Рейтинг@Mail.ru
Авоська, "Нива", "Зенит": легенды советского промышленного дизайна - РИА Новости, 29.06.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Авоська, "Нива", "Зенит": легенды советского промышленного дизайна

CC BY 2.0 / Nikita Kravchuk / Граненый стакан
Граненый стакан
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Ольга Распопова. В Международный день промышленного дизайна вспоминаем изобретения, ставшие символами СССР. Вещи, которые оценили не только у нас, но и за рубежом, — от авоськи и электросамовара до знаменитого фотоаппарата "Зенит" и изъездившей мир "Нивы" — в материале РИА Новости.

Советское — значит отличное!

Все силы советской промышленности в основном были брошены на оборонку, поэтому экспериментировать с формой конструкторы не привыкли. Конечно, были исключения, но прежде всего в производство запускали вещи, которые выглядели непритязательно, а служить должны были десятилетиями.
«

"Дизайн товаров личного пользования из СССР, которые шли на экспорт, не был тем качеством, благодаря которому они пользовались спросом. Их покупали в основном из-за сочетания цены и надежности", — считает член Союза дизайнеров России Азат Романов.

Необходимая для развития промышленного дизайна конкуренция тоже фактически отсутствовала, а дефицит жестко ограничивал сроки и возможности производства. Но и в таких условиях в СССР появлялись действительно уникальные предметы бытового дизайна и архитектуры, аналогов которым в мире нет.

Сумка-авоська

© РИА Новости / Михаил Мокрушин | Перейти в медиабанкЦеремония награждения лауреатов кинофестиваля "Кинотавр"
Церемония награждения лауреатов кинофестиваля Кинотавр
Церемония награждения лауреатов кинофестиваля "Кинотавр"
Забавным названием этот аксессуар, который вновь оказался в тренде благодаря моде на экологичный дизайн, обязан Аркадию Райкину. В одном из номеров артист изобразил советского гражданина, твердившего: "А это — авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…" Установка, знакомая тогда почти каждому.
«

"В период дефицита посещение магазинов напоминало охоту: за добычей приходилось побегать", — говорит директор Московского музея дизайна Ольга Дружинина.

Авоська, прототипом которой послужила сетка для фиксации прически, известная с XIX века, появилась в начале 1920-х годов, а уже в 30-х наладили ее массовое производство. Все по стандарту: сетка, сплетенная из 14 рядов, причем каждый состоял из 24 ячеек. Выдерживала компактная и легкая сумка до 70 килограммов.
© РИА Новости / Борис Кавашкин | Перейти в медиабанк

Покупатели в магазине "Овощи — фрукты", расположенном на улице Кирова.

Покупатели в магазине Овощи-фрукты, расположенном на улице Кирова.

Покупатели в магазине "Овощи — фрукты", расположенном на улице Кирова.

1 из 3
© РИА Новости / Михаил Озерский | Перейти в медиабанк

Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме "Аннушка" (режиссер — Борис Барнет).

Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме Аннушка (режиссер Борис Барнет).

Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме "Аннушка" (режиссер — Борис Барнет).

2 из 3
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкАктер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова "Однажды" в Астрахани.
Актер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова Однажды в Астрахани.
Актер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова "Однажды" в Астрахани.
3 из 3

Покупатели в магазине "Овощи — фрукты", расположенном на улице Кирова.

1 из 3

Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме "Аннушка" (режиссер — Борис Барнет).

2 из 3
Актер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова "Однажды" в Астрахани.
3 из 3
Конечно, ее содержимое видели все, но в советское время это был скорее не недостаток, а возможность похвастаться дефицитными покупками. Умельцы догадались найти для авоськи множество альтернативных применений: ее использовали как холодильник (зимой за окном так хранили скоропортящиеся продукты), вешали на кольцо для игры в баскетбол, а металлическую модель брали с собой на рыбалку.

Автомобиль "Нива"

Спроектировать первый доступный автомобиль повышенной проходимости — такую задачу поставили перед советскими конструкторами Волжского автомобильного завода в начале 1970-х. Эта идея пришла в голову председателю Совета министров Алексею Косыгину. Первая экспериментальная модель была без рамы и выглядела очень брутально: напоминала уазик. Обкатывали ее в строжайшей секретности: интересующимся говорили, что испытывают новый румынский внедорожник.
Знакомый облик машине придал в 1972 году художник Валерий Семушкин.
«

"Моя "Нива" должна выглядеть спокойно-уверенной. Быть своей на природе и в городе, в зимнем лесу и в глубокой колее", — цитирует его Владимир Аронов в книге "Дизайн в культуре ХХ века".

Новый внедорожник без преувеличения стал мировым хитом. Более 80 процентов машин уходило на экспорт, причем за границей они продавались с перешитым салоном и в расширенной комплектации: высокая крыша, панорамные зеркала, задние дворники. Особенно "Нивы" ценили в Великобритании, Японии, их до сих пор хорошо покупают в Германии.
Предназначенный для вечного российского бездорожья автомобиль разъезжал по Антарктиде, поднимался на высоту 5726 метров над уровнем моря в Гималаях, принимал участие в экстремальной гонке "Париж — Дакар". И даже море ему по колено: одна из самых необычных разновидностей "Нивы" — экспериментальная "Река", водоплавающая машина для рыболовов и охотников.

Граненый стакан

© Фото предоставлено РИА Новости оператором перевозок — компанией "Гранд Сервис Экспресс"Именные подстаканники в поезде "Таврия"
Именные подстаканники в поезде Таврия
Предмет этот настолько культовый, что у него даже есть собственный праздник, который отмечают 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году с конвейера в городе Гусь-Хрустальный сошел первый граненый стакан в привычном нам виде — с гладким ободком. До этого он был немного другим: достаточно взглянуть на полотно "Натюрморт с яблоками" Кузьмы Петрова-Водкина, написанное в 1918 году.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКартина К. Петрова-Водкина "Натюрморт с яблоками"
Картина К.Петрова-Водкина Натюрморт с яблоками
Картина К. Петрова-Водкина "Натюрморт с яблоками"
Бытует мнение, что каноническую форму, предложенную еще в Петровскую эпоху стекольных дел мастером Ефимом Смолиным, до ума довела знаменитый скульптор Вера Мухина. Однако документальных подтверждений этому нет.
По другой красивой легенде, граней в первой советской модели было ровно 16 — по числу советских республик, а ободок символизировал их объединение. Особенно прижился этот стакан в общепите, потому как отлично промывался в посудомоечных машинах. А еще благодаря граненому стакану появилось выражение "сообразить на троих": если доливать ровно до ободка, то стандартная советская бутылка водки делилась как раз на равные порции по 167 граммов.

Фотоаппарат "Зенит"

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПроизводство отечественной цифровой фотокамеры "Зенит-М"
Производство отечественной цифровой фотокамеры Зенит-М
Производство отечественной цифровой фотокамеры "Зенит-М"
Советский Союз стал родиной нескольких легендарных камер: это и "Горизонт", и ставший культовым за границей ЛОМО, и необычное фоторужье, увековеченное в мультфильме "Каникулы в Простоквашино". Внешний облик всех трех разрабатывал Владимир Рунге. Ему же принадлежит и дизайн известного фотоаппарата "Зенит", который даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самую продаваемую "зеркалку" в мире. Основой послужил переработанный корпус дальномерного фотоаппарата "Зоркий".
Авторитетный британский журнал What Digital Camera назвал изобретение Красногорского завода имени Зверева лучшей камерой 1979 года. "Сейчас эти советские фотоаппараты есть в экспозиции практически каждого музея дизайна в мире", — указывает Дружинина.
Недавно обновленную камеру перевыпустили ограниченной партией, всего 500 штук. Хотя стоимость одного фотоаппарата почти достигала полумиллиона рублей, тираж раскупили.

Ограда ПО‑2

Так официально именуется знакомый абсолютно всем бетонный забор с ромбиками. Тоже образец промышленного дизайна, причем один из самых растиражированных в России и СНГ. Спроектировал его в семидесятых архитектор Борис Лахман, получивший за это бронзовую медаль на ВДНХ.
На суд комиссии он представил три эскиза, и выбрали самый простой. Посчитали, что на рельефный рисунок красиво падает тень и это якобы избавляет массивный бетонный забор от ощущения монотонности. Впрочем, в расчет принимались не только эстетические качества: благодаря такой конструкции у ПО‑2 есть и другое важное преимущество — он создает шумовой барьер.
В 1980-х заборами Лахмана, кажется, огораживали практически все: от воинских частей и заводов до больниц и библиотек. Сам архитектор, который давно эмигрировал в США, недоумевает, в чем же секрет такой популярности его изобретения на территории бывшего СССР.

Наручные часы "Командирские"

© РИА Новости / Владимир Родионов | Перейти в медиабанкЧасы "Командирские" проходят проверку на герметичность в специальной установке на Чистопольском часовом заводе
Часы Командирские проходят проверку на герметичность в специальной установке на Чистопольском часовом заводе
Часы "Командирские" проходят проверку на герметичность в специальной установке на Чистопольском часовом заводе
Часы, разработанные в 1965 году по заказу Министерства обороны, предназначались для награждения отличившихся бойцов, так что не совершившим подвигов приходилось выкупать их с огромной наценкой у спекулянтов. Из более 50 вариантов оформления маршал Родион Малиновский выбрал те, что в круглом корпусе. Модель собирали на заводе "Восток": ее отличал циферблат со звездой и светящимися цифрами, а также секундомер на основе механизмов военных мин.
В конце 1980-х "Командирские" полюбили на Западе — впрочем, за ними до сих пор охотятся иностранные коллекционеры. Для США, которые тогда закупили 40 тысяч штук, придумали новый дизайн — скрещенные сабли на фоне пальмы и американского флага. Именно "Командирские" красовались на запястьях солдат американской армии во время операции "Буря в пустыне": в экстремальных условиях Персидского залива они показали себя лучше швейцарских и японских механизмов.

Электрический самовар

© Фото : предоставлено пресс-службой Московского музея дизайнаСамовар электрический "Cпутник". Дизайнер — К. М. Собакин, Суксунский завод металлоизделий, 1976 год. Металл, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна
Самовар электрический Cпутник. Дизайнер К.М. Собакин, Суксунский завод металлоизделий 1976. Металл, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна
Самовар электрический "Cпутник". Дизайнер — К. М. Собакин, Суксунский завод металлоизделий, 1976 год. Металл, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна
Споры, где же был изобретен самовар — в Древнем Риме, Китае, Голландии или все-таки в России, — ведут до сих пор. Однако точно известно, что электрический аналог этого "водогрейного сосуда для чая" (так определяет его словарь Даля) появился в СССР в 1956 году. Выпуск советского гаджета наладили на тульском заводе "Штамп".
К 1970-м, когда все больше семей переезжали из деревенских домов в квартиры, такие самовары пользовались большим спросом. Старожилы, конечно, ворчали, что с традиционным жаровым его не сравнить, вкус напитка получается другой, а старинный агрегат, когда-то бывший символом достатка и уюта, превратили в простой кипятильник.
Большинство моделей особой оригинальностью не отличалась. Однако было несколько интересных образцов для экспорта и украшения стола партийной элиты. Это, например, сделанный в форме птицы "Петушок" и очень модный "Спутник".
Выставка МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН! История российского промышленного дизайна в Москве
Первая выставка Музея дизайна открылась в Западном крыле Третьяковки
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала