Секреты Хакасии:
что смотреть, есть, пить и к чему быть готовым
Светлана Баева
Очень гостеприимные люди, красивейшие памятники природы, курганы и огромные каменные изваяния, старше тех, что на острове Пасха, — Хакасии есть чем привлечь туристов. Мясо марала тут подают с папоротником, можно продегустировать сырую рыбу. Местный специалитет — черемуха, а также целебная мука — талкан. Но путешественникам стоит быть готовым к плохим дорогам и не очень развитой инфраструктуре.
О том, как вселенная помещается на мегалите, какими словами встречают гостей в юрте, что есть, пить и где жить в Хакасии, — в материале РИА Новости.
Земля обетованная и родина всего
«Горы разные, степь разная, тайга тоже всякая. И невероятные слои времени, вот палеоэндемики цветут тут с ледникового периода, а здесь нашли мамонта, пять тысяч лет назад на этой скале появился рисунок, а в VI до нашей эры в курганах хоронили тагарских вождей. Веришь, когда гид горячо убеждает, что Хакасия — земля обетованная, родина всего, и в частности археологии, — говорит туристка Татьяна Лебедева, недавно вернувшаяся из путешествия. — Но дорог к памятникам нет и вокруг них тоже почти ничего нет. Зато люди все замечательные».
Попасть в Хакасию можно через Абакан, именно туда прилетают самолеты. Городу меньше 100 лет, и кажется, что делать там нечего. Но для первого знакомства с республикой и отдыха после дороги — хороший вариант.
Тут вполне качественные гостиницы категории три-четыре звезды. В некоторых ресторанах предлагают аутентичные блюда.
Вкус Хакасии
Гости хвалят салат из папоротника и мяса марала, правда, подают национальное блюдо почему-то с картофелем фри. А сугудай из хариуса выглядит на первый взгляд как странный бутерброд. На самом деле это не так.
Из половины небольшой буханки черного хлеба вырезана вся сердцевина, вместо нее — хариус. Так что основное тут — сама рыба (свежая) с луком и маслом.
Из нее же готовят и пельмени (подают на подложке из салата с папоротником), и строганину.
С напитками стоит быть осторожнее. «Тут предлагают сет из местных настоек: в колбах и на льду, — рассказывает Татьяна Лебедева. — Всего пять колб по 25 граммов в каждой. Я выпила и опьянела, даже похмелье было».
Десерт обязательно с черемухой — пряники, пироги. А также сладкие шарики из талкана (муки грубого помола из обжаренных зерен ячменя, пшеницы). Это национальный продукт Хакасии. В нем есть клетчатка, макро- и микроэлементы, витамины.
Это инопланетянин!
Еще в Абакане непременно нужно зайти в Хакасский краеведческий музей, чтобы увидеть писаницы с петроглифами. Некоторым из них более пяти тысяч лет.
Сюжеты глобальные: вот лодка, перемещающая человека в загробный мир, вот мировое древо и медведь, который пытается его сломать, вот две большие фигуры уводят маленькую — это духи и человек.
«Одно изображение очень радует уфологов. «Это инопланетянин!» — утверждают они, — отмечает главный научный сотрудник музея Евгений Данькин. — Нет, отвечаю я, это шаман в маске».
Ровесники египетских пирамид
Большой зал посвящен менгирам — древнеенисейским каменным изваяниям. Они — ровесники египетских пирамид и намного старше каменных статуй острова Пасхи. В Абакане — самая яркая коллекция этих памятников.
«Это изваяние женщины-матери. Богиня беременна и готовится родить нашу вселенную, у нее три лица, то есть троица, три глаза — символы верхнего, среднего и нижнего миров», — объясняет Евгений Данькин. Мужчины рядом нет, но изваяния — фаллической формы. На некоторых — рунические надписи.
Великая каменная мать
Кстати, менгиры почитаются хакасами до сих пор. Одно изваяние по просьбам местных жителей и шаманов даже вернули на исконное место — из Абакана, где оно простояло с 1953 года. Это Великая каменная мать. Сейчас она находится в стеклянной юрте в степи среди курганов, в музее «Хуртуях тас» в Аскизском районе Хакасии. Местные жители приносят ей дары. По одной из легенд, она родила мужу 109 детей, а когда напали враги и семье пришлось бежать, превратила их в бусины и развеяла по ветру «от моря до моря» — так и возникли национальности. А мать стала каменным богом на земле и теперь, как считается, женщинам помогает забеременеть, а мужчинам дает светлый разум (нужно обойти ее три раза).
Рядом со стеклянной юртой — обычная, в которой рассказывают, как был устроен быт хакасов. Например, почему наиболее теплая сторона принадлежала мужчинам, а холодная — женщинам (там легче сохранить продукты), сколько раз хозяин должен сказать гостю «пожалуйста, проходите», чтобы тот мог сесть у очага (три; если один, то не стоит злоупотреблять гостеприимством).
Кстати, «Хуртуях тас» — одно из немногих сакральных мест Хакасии, куда можно добраться по асфальту. До уникальной горной гряды Сундуки, заповедника «Оглахты» с древними петроглифами и лестницей в 965 ступеней ведет грунтовка, которую в дождь может сильно размыть.
Дороги, отели, но главное — люди
«Мои часы, которые считают шаги, во время пути на микроавтобусах до заповедных мест были уверены, что каждая кочка — это шаг», — характеризует туристка Марина Смирнова качество дорог. Впрочем, некоторые трассы в хорошем состоянии. Вдоль них пасутся коровы, кони, козы, можно увидеть и горы, и степи, и курганы.
А вот хорошие отели — не редкость и за пределами столицы. Например, в районе Саяногорска на горнолыжном курорте недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС — отличная экогостиница категории «четыре звезды». На территории — речка с беседками для отдыха, бассейн, конюшня, внутри — спа-зона, в ресторане — сибирская кухня. Неподалеку в поселке Черемушки — «трешка»: в просторных номерах удобные кожаные диваны и даже мини-кухня с барной стойкой.
«В Приисковом мы жили в хороших шале, правда, сам поселок выглядит ужасно, да и вокруг отеля ничего нет — лишь гравийные тропы и мусор, — уточняет Татьяна Лебедева. — Но красота в горах невозможная. Мы поднимались на самый низкий ледник в мире — 1300 метров».
Удивительное место — Шира, оздоровительный курорт, свой кусочек моря — соленое озеро с целебными свойствами. Рядом — санаторий. «Смесь валокордина с Советским Союзом», — отозвалась о нем путешественница. Но отношение! «Внимательные, доброжелательные и очень профессиональные врачи, — пишут туристы. — Персонал столовой, горничные, администраторы, охранники тоже чрезвычайно обходительны и приветливы». Многие годами возвращаются на этот курорт.
«Уровень сервиса зависит не от страны или региона, а от личной ответственности, — уверена замгендиректора компании ANEX Tour Яна Муромова. — Такого душевного, человеческого отношения, как в Хакасии, я не видела нигде».
Край потерянных возможностей
«Хакасия — это удивительный край потерянных возможностей, — отмечает путешественник Олег Митков. — Почему лишь в 2020-м начали организовывать сюда туры?»
Агенты вспоминают курьезные случаи. Например, один турист был уверен, что Хакасия — это на Кипре. Наверное, спутал с Никосией, столицей островного государства. Пожилая путешественница, уже прилетевшая в Абакан, интересовалась, где здесь море. Как выяснилось, она думала, что направляется в Абхазию.
Теперь таких историй почти нет. Большинство туристов знают, куда летят и зачем, многих привлекают фотографии, сделанные путешественниками.
«Где это? Как туда попасть? Срочно беру билеты», — такие комментарии под постом в инстаграме оставили друзья путешественницы Юлии Романовой. Некоторые действительно тут же купили туры.