоту очень нравится что-то из меню пассажиров, он может попросить, в том числе из бизнес-класса. Если летчики едят в одно время, у каждого должно быть свое блюдо: вдруг что-то окажется некачественным?
Денис Окань самолет
Питание в самолете
"Пассажиры могут и самолет разнести"
— Разрешено ли пилотам спать в полете?
— Существуют процедуры контролируемого отдыха на рабочем месте — не более 40 минут, под наблюдением коллеги и на эшелоне на незагруженном участке полета. Не все авиакомпании эти процедуры применяют, но пилоты все равно спят: куда лучше вздремнуть в спокойном полете на эшелоне, чем внезапно уснуть перед приземлением.
Денис Окань самолет
— Переговариваетесь с командирами встречных самолетов?
— Необязательно со встречными. Когда в эфире слышишь знакомый голос, здороваешься. У нас есть специальная частота. А порой требуется передать сообщение: например, если маленький самолет не слышат диспетчеры, он просит летящего выше собрата выступить в качестве ретранслятора.
Денис Окань самолет
Вид сверху
— Общение с пассажирами как-то регламентировано?
— На усмотрение авиакомпании. Обычно предписывают представляться, что-то сообщать на разных этапах полета. Но многие пилоты стесняются — нас же не учат ораторскому искусству, а требуют красиво говорить. Я без проблем представляю себя, второго пилота, какую-то шутку могу ввернуть. Пассажирам нравится.
Денис Окань самолет
Денис Окань
— Обязан ли пилот сообщать о турбулентности, полете на запасной аэродром, задержке вылета?
— Если прогнозируется зона турбулентности, включаем табло. В некоторых авиакомпаниях командир должен еще и устно предупредить. Что касается ожидания в салоне, то мы ведь не специально маринуем людей: бывает, из-за непогоды несколько десятков самолетов приземлились на запасном, а у аэропорта не хватает трапов, автобусов.
Но важно снизить градус напряженности. Если мы однозначно летим на запасной аэродром, то об этом следует сообщить. И информировать после посадки. Если ты заперся, молчишь, пассажиры могут и самолет разнести.
Денис Окань самолет
Под крылом самолета
— Часто ли вам пишут гневные отзывы?
— Авиакомпании нередко предлагают оставить отзыв после полета. Бывает на один и тот же рейс — "информация от командира шикарная", "невнятный голос, ничего не рассказывал". Думаешь, как же так? Или выполнил сложный полет, уход на второй круг, посадка. А отзыв — "командир непрофессиональный, попасть на полосу не смог с первого раза, еще и самолет неправильно припарковал". Такое я тоже получал.
Денис Окань самолет
Во время полета
О волнении и форс-мажорах
— Какие метеоусловия самые опасные для полетов?
— Мы можем приземляться, даже если деревья до земли гнутся. Там, где действительно опасно, не летаем. Болтанка? Расслабляйтесь и получайте удовольствие, как на американских горках. Когда пассажиру кажется, что все уже плохо, пилоты даже волноваться еще не начинают.
Денис Окань самолет
Закат
— После тяжелых рейсов бывает, что руки дрожат?
— В случае трудной посадки могут и ноги дрожать. Сильная усталость. Но когда пилотируешь — полная мобилизация, нет места страху.
Как-то мы уходили на второй круг в Маскате, и самолет попал в сдвиг ветра: нас корежило и колбасило, но нужно было набирать высоту. Это длилось секунд 30-40, я полностью сосредоточился. Пронзила мысль: надо абсолютно четко все делать, чтобы снова увидеть своих детей.
Когда уже много полетал, в нестандартной ситуации лучше ориентируешься. И чем больше опыт, тем быстрее.

Есть правило: если считаешь, что полет небезопасен по каким-то причинам, должен отказаться.

Денис Окань самолет
— Автопилот, ручной режим — может ли пассажир почувствовать разницу?
— Я, конечно, на Boeing 737 разницу замечу, а рядовой пассажир, скорее всего, нет. Взлетают все "на руках". Посадки зависят от многих факторов. Далеко не каждый аэропорт может обеспечить автоматический режим. Навскидку: не меньше девяти из десяти посадок — вручную.
— Кажется, что авиапроисшествий стало больше.
— Прошлый год был плохой. Катастрофы Ан-26 с пассажирами на Камчатке, Ан-26 под Хабаровском, L-410 с парашютистами, авария Ан-28 в Томской области, в которой, к счастью, все выжили. Мне обидно, что допускают те же ошибки, что и много лет назад. В крупных авиакомпаниях порядка больше. Инциденты, например выкатывание за полосу, — такое бывает, но не нужно из каждого случая делать трагедию.
Денис Окань самолет
Инструкция
Про аплодисменты и зарплату
— Из чего складывается зарплата пилота?
— Везде по-разному. В России, как правило, не очень большой оклад, а дальше — сколько часов налетал, столько и получил. Есть надбавки за выслугу лет, допуски, инструкторскую работу, труд экзаменатора.
Денис Окань самолет
Денис Окань, пилот
— Как вы предпочитаете проводить отпуск? Только на самолете в далекие страны?
— Пока не было пандемии, с семьей старались раз в год на море выбраться. В Дубай, например, в любимую Испанию. А еще мне нравится брать машину напрокат. На Тенерифе за две недели я наезжал порядка двух тысяч километров, на Алтае этой зимой — более 600.
Мы из Сибири, из Барнаула, поэтому для нас хороший отдых — навестить родителей. Туда я дважды ездил из столицы на автомобиле. Первый раз — вынужденная мера, а второй — сами так захотели. Мы это и организовали с женой. Остановились в Казани на целый день. У меня есть мечта — путешествие до Красноярска: делать привалы в знаковых городах на сутки, встречаться с читателями, подписчиками.
Денис Окань самолет
— Что изменилось в работе пилотов из-за пандемии?
— Ничего. Разве что доходим в маске до кабины, а там снимаем. Это вопрос качества выполнения полета.
Денис Окань самолет
Вид из самолета
— Как вы считаете, что ждет гражданскую авиацию в ближайшие десять-двадцать лет?
— Я могу сказать точно, что и через десять лет пилоты будут нужны. Может, появятся системы, которые позволят выполнять полеты более автоматизированно. Нажать одну кнопку и приземлиться. Хотя технически это было реально еще вчера, но пока нет требуемого уровня надежности для гражданской авиации.
Денис Окань самолет
Побережье
— Успокойте аэрофобов: летать не опасно?
— Вот мы с вами беседуем, а в это время наверняка на МКАД или Садовом кольце случилось несколько аварий. А сколько самолетов разбилось? Ни одного, хотя условия очень жесткие. Сейчас вот, кстати, сильный снегопад. Пока мы болтали, десятки лайнеров благополучно взлетели и сели. Можно сказать, что безопаснее слетать, чем доехать до аэропорта.
Денис Окань самолет
Работник аэропорта
— А аплодисменты после посадки вы слышите?
— Нет. Но приятно, если они есть!
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала