Рейтинг@Mail.ru
Что делать, если я поэт. Простые способы быть услышанным в XXI веке - РИА Новости, 21.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что делать, если я поэт. Простые способы быть услышанным в XXI веке

© АГН "Москва" / Антон Кардашов Участники поэтического баттла на станции метро "Маяковская". 27 февраля 2018
Участники поэтического баттла на станции метро Маяковская. 27 февраля 2018 - РИА Новости, 1920, 21.03.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Павел Сурков. Что такое сегодня быть поэтом? Неужели кто-то еще продолжает читать стихи? Или те времена, когда поэты собирали стадионы восторженных слушателей, ушли? Во Всемирный день поэзии есть повод задать эти вопросы. В том числе и в откровенно практическом ключе: что делать сегодня человеку, который вдруг обнаружил в себе поэтический дар?

Когда душа просит рифмы

Когда-то Владимир Высоцкий изящнейше сформулировал всеобщую тягу к поэтическому искусству: "Стихи начинаешь писать с детства — потому что их все пишут".
Действительно, очень сложно найти человека, который ни разу бы не пытался срифмовать хотя бы пару строчек (даже в архивах Ленина нашлись два стихотворных экспромта, сочиненных во время игры в буриме). Так что, как ни крути, поэзия живет в нас изначально. Но вот вопрос: что делать, когда она перестает быть романтическим юношеским увлечением и становится важным делом всей жизни?
Во времена СССР, чтобы считаться настоящим творцом, необходимо было вступить в Союз писателей (а без рекомендации действительных членов это было попросту невозможно). Вот и выходило, что, например, уже упомянутый Владимир Высоцкий так и не вступил в организацию — никто из друзей-писателей не рискнул дать ему рекомендацию.
Владимир Высоцкий во время закрытия театрального сезона 1968 года в Театре драмы и комедии на Таганке. Москва, 1968 год - РИА Новости, 1920, 25.07.2020
"Мои друзья — известные поэты…" День памяти Владимира Высоцкого
А сегодня путь для поэта многогранен и разнообразен: возможностей найти своего читателя и быстро достучаться до миллионов людей возникает все больше и больше.
С одной стороны, конечно, возрастает роль белого шума: как в большом потоке информации выявить настоящие поэтические жемчужины? Но талант по-прежнему остается главным мерилом успеха: достойные авторы быстро находят свою аудиторию. И не то что не теряются в потоке текстов, но, напротив, обретают стабильное сообщество поклонников, которое еще и интенсивно растет.

Поэт эпохи инстаграма

Соцсети — один из лучших способов для коммуникации с читателями, и уже сегодня можно говорить о своеобразных поэтах эпохи инстаграма. Рецепт простой: пишем не только стихи, но и оформляем их красивыми картинками. И вот уже пост или сторис цитируются и шерятся, привлекая внимание к автору.
Тут главное не снижать оборотов: соцсети же любят регулярность (вот отрада для графоманов!), но при этом порой требовательны к качеству.
Конечно, если поэт — красивая женщина, то это дополнительный инструмент привлекательности. Так, стихотворные посты Рупи Каур или Ах.Астаховой собирают сотни тысяч лайков и комментариев, но это не просто романтическое творчество прекрасных дам.
Нет, это полноценная литература, живущая в своем особом формате (хотя стихи что Каур, что Астаховой успешно издаются и в традиционном книжном виде, что отметает любую циничную критику).
Кроме того, соцсети — это отличный способ и для коммуникации с читателями и поклонниками, которые, с одной стороны, ценят внимание кумира, а с другой — могут и предоставить какую-то обратную связь, при условии, конечно, что она нужна автору.
При этом виртуальная поэтическая среда затягивает в себя и синтетические виды искусства: ведь поэзия существует не только в своем традиционном литературном виде. Тот же рэп и хип-хоп сегодня — ярчайший пример импровизационной поэзии, мощь которой содержится в их невероятном энергетическом потенциале.
И пространство соцсетей для современных рэперов — это прежде всего точка коммуникации, сборки сообществ, внутри которых и рождается настоящая энергия времени, голос улиц, ритм поколения.

Баттл бой

Лучшее проявление рэп-поэзии — это, конечно, фристайл-баттлы, которые проходят практически во всех крупных городах. Участие в таком бое не всегда гарантирует популярность. Но, как минимум, позволяет новичку оказаться внутри сообщества, проникнуть в субкультуру. И там уже коллективный разум и советом поможет, и поддержит в случае необходимости. Ну а в итоге, если талант таки имеется, — даст отличную площадку для старта.
Площадка во время баттла на Международном конкурсе Рэп-завод, Москва - РИА Новости, 1920, 20.01.2020
Вайб, любовь и Киселев. Как в Москве прошел рэп-баттл
Формат баттлов существует не только для хип-хоперов, но и для вполне традиционных поэтов. Открытые читки, разнообразные конкурсы, игры: все современные крупные поэтические сообщества приветствуют новых участников. И тут важна лишь глубина социальной коммуникации. Фактически перед нами расширившееся до всероссийских масштабов клубное движение с собственными ресурсами, партнерскими связями и огромным потенциалом для талантливых поэтов.
Одним из баттл-форматов, распространенных в стране, стал поэтический слэм (в Москве очередной тур уже на следующей неделе). Здесь ценится не только качество стиха, но и подача — при этом стихотворение может быть откровенно любым: авангардным или традиционным. Важно не только то, что в нем содержится, но и то, как сам поэт доносит до читателя (и слушателя) суть своего творения. И соревноваться в этом могут и признанные мэтры (как, например, Герман Лукомников), так и совсем молодые, начинающие поэты.

Сам и не самиздат

Кроме того, в многочисленных культурных центрах функционируют литературные мастерские — но не просто семинары, а именно клубные форматы, где живое общение и конструктивная критика соединяются в различных совместных проектах, где синтез талантов выдает невероятно мощный общий результат.
И под эгидой этих центров, клубов образуются издательства, некоторые из них, в том числе и небольшие частные, с удовольствием берутся за современную поэзию и публикуют ее, причем в тесном сотрудничестве с самими авторами.
Впрочем, если на вашем пути не встретилось такое издательство, то отчаиваться не следует. Существуют сервисы, которые позволяют не просто издать свою книгу, но и разместить ее в ведущих интернет-магазинах для продажи в цифровом виде (а некоторые из книжных сетей с удовольствием берут такой современный самиздат и в традиционную "бумажную" реализацию).
Посетитель в Волгоградской библиотеке - РИА Новости, 1920, 18.03.2021
Опрос определил самого популярного у россиян поэта
И что же мы имеем в итоге? А довольно мощную и перспективную ситуацию для любого начинающего талантливого поэта: существуют платформы, где можно не только представить результат своей творческой мысли новым слушателям и читателям, но и стать частью единого сообщества. А дальше все зависит от самого поэта.
Но социальная коммуникация, которая становится ключевым инструментом сегодняшнего мира, — именно она и будет главным двигателем, распространителем нового стихотворного искусства. И это дает нам надежду на расширение поэтического сообщества, а значит на новое читательское удовольствие от талантливых стихов. И кто знает, может быть, среди них скоро будут именно ваши?
Писатель Алексей Иванов - РИА Новости, 1920, 27.02.2021
Алексей Иванов — о замках и демонах в "Тенях тевтонов"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала