Храм на холме
Что происходит в Дадиванке после войны
Галия Ибрагимова
![Российский миротворец у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе Российский миротворец у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/10/1584872089_0:0:3192:2048_900x0_80_0_0_53936fd66c758c72c0a2537dc73d63de.jpg)
«В Дадиванк без оружия! Выкладываем ножи, огнестрел на стол», — по-армейски командует православный священник Борис.
Люди в рясах, деловых пиджаках и толстовках выходят из КамАЗов и возмущенно гудят. «Мы не военные. Мы удины, малый народ Закавказья. Христиане из Азербайджана», — объясняет мужчина в скуфье и подряснике и направляет толпу к монастырю. Но дорогу преграждают армянские монахи.
Корреспондент РИА Новости одна из первых побывала в Кельбаджаре после перехода этого региона под контроль Баку и послушала споры о принадлежности Дадиванка.
Внезапная встреча
Армяне и азербайджанцы холодно приветствуют друг друга. Отец Борис, пытаясь снять напряжение, возбужденно кричит: «Вот так встреча! Заскочил поздравить российских миротворцев с Пасхой, куличей привез, а тут вы. Христос воскресе, братья!»
«Воистину воскресе!» — сухо отвечают удины и пытаются обойти армян.
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734453975_0:0:917:1223_900x0_80_0_0_85c17c779770e1a62433e5047a56b8cc.jpg)
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355480_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_c02b3e8f6617251d0354ddabaf005e90.jpg)
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355483_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_12c4f9d8b7900991e569ad38ed551a73.jpg)
«В храме служба. Подождите», — говорит глава армянской общины в Дадиванке иеромонах Нерсес Арутюнян.
Азербайджанские паломники возмущены. «Были тут на Рождество, нас не пустили. Снова ищете какие-то причины, — негодует мужчина в подряснике. — Рафик Данакари», — представляется он нам.
Православный священник предлагает удинам провести службу в одной из часовен монастыря. Те неохотно соглашаются.
Разрядив обстановку, довольный отец Борис выстраивает российских миротворцев перед Дадиванком, как на плацу, и возглашает командным голосом: «Христос воскресе!»
«Воистину воскресе», — хором откликаются военные. У них здесь небольшой контингент.
Чей Дадиванк
Монастырь Дадиванк находится в Кельбаджарском районе. После первой карабахской войны эти территории перешли к армянам. В ноябре Баку вернул земли, но возник вопрос, кому принадлежат христианские святыни. Сейчас Дадиванк охраняют российские миротворцы, и храм стал маленьким анклавом посреди Азербайджана.
Иеромонах Нерсес Арутюнян возглавил армянскую общину Дадиванка в марте. «Я безбрачник. А те, кто жил до меня, с семьями уехали. Теперь тут только монахи», — объясняет настоятель.
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355501_0:0:960:1098_900x0_80_0_0_e4c1a1609bb0f3581464cb18bda07f9b.jpg)
Армяне считают Дадиванк своим. Ссылаются на главную реликвию монастыря — мощи святого Дади, обнаруженные у алтаря во время раскопок. «Дади был учеником апостола Фаддея и проповедовал христианство на западе Армении. Посмотрите на эту древнюю кладку над саркофагом. Она в армянском стиле», — указывает иеромонах.
В беседу вмешивается его помощник дьякон Тигран:
«Дадиванк называют и Худовенгом. От армянского «хут» — это холм, «ванк» — монастырь. Получается «храм на холме». Оглянитесь, на какой мы высоте!»
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355251_0:0:1280:960_900x0_80_0_0_f76056da76d4052a79380a655b1e0d29.jpg)
Монахи настороженно относятся к немногочисленной албано-удинской общине (всего десять тысяч человек). До карабахских событий албанская церковь подчинялась армянской. Но теперь в Азербайджане армянских церквей нет. «Баку поддерживает удин, однако христианские церкви их не признают. Я знаю, кто меня рукоположил в сан. А они?» — задается вопросом дьякон.
Удины приезжают в Дадиванк не ради веры — из-за политики, уверены армяне. Азербайджан, по их мнению, целенаправленно переименовывает армянские святыни в Карабахе в албанские. «Уходя из Кельбаджара, наши люди сжигали дома, уносили христианские реликвии. Боялись, что азербайджанцы надругаются над ними», — напоминает иеромонах Арутюнян.
Принуждение к миру
Вокруг не только горные пейзажи. Видны и обугленные стены домов. Окон, дверей нет, черепица на крышах пробита. Настоятель монастыря обводит рукой окрестности. Перед обителью — укрепления, КПП. На ветру развевается российский флаг.
«Если бы не миротворцы, нас бы тут не было. После войны монахи не хотели оставаться, боялись, но Москва защитила».
![Российские миротворцы у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе Российские миротворцы у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/10/1584876561_0:0:3072:2047_900x0_80_0_0_98941eed73db67d902b86dd23cbe5280.jpg)
![Российский миротворец у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе Российский миротворец у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/10/1584876412_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_69c15b2e6e5f49dd7d9844e587c4c5ee.jpg)
Иеромонах жалуется, что армяне пока не могут свободно посещать Дадиванк: «Верующие из Степанакерта приезжают по воскресеньям небольшими группами. С ними нам привозят продукты. Как-то вышла задержка, и тут снова помогли миротворцы. Баку объясняет ограничения коронавирусом».
Армянские монахи признают, что после карабахских войн восстановить доверие между народами сложно. Но призывают «учиться сосуществовать друг с другом».
«Помню свое детство в Армении. С нами по соседству жили азербайджанцы. Это был какой-то другой мир, — словно удивляется настоятель Дадиванка. — Но потом лилась кровь, гибли люди. Рана останется в сердцах. То, что враждовавшие народы могут молиться в Дадиванке, — чудо».
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734356411_0:0:1280:960_900x0_80_0_0_5e318c65e52b5be36af60e5dfdd3b3a7.jpg)
Председатель удинской общины Азербайджана Роберт Мобили дарит иеромонаху Библию и приглашает его за праздничный стол. Армянские священнослужители отказываются, ссылаясь на пандемию. Азербайджанские начинают застолье без них.
Споры и страхи
«Албанская церковь не придумана. Канонические земли удин — это современный Азербайджан. У кавказских албанцев были свой язык, алфавит, церкви отличались от армянских и грузинских. Посмотрите на архитектуру Дадиванка! Армянский хачкар ни о чем не говорит. А святой Дади был сирийцем», — убеждает Мобили.
За праздничным столом не только удины. В Дадиванк организованно прибыли и евангелистские христиане Азербайджана.
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734356414_0:230:591:1076_900x0_80_0_0_1dd5cb20f6b7934cff1088b5c3753e44.jpg)
«Армяне зря переживают. Мы не собираемся отбирать Дидаванк или глумиться над святынями. Нам всем тут жить», — подчеркивает Данакари.
Журналисты вспоминают, как в конце войны в соцсетях выложили видео, где азербайджанские солдаты крушили могилы армян.
«Отщепенцы есть везде, по ним не надо судить о народе, — отвечает глава удин. — Без посредников мы с армянами быстрей бы нашли общий язык».
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355493_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_e30dd00af8ddb706562caca34874060f.jpg)
«До первой карабахской удины часто брали в жены армянок. Религия нас роднит. Теща у меня армянка», — признается один из участников застолья, уже подвыпивший. Называет себя: Валерий Канкалов. «У жены характер армянский. Гордая, независимая», — добавляет он.
Между Арменией и Карабахом
«При Советах Дадиванк был обычным культурным объектом. Я часто проезжал мимо и ни разу не видел армян. В деревнях возле храма жили азербайджанцы. Монастырь стоял бесхозным. Атеизм был тогда», — делится воспоминаниями житель Кельбаджара Юсиф Алескеров, покинувший город в разгар первой войны.
О поездке паломников и журналистов он узнал от друзей. Хотел присоединиться, но не успел. Работает дальнобойщиком и как раз был в дороге. Земляки, побывавшие зимой на малой родине, рассказали: дом Юсифа разрушен, могилу его отца не нашли.
![Юсиф Алескеров Юсиф Алескеров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734386133_0:0:1108:1099_900x0_80_0_0_7f569be51351f25b19f9ee2f20c5a62d.jpg)
Через азербайджанских журналистов РИА Новости связалось с Алескеровым.
«Минеральная вода «Истису» гремела в Советском Союзе, — неожиданно говорит собеседник. — В Кельбаджаре есть термальные источники. Там-то и разливали знаменитую азербайджанскую минералку. А высоко в горах красовался еще один монастырь — Гандзасарский, заброшенный».
Кельбаджар славился и рыбой с армянского озера Севан. За ней зимой специально отправлялись из соседнего Тертера и Мардакерта. В Ереван летом везли азербайджанские помидоры, вишню и груши.
Побег через горы
В Кельбаджаре сосредоточены основные источники пресной воды. Горные реки впадают в Сарсангское водохранилище, обеспечивающее весь Карабах. Эти реки орошали и засушливые регионы Азербайджана.
«Во время первой карабахской армяне перекрыли плотину на Сарсангском водохранилище. Река Тертер оказалась обезвоженной. Это ударило по сельскому хозяйству. И помогло армянам захватить Кельбаджар», — объясняет Юсиф.
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734356421_0:156:750:1175_900x0_80_0_0_7776e6524cb7109025db2fe35f2b8164.jpg)
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734355276_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_1aa74085f89a22d5a0f6a2ad6540a5d2.jpg)
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734356023_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_c1c8995cbf997cb30a1e04025246c782.jpg)
Баку не удержал регион в девяностые еще и потому, что перекрыли основные дороги. «Кельбаджар связывал с Азербайджаном единственный маршрут — через Мардакерт в город Тертер. В ходе весеннего наступления 1993-го армяне его перерезали».
Сложнее всего Юсифу даются воспоминания о побеге из родного дома. «Армяне предоставили нам сутки, чтобы уйти из города. Мы хватали детей и жен, кто успевал — документы, и бежали прочь. Уходили по заснеженной дороге через Омарский перевал. Я был с двухлетним сыном».
Старикам было особенно тяжело: «В горах у них поднималось давление, пропадал слух. Люди замерзали и погибали».
![Юсиф Алескеров Юсиф Алескеров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734386129_0:0:885:1172_900x0_80_0_0_4770c3e005ea74e672a77dd5f10c22fc.jpg)
![Юсиф Алескеров Юсиф Алескеров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734386127_0:0:960:1280_900x0_80_0_0_ef54a7efd99e1f6971727045c687baf0.jpg)
Зимой 1994-го азербайджанская армия пыталась взять реванш. Наступали через Омарский перевал, но стояли морозы. «Вести бои было сложно. От холода в горах с обеих сторон полегли тысячи солдат», — говорит Юсиф.
Когда прошлой осенью армяне покидали Кельбаджар, он недоумевал: «Почему они поджигали жилье?» Наш собеседник не сомневается, что многие дома там были еще азербайджанскими.
Вторая карабахская застала дальнобойщика в пути. Он переживал, что снова льется кровь. Однако хотел, чтобы азербайджанцы заняли Кельбаджар.
![Дадиванк Кельбаджар Дадиванк Кельбаджар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/1b/1734356014_0:0:1280:591_900x0_80_0_0_caeb02390c96fa0bb407b9c22e4adeda.jpg)
Юсиф понимает: вернуться туда непросто. Некоторые районы заминированы, нет ни жилья, ни дорог. «Но там похоронен мой отец. Мой долг найти его могилу».
Вражда между армянами и азербайджанцами никуда не денется, признает Юсиф. И все же надеется, что новой войны не будет.
Кавказ — сложный регион, тем не менее надо как-то уживаться. Получалось же в советские годы.