Рейтинг@Mail.ru
"Их больше 50". Почему оригинал Казанской иконы до сих пор не найден - РИА Новости, 21.07.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Их больше 50". Почему оригинал Казанской иконы до сих пор не найден

© РИА Новости / Виталий Тимкив | Перейти в медиабанкМитрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в храме святого пророка Илии в Краснодаре во время литургии и освящения иконы Божией Матери "Казанская"
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в храме святого пророка Илии в Краснодаре во время литургии и освящения иконы Божией Матери Казанская
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 21 июл — РИА Новости. Православные вспоминают обретение чудотворной иконы Богоматери в Казани. Этот образ появился при загадочных обстоятельствах в XVI веке и точно так же исчез в начале XX столетия. Ученые спорят, какова его судьба и может ли за одной из многочисленных копий скрываться оригинал. О поисках одной из важнейших христианских святынь — в материале РИА Новости.

Святыня на пепелище

До революции больше всего храмов в России посвящали именно Казанской иконе. Этот же образ в XIX веке одним из первых стал распространяться среди верующих в дешевом бумажном варианте. То есть он был практически в каждом доме.
Православные всем сердцем полюбили Казанскую. Она поразила своим "чудным переводом" — необычной иконографией, отличавшейся от распространенных тогда Владимирской и Иверской икон.
Портрет молодой девушки. Лувр.
Как могла выглядеть самая первая икона
Кроме того, от новоявленного образа происходили многочисленные исцеления. О них в 1594 году писал архиепископ Казанский Гермоген — будущий патриарх всея Руси. Он был свидетелем обретения образа в Казани пятнадцатью годами ранее. Тогда в городе случился страшный пожар. Сгорели почти все строения. Местные жители посчитали это карой небесной за грехи и принялись усердно молиться.
В один из дней десятилетней девочке Матроне было видение Богоматери: Та указала ей на спрятанную икону. Духовенство и местный воевода, впрочем, не поверили рассказу о чуде. Тогда девочка сама отправилась к сгоревшему дому и на глубине чуть более двух локтей (около метра) нашла небольшой красный сверток. Внутри была икона, "сиявшая так, будто только что написана".
Молва о явлении образа быстро распространилась по всей Руси. Иван Грозный велел построить на месте обретения святыни монастырь "с оградою и кельями на 40 сестер". Иконописцы создали несколько точных копий иконы. Их отправили в Москву.
X клеймо иконы Новорусская Богоматерь — Зиждущие столп Вавилонский, 1931-1941 гг.
"Адописные иконы": древнерусский миф или страшная правда

Ярославская копия

Эти списки были не единственными. В 1588 году, спустя девять лет после чуда в Казани, аналогичный случай произошел в городе Романове (ныне Тутаев) близ Ярославля. Там, согласно преданию, тоже явилась икона — точь-в-точь такая же.
По легенде, Богоматерь явилась во сне некоему Герасиму. Где он жил, кем был — неизвестно. "Герасим, в городе Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне есть моя икона. Возьми ее, и благодатью Сына моего и Бога она станет источником чудес. Иди с ней в город Романов и прикажи жителям, чтобы храм во имя Рождества моего, который переставлен на гору, они вернули на прежнее место под горой и назвали его во имя этой иконы моей", — таковы были слова Пресвятой Девы.
В 1609 году найденную икону перенесли в Ярославль. И тогда же ею заинтересовался царь Василий Шуйский. Он затребовал принести образ в Москву. Но жители Ярославля убедили государя оставить икону у них. До революции она хранилась в местном Казанском монастыре. А затем исчезла.
Последнее задокументированное свидетельство о реликвии относится к 1910 году. В обитель приехали искусствоведы, чтобы сфотографировать образ и составить его описание. Экспертиза показала: икона создана во второй половине XVI века.
Исследование затеяли неспроста: шестью годами ранее из Богородицкого монастыря в Казани исчезла та самая, оригинальная Казанская икона. По версии следствия, ее украли местные бандиты — ради дорогого оклада. А сам древний лик якобы сожгли в печи. Дело контролировал лично император Николай II — на место прислали лучших сыщиков из Петербурга. Те усомнились в выводах коллег и начали масштабные поиски иконы по всей стране. И уже тогда стали озвучивать версию, что из монастыря в Казани украли список, а не оригинал. Поэтому полиция занялась известными копиями. Ярославская — одна из них.
Изображение святого Николы Можая. XVI век
Никола Вешний: как малоазийский грек стал любимым русским святым

"Без экспертиз"

Правда, полноценную экспертизу этого списка так и не закончили из-за Первой мировой войны и революции. Не удалось как следует исследовать и московскую копию. Согласно одной из летописей, этот образ прибыл в столицу с войском Минина и Пожарского в 1612 году — перед ним молились об избавлении от польских захватчиков.
По другим источникам, в Белокаменную принесли оригинальную икону — по благословению находившегося в темнице патриарха Гермогена. Уже после освобождения города оригинал иконы вернули в Казань, а составленный с нее список поместили в Казанском храме на Красной площади. Там икона хранилась до начала XX века, пока ее тоже не украли. Кто это сделал — до сих пор не известно.
Подобные странности навели некоторых исследователей на мысль, что в 1612 году в Москве вполне могли оставить тот самый образ. "Ведь никаких экспертиз так и не проводилось. Поэтому трудно сказать, где был список, а где — оригинал", — отмечает в беседе с РИА Новости заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Щелкачев.

Икона Петра I

Другая ранняя копия Казанской иконы до сих пор хранится в одноименном соборе Санкт-Петербурга. В Северную столицу ее принесли по приказу Петра I. "После молебна три крати государь Петр Алексеевыч омивай слезами святую икону, просил о победе неприятелей и помощию чудотворной иконы совершенную победу возимел", — гласит одна из хроник.
Историки спорят, о какой иконе речь — копии или оригинале. Вполне возможно, что государь велел привезти икону из Казани перед значимой битвой. Но вернул ли он ее обратно?
Репродукция иконы Андрея Рублева Апостол Павел из собрания Государственной Третьяковской галереи
Из гонителей в защитники: загадочная жизнь "тринадцатого апостола"

Путаница

Популярность Казанской иконы на Руси сыграла с ней злую шутку. Немало копий появилось сразу после обретения в Казани, большинство почитаются как чудотворные. "Их больше 50. И это только те, о которых остались конкретные рассказы", — отмечает Жанна Белик, начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева.
Такое разнообразие, по ее словам, создало интересный феномен — "двойной географический эпитет". То есть к оригинальному названию "Казанская" добавляли местоположение ее списка — "Московская", "Ярославская" и так далее.
Это обстоятельство породило такую путаницу, что историки до сих пор не могут ответить на вопрос о судьбе оригинала. Некоторые допускают, что икона в начале XX века попала в руки старообрядцев, которые почитают только "дониконовские" образы. Однако далеко не все специалисты соглашаются с этой версией. "Изучив материалы следствия и суда 1904 года, когда икона пропала из монастыря в Казани, в нашем музее пришли к выводу, что ее, скорее всего, уничтожили", — говорит Белик.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что большинство известных списков датируются XVII-XVIII веками. Но вместе с тем есть и более ранние экземпляры. И они толком до сих пор не исследованы. Поэтому специалисты не оставляют попыток найти ту самую главную святыню России — сейчас, по мнению экспертов, есть все возможности для полномасштабных исследований.
Святой Иоанн Креститель в пустыне. Хосе Леонардо
Конкурент Христа или посредник: кем на самом деле был Иоанн Креститель
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала