https://ria.ru/20210119/obrazovanie-1593462601.html
Вперед в прошлое: как российских детей учат по "сталинским" учебникам
Вперед в прошлое: как российских детей учат по "сталинским" учебникам - РИА Новости, 19.01.2021
Вперед в прошлое: как российских детей учат по "сталинским" учебникам
Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам... РИА Новости, 19.01.2021
2021-01-19T08:00
2021-01-19T08:00
2021-01-19T08:00
образование - общество
дети
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147619/70/1476197067_0:171:3020:1870_1920x0_80_0_0_a7302d41d5e28104199b791bd1c49a21.jpg
МОСКВА, 19 янв — РИА Новости, Алексей Аликин, Дмитрий Ермаков. Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях "нового старого" образования разбиралось РИА Новости.Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет."Не хочу своим детям такой беды"Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы "ВКонтакте" жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы."Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях "больше", "меньше", на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное", — говорит она.Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям."Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним". Буквари от "партизан" В еще одной группе —"Сталинский букварь: партизанское движение в области образования" — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.По мнению организаторов группы, современные пособия полны "нелепых ошибок, противоречий, нестыковок". В них якобы хромает "логика, структура и последовательность". "Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое", — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский "Букварь" А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал. Сегодня у "Сталинского букваря" есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться."Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме", — перечисляет "Сталинский букварь".Воспитание творцовПроект Фронтова — далеко не единственный. В группе "Методический кабинет Марии Рутскаускас" больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.Учебники того времени переиздает и "Родительское Всероссийское сопротивление". В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа "Данко" для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой. В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.Количество подобных "альтернативных классов" в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение. В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий. "Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая", — объясняет Шульга."Не надо фетишизировать учебник" Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется "замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками". При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох."Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием", — подчеркивает педагог.К обучению в семейных классах он относится скептически. "Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов", — считает Пратусевич. Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя. "Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога", — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах". Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число "советских" классов.
https://ria.ru/20210115/shkoly-1593256779.html
https://ria.ru/20210115/vuzy-1593163585.html
https://ria.ru/20210118/shkola-1593453927.html
https://ria.ru/20210115/ekzameny-1593158234.html
https://ria.ru/20210117/yazyk-1593202264.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147619/70/1476197067_56:0:2787:2048_1920x0_80_0_0_ae7a9515081dd12d8d5bc7a455fda2c3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
образование - общество, дети, россия
Образование - Общество, Дети, Россия
МОСКВА, 19 янв — РИА Новости, Алексей Аликин, Дмитрий Ермаков. Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях "нового старого" образования разбиралось РИА Новости.
Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в
России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.
"Не хочу своим детям такой беды"
Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.
Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с
РИА Новости администратор тематической группы "ВКонтакте" жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.
«
"Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях "больше", "меньше", на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное", — говорит она.
Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.
"Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним".
В еще одной группе —"Сталинский букварь: партизанское движение в области образования" — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.
По мнению организаторов группы, современные пособия полны "нелепых ошибок, противоречий, нестыковок". В них якобы хромает "логика, структура и последовательность".
«
"Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое", — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.
В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский "Букварь" А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.
Сегодня у "Сталинского букваря" есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.
В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.
"Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме", —
перечисляет "Сталинский букварь".
Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе "Методический кабинет Марии Рутскаускас" больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина
называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.
Учебники того времени
переиздает и "Родительское Всероссийское сопротивление". В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.
По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в
Москве работает группа "Данко" для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.
В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.
Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.
Количество подобных "альтернативных классов" в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.
В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.
«
"Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая", — объясняет Шульга.
"Не надо фетишизировать учебник"
Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется "замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками".
При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.
"Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием", — подчеркивает педагог.
К обучению в семейных классах он относится скептически.
«
"Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов", — считает Пратусевич.
Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.
"Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога", — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах".
Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число "советских" классов.