Выжженная земля
В какую страну Россия пошлет своих пограничников
Галия Ибрагимова
![Российские миротворцы на блокпосту №6 на въезде в город Шуша на дороге из Степанакерта в Лачин Российские миротворцы на блокпосту №6 на въезде в город Шуша на дороге из Степанакерта в Лачин](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/0e/1589190068_0:0:2947:2048_900x0_80_0_0_d3446d4eabee5a452534c08dc2c33eba.jpg)
Российские пограничники прибыли в Тавушскую область Армении. Скоро появятся и в Азербайджане, но охранять будут не рубежи республик, а дорогу. Торговый путь, возможно, позволит региону наконец-то завершить конфликт. Корреспондент РИА Новости побывала там и посмотрела, как идет строительство.
Зангеланский район на карте — расположен между Арменией и Ираном. Покинутая станция Минджевань — словно памятник тому, что когда-то здесь была действующая железная дорога. Удастся ли возродить жизнь в местах, где недавно гремела война, пройдет ли торговый путь там, где шла бронетехника, — чтобы узнать это, журналисты отправились на Южный Кавказ. Вскоре в район, где пройдет основная транспортная артерия — Зангезурский коридор — прибудут российские пограничники. Они станут гарантом безопасности новой дороги.
![Вид на город Агдам Вид на город Агдам](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/16/1585818869_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_fddf74fd237a67cbba5a7f6b03a41316.jpg)
«Саперы расчистили семнадцать километров в Зангелане. На днях армяне передали карту минных полей. Теперь строительство пойдет быстрей. Работали вслепую», — говорит железнодорожник Физули Кулиев.
Минджевань была не только транспортным узлом. Местные виноград, яблоки, груши отправляли в соседний Агдамский район, где делали известный на весь Союз портвейн.
«Армяне, азербайджанцы, иранцы, русские — кто только не работал на станции! — вспоминает Физули. — Даже была серия открыток и марок с изображением вокзала в Минджевани и надписью: «Дружба народов». Не верится, что были такие времена».
![Разрушенное строение в городе Шуша Разрушенное строение в городе Шуша](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741856358_0:0:2472:1504_900x0_80_0_0_88ae334d2b2831b05ac40ecd3721258c.jpg)
![Поврежденный автомобиль в городе Шуша Поврежденный автомобиль в городе Шуша](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/0d/1741032101_0:0:3222:2048_900x0_80_0_0_e31401fdd4bf7e88a33a3bb4f57c6f13.jpg)
Да уж, в регионе пока не могут договориться не то что о дружбе, а хотя бы о начале торговли.
Впрочем, Миндживан не в самом центре внимания. Азербайджан сосредоточен на Зангезурском коридоре, который должен связать Баку с эксклавом Нахичевань через армянскую территорию. Однако у Еревана много опасений.
Непростое соседство
Зангезурский коридор — амбициозный проект, но до сих пор только на бумаге. Нет четкого понимания, как будет выглядеть инфраструктура Закавказья.
«На самом деле речь идет о старой Нахичеванской сухопутной дороге. Она идет из Армении в Азербайджан и далее в Россию», — объясняет Физули Алиев.
![Схема железнодорожного сообщения на Южном Кавказе после разблокирования коммуникаций Схема железнодорожного сообщения на Южном Кавказе после разблокирования коммуникаций](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/06/1744729889_0:0:0:0_0x0_100_0_0_44ea7294cb997f7db6e3a26d9e54ced6.png)
Сегодня окружающая местность — это выжженные поля, разбитые мостовые и разрушенные дома. Дорога из Баку в Нахичевань по азербайджанскому участку кажется непреодолимой. Южные районы республики с начала девяностых до второй карабахской контролировали армяне. Сплошные руины.
![Граница непризнанной Нагорно-Карабахской республики с Азербайджаном Граница непризнанной Нагорно-Карабахской республики с Азербайджаном](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/0d/1741032996_0:0:3243:2048_900x0_80_0_0_95de0cbfca1dc57deba2421364606316.jpg)
Автобус с журналистами трясет на ухабах, но другой трассы нет. Водитель давит на газ и влетает в яму. Спасает ремень безопасности. Пока все это не очень похоже на оживленный торговый путь.
«Черт! Дороги не ремонтировали тридцать лет! — возмущается водитель. — Машину убьем, если так ехать. Через поля — нельзя. Там мины».
Проклятия водителя напоминают, что несмотря на мирный, спящий пейзаж вокруг недавно здесь была война. Недавний конфликт не забыт и не изжит. Для того чтобы установился прочный мир, требуется время, поэтому дорогу, которая свяжет Армению и Азербайджан, будут охранять российские пограничники.
Сворачиваем на неровную тропу вдоль реки Аракс. Это естественная граница между Азербайджаном и Ираном. Мобильная связь путается в сигналах. СМС-сообщение уведомляет, что мы в Азербайджане. Через сто метров: «Добро пожаловать в Иран». Проезжаем города Физули, Джебраил, Зангелан, Губадлы. За окном все те же минные поля, руины, заброшенные кладбища. На границе с Сюникской областью — новая эсэмэска: «Вас приветствует солнечная Армения!» Все рядом. Зангелан словно объединяет три страны — Армению, Азербайджан и Иран.
«Сорок километров Зангезурского коридора пройдет по Сюнику. Это самый короткий путь до Нахичевани, а там и до Турции рукой подать», — уточняет инженер путей сообщения Гасым Алиев, показывая в сторону Армении.
![Горный пейзаж Сюникской области Горный пейзаж Сюникской области](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/17/1729690728_0:0:3078:2048_900x0_80_0_0_71b47d1bc7c86979bc009934cda6af50.jpg)
Нахичеванская сухопутная дорога действовала и в советский период. Но в конце восьмидесятых обострилась ситуация вокруг Нагорного Карабаха и использовать этот маршрут стало опасно. Поезда забрасывали камнями. Участок от армянского Мегри до азербайджанского Горадиза пытались взять под контроль военные. Но Физулинский район достался непризнанной Нагорно-Карабахской республике. Поезда остановились. Рельсы разобрали за ненадобностью. Связь Баку с Нахичеванью по самому короткому маршруту прервалась.
Перерезали и путь из нахичеванского города Шарур до армянского Ерасха, обеспечивавший прямой выход Армении на Россию. Причем от станции Ерасх была ветка в Иран. Железнодорожная смычка между армянским Иджеваном и азербайджанским участком дороги в Баку тоже разъединилась.
![Дорога в Джульфу Дорога в Джульфу](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/39982/64/399826476_0:0:3055:2000_900x0_80_0_0_263816c6f10d1869e808e64bfee8d3c2.jpg)
Сохранилось сообщение с Ираном и Грузией. Через эти две страны Армения выходила на внешние рынки. Но Военно-Грузинская дорога из-за снегопадов зимой часто закрывалась, а путь через Тегеран не самый близкий.
Демонстрация силы
Армянская сторона признает: преодоление транспортной изоляции простимулирует экономику. Но недоверие к соседям, которые и после второй карабахской нагнетают воинственную риторику, перевешивает.
![Мужчина у автомобиля с дынями в Зангиланском районе Мужчина у автомобиля с дынями в Зангиланском районе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/0d/1741031732_0:0:3117:2048_900x0_80_0_0_82bc50bca01572903463f6bf1017f2e4.jpg)
«О каких дорогах можно говорить, когда азербайджанские военные вторгаются на наши земли, уводят в плен мужчин. Объясняют это демаркацией армяно-азербайджанских границ. Есть карты Генштаба СССР, можно сесть за стол переговоров и все обсудить. Но Баку предпочитает действовать силой», — возмущается директор института Кавказа Александр Искандарян.
Собеседники РИА Новости в Армении недоумевают, почему Азербайджан зациклился на Зангезурском коридоре. Наиболее разумной им кажется разблокировка всех транспортных коммуникаций на Южном Кавказе.
В Баку на развитие инфраструктуры региона смотрят иначе. Опасения Армении, что поезда в Нахичевань проследуют мимо, там называют беспочвенными.
Нам показали план дорог, которые собираются строить или восстанавливать помимо Зангезура. Большинство маршрутов включают Нахичевань, Нагорный Карабах и Армению.
«Открытие Зангезурского коридора обсуждают давно. Армения признавала, что маршрут ей выгоден, — отмечает Кулиев. — Мы не зациклены на Зангезуре, речь о восстановлении всех коммуникаций, но с чего-то надо начинать. Если в Ереване хотят заняться и другими маршрутами, мы — за».
Специалисты по транспортным коммуникациям в Азербайджане подчеркивают: Зангезурский коридор — дело принципа. В первую очередь для Баку.
![Мужчина несет ящик с абрикосами Мужчина несет ящик с абрикосами](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741863864_0:0:3088:2047_900x0_80_0_0_94ac390ed92798cdcdb088de3892d9cb.jpg)
«Во-первых, это самый короткий и экономически выгодный путь из Баку в Нахичевань. Связь с эксклавом через Иран обходится дорого. Во-вторых, Армения тоже отделена от Нагорного Карабаха, а Лачинский коридор пролегает по азербайджанской территории. Вот и мы хотим получить прямой выход в Нахичевань через Армению», — говорит азербайджанский эксперт Орхан Багиров.
Внимание к Зангезурскому коридору азербайджанцы объясняют и тем, что его восстановление оговаривается в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 года. В возвращенных районах — Джебраильском, Кельбаджарском, Губадлинском, Лачинском и Зангеланском — азербайджанские власти формируют Восточно-Зангезурский экономический район. Через эти территории и проведут транспортную артерию.
«Армения поставляет на внешние рынки абрикосы, коньяк, металлы. Выход из изоляции расширит возможности. Инвесторам не интересны страны с плохой логистикой, — говорит российский кавказовед Нурлан Гасымов. — В советский период у Армении было сильное промышленное производство. Развивались автомобилестроение, медицина, металлургия. Даже АЭС построили — Мецаморскую. Заводы сегодня стоят, но сохранился кадровый потенциал. Если наладить транспортное сообщение, есть шанс восстановить все это».
![Недействующий с 1990 года железнодорожный вокзал города Капана в Армении. 1997 год Недействующий с 1990 года железнодорожный вокзал города Капана в Армении. 1997 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741862217_0:0:2787:2048_900x0_80_0_0_bdb6a29ad6a245999b8358f8ef6b2d50.jpg)
Собеседник РИА Новости обращают внимание и на выгодное географическое расположение Армении — между Европой, Россией и Азией. Он не исключает, что со временем Ереван подключится к проекту международного транспортного коридора «Север — Юг». Маршрут свяжет страны Балтии с Индией через Иран.
![Восстановительные работы Восстановительные работы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741856252_0:0:1280:960_900x0_80_0_0_2e7274dc1a8ff075016f54dffe607b33.jpg)
Армения может стать участником и Транскаспийского международного транспортного коридора «Запад — Восток», обеспечивающего грузопоток из Китая в Турцию и Европу.
![Улица Низами в городе Нахичевань. 1971 год Улица Низами в городе Нахичевань. 1971 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741862657_0:0:2925:2048_900x0_80_0_0_2de2fba7fbf64833372fa148a69401fa.jpg)
«Сейчас все везут через Грузию, хотя через Армению короче. Ереван мог бы стать транзитным хабом. Китайский «Пояс — путь» — еще один перспективный вариант. Все это повысит инвестиционную привлекательность страны», — рассуждает Гасымов.
![Восстановительные работы Восстановительные работы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/13/1741856255_0:0:1280:910_900x0_80_0_0_c603a09250e596aef8515b912dc696f8.jpg)
![Строительство международного аэропорта Физули недалеко от города Шуша Строительство международного аэропорта Физули недалеко от города Шуша](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/0d/1741033043_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_a25437ebba24d264356317a6de07380e.jpg)
Он обращает внимание на соседнюю Грузию. Республика не богаче Армении. Но власти умело воспользовались карабахским конфликтом и переориентировали на себя международные коридоры, нефтепроводы.
При разумной политике Армения тоже может многое наверстать и создать в стране все условия для экономического роста.