Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Как кофе стал культурным феноменом — и в каких фильмах сыграл

© Jurow-Shepherd (1961)Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани"
Кадр из фильма Завтрак у Тиффани
Читать ria.ru в
МОСКВА, 22 авг — РИА Новости, Ольга Распопова. В прошлом году чай в России впервые в истории уступил по популярности кофе. Однако битва, кажется, не проиграна. После самоизоляции многие отказались от привычки покупать бумажный стаканчик по дороге на работу или учебу, и многие мелкие заведения закрылись. О том, почему этот напиток из элитного превратился в мейнстрим, как его пытались подделывать и какие фильмы наверняка понравятся кофеманам, — в материале РИА Новости.

Как Онегин "кофей кушал"

Первым известным кофеманом на Руси стал Петр I: пристрастившись к бодрящему напитку в Голландии, он повелел пить его и в специальных заведениях, и на светских ассамблеях. Вскоре в Петербурге начался настоящий кофейный бум — и до сих пор столицы, где ритм жизни всегда быстрее, традиционно тяготеют к арабике или робусте.
"По легенде, Лермонтов перед смертельной дуэлью заходил в модную кофейню "Рошка", принадлежавшую немцам. Да и Пушкин, говорят, также пропустил чашечку перед роковой встречей с Дантесом", — рассказывает глава компании по продаже кофе Иван Астафьев. Как и все столичные щеголи того времени, по утрам "кофей кушал" и Евгений Онегин.
К концу XIX века распробовали кофе и другие сословия: женская прислуга перед поступлением к новым хозяевам даже требовала себе бонус — "кофейное довольство". К тому же наладили производство двухсекционных самоваров с отдельными емкостями — под чай и кофе.
"Однако в силу дороговизны простолюдины разбавляли кофе цикорием. Это впоследствии отразилось и в советском "диетическом питании" — думаю, все советские дети помнят школьный кофейный напиток", — продолжает Астафьев. Другие умельцы варили настой из измельченных желудей, прожаренной муки, семян груши, свеклы и даже корней одуванчиков.

Напиток советской элиты

Советская власть в первые годы пыталась отказаться от импорта кофе и чая. Но если последний можно было вырастить на Кавказе и в Закавказье, то с кофейными зернами возникла проблема. Простой народ довольствовался "аналогами" из цикория и поджаренного ячменя, а вот номенклатуре доставались дефицитные зерна из братских стран. В общем, во времена советской власти настоящий кофе был доступен лишь избранным и ассоциировался с элитой. Так, в "Бриллиантовой руке" (1969) утонченный Козодоев, опохмелившись шампанским, требует себе "ванну и чашечку кофе", что страшно раздражает пролетария Лелика.
"Более-менее близкий по вкусу напиток начали производить в 1972 году, на основе поставок из Индии, которые СССР получал в качестве погашения госдолга", — объясняет Астафьев. Готовили или в дореволюционных кофейниках, или в "сэрчепах" — турках из Армении. Там всегда была своя культура потребления кофе — "задавали тренд" всему Союзу. И только в начале 80-х в СССР организовали выпуск гейзерных кофеварок — до этого советские граждане охотились за итальянскими.

Кофе on the go — всё?

Последние десять-пятнадцать лет ознаменовались не только бурным развитием крупных сетей, но и бумом маленьких независимых кофеен — порог вхождения на рынок был невысоким. "Наценка на безалкогольные напитки — огромная, обычно больше ста процентов, так что это выгодно", — говорит владелица нескольких кофеен Анастасия Мещерякова.
Свою роль сыграли также американские фильмы и сериалы, пропагандирующие употребление кофе на ходу, к тому же в привычку вошли деловые переговоры и дружеские посиделки за чашкой эспрессо или капучино. "В целом покупатели стали гораздо лучше разбираться в том, что они пьют. Появилось много крутых обжарщиков, способствовали распространению моды и чемпионаты бариста", — отмечает представитель сети кофеен и магазинов Алексей Плясецкий.
© Depositphotos / alebloshkaДевушка с кофе
Девушка с кофе
Девушка с кофе
Пандемия нанесла этим маленьким бизнесам сильный удар, потому что их целевая аудитория, офисные работники, надолго застряли дома.
"Большинство кофе-поинтов в деловых центрах пришлось закрыть. И даже после карантина многие компании сократили расходы на чай/кофе. Так что восстановить прежний уровень потребления, как мне кажется, уже невозможно", — полагает Астафьев. По его мнению, на плаву удержатся либо те, кто в состоянии предложить низкую цену, то есть в основном крупные игроки, либо делающие ставку на специалитеты — но таких крайне мало.
"Однако кризис наступил не для всех: в заведениях, расположенных в спальных районах, спрос вырос, потому что люди стали покупать свой латте или американо у дома", — отмечает Плясецкий.
Наблюдается и другая тенденция. "Еще до карантина многие покупали кофемашины домой, теперь таких все больше", — добавляет Станислав Попов из компании-импортера. "И вкусы меняются: происходит сдвиг на качественный зерновой и молотый кофе". Не желающим возиться с приготовлением вместо растворимого варианта предлагают более продвинутые альтернативы: дрип-пакеты или гала-растворы.

Шесть фильмов, где кофе больше чем просто напиток

В ленте про вора-виртуоза "Гудзонский ястреб" (1991) с Брюсом Уиллисом с самого начала главный герой мечтает об одном: выпить ароматный капучино. Весьма изысканный выбор для американца в 90-х, когда в США поглощали черный кофе из фильтр-пакетов. Однако стоит Эдди взять в руки чашечку с любимым напитком, как он попадает в очередной переплет.
В "Малхолланд Драйв" (2001) кофе — один из важнейших символов, разделяющих сон и реальность. На вечеринке, которая обернется катастрофой, Дайана, попробовав из чашки горький напиток, видит неприятного мужчину. В подсознании зрительный и вкусовой образы связываются, и вот в ее грезах возникает зловещий мафиози, ценитель эспрессо. Проснувшись в конце фильма, девушка тоже первым делом заваривает себе кофе.
© Universal StudiosКадр из фильма "Малхолланд Драйв" режиссера Дэвида Линча, 2001 г.
Кадр из фильма Малхолланд Драйв режиссера Дэвида Линча, 2001 г.
Кадр из фильма "Малхолланд Драйв" режиссера Дэвида Линча, 2001 г.
"Кофе и сигареты" (2003), над которыми Джим Джармуш работал целых семнадцать лет, получился настоящей одой этим двум страстям режиссера. В одиннадцати новеллах с юмором обсуждают и абстрактные философские проблемы, и повседневные жизненные неурядицы — непременно за чашечкой эспрессо, кружкой капучино или под американо из френч-пресса.
В фильме "Дьявол носит Прада" (2006) утренний кофе, взятый по дороге в офис, — уже такой же атрибут карьеристки, как сумка или туфли. Каждый день героиня послушно приносит деспотичной начальнице ее латте или американо. Стоит подчиненной задержаться, как биг-босс, возмущенная нерасторопностью ассистентки, выдает: "А почему мне до сих пор не принесли кофе? Она там умерла, что ли?"
© Jurow-Shepherd (1961)Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани"
Кадр из фильма Завтрак у Тиффани
Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани"
Однако еще раньше модница с бумажным стаканчиком в руках появляется в "Завтраке у Тиффани" (1961). Сцена, где героиня бродит по пустынному утреннему городу, далась Одри Хепберн нелегко: около площадки собрались толпы зевак, что очень нервировало актрису. Кстати, ее героиня Холли — представительница так называемого café society, то есть аристократического общества, завсегдатаев кофеен.
В романтической комедии "Вам письмо" (1998) в сетевое кафе за своей порцией кофеина заходят и представители среднего класса, и миллионеры. Саркастичный Джо замечает:

"Такие заведения существуют, чтобы люди, не способные принимать решения, могли принять целых шесть: маленький или большой, с кофеином или без, со сливками или черный… За три доллара можно не только купить себе кофе, но и почувствовать свою индивидуальность".

Показ выставки “Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)
С первого взгляда. Как барменша и булочница попали на знаменитые картины
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала