Начальник московского метро: призраков в подземке нет
![Начальник Московского метрополитена Виктор Козловский Начальник Московского метрополитена Виктор Козловский](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571512715_0:127:2666:1626_600x0_80_0_0_9a6fe9bae72b430a6bf9a9749d6a1df1.jpg)
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
![Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571453673_0:366:2986:2045_600x0_80_0_0_7b0a296acccd7eb6d5ec79845322c1c5.jpg)
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
![Туристы на станции Комсомольская кольцевой линии Московского метрополитена Туристы на станции Комсомольская кольцевой линии Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454153_0:247:3106:1994_600x0_80_0_0_d65aac8bce5fed44fd9777f047a06ac1.jpg)
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
![Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23428/26/234282665_0:481:1331:1230_600x0_80_0_0_4063bfc4de11b9aa77969a0887b1c7da.jpg)
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
![Скульптура Рабочий-дружинник у павильона станции Краснопресненская московского метро Скульптура Рабочий-дружинник у павильона станции Краснопресненская московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454627_0:305:3096:2047_600x0_80_0_0_3418c89891f7f377cd8834f2c9ed528f.jpg)
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
![Пассажиры в вагоне поезда Акварель Московского метрополитена. В тематическом поезде представлена новая экспозиция картин художников-акварелистов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Состав отправился в путь по Арбатско-Покровской линии московского метро Пассажиры в вагоне поезда Акварель Московского метрополитена. В тематическом поезде представлена новая экспозиция картин художников-акварелистов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Состав отправился в путь по Арбатско-Покровской линии московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454937_0:176:3077:1907_600x0_80_0_0_f3fd080707cef4686eb63be80e096025.jpg)
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
![Пассажиры на станции Авиамоторная Некрасовской линии Московского метрополитена Пассажиры на станции Авиамоторная Некрасовской линии Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454977_0:60:3072:1788_600x0_80_0_0_2288fa5fa39d1cc0a83a82eebcbe426d.jpg)
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
![Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455021_0:0:3072:1728_600x0_80_0_0_7f0fede5af006f108e027ac775a0ab38.jpg)
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
![Пассажиры на станции Парк культуры кольцевой линии московского метрополитена в час пик Пассажиры на станции Парк культуры кольцевой линии московского метрополитена в час пик](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455100_0:168:3342:2048_600x0_80_0_0_3a5bb7b455caeeb124d5103a123ac721.jpg)
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
![Машинисты поезда Москва (заводское обозначение 81-765) на параде поездов Московского метро Машинисты поезда Москва (заводское обозначение 81-765) на параде поездов Московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455168_0:273:3002:1962_600x0_80_0_0_3d99fa558dcc1a6fcbc1f72c6ecd508d.jpg)
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
![Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро Маяковская Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро Маяковская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455317_0:908:2048:2060_600x0_80_0_0_f5ea6a15ea3834fb3c7026f3c5d4c1e9.jpg)
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
![Пассажиры московского метрополитена Пассажиры московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455361_0:172:2951:1832_600x0_80_0_0_c34f6b3698f085e08f9c0aa23fba6931.jpg)
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
![Тоннелепроходческий щит в демонтажной камере во время строительства станции московского метрополитена Нижняя Масловка Тоннелепроходческий щит в демонтажной камере во время строительства станции московского метрополитена Нижняя Масловка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455463_0:42:3066:1767_600x0_80_0_0_21de9a2a9a606053cee5f0539e58dec4.jpg)
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
![Строительство московского метро Строительство московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455546_0:160:3076:1890_600x0_80_0_0_2f1b56c06f5c865d6d6539c0f34d0bd5.jpg)
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
![Запуск поезда Акварель с обновлённой экспозицией Город в живописи в Московском метрополитене Запуск поезда Акварель с обновлённой экспозицией Город в живописи в Московском метрополитене](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455433_0:124:3021:1823_600x0_80_0_0_432414b55cbfeb431311d0c9255dc0d7.jpg)
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
![Государственный духовой оркестр России выступает в объединенном вестибюле станции Курская Кольцевой и Арбатской-Покровской линий Московского метрополитена в преддверии Дня Победы Государственный духовой оркестр России выступает в объединенном вестибюле станции Курская Кольцевой и Арбатской-Покровской линий Московского метрополитена в преддверии Дня Победы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455590_0:170:3079:1902_600x0_80_0_0_def41a14307bba644fc53322e4e66677.jpg)
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
![Модель демонстрирует одежду из новой коллекции бренда Концепт-Стор на станции метрополитена Деловой центр в рамках недели моды Moscow Fashion Week в Гостином дворе в Москве Модель демонстрирует одежду из новой коллекции бренда Концепт-Стор на станции метрополитена Деловой центр в рамках недели моды Moscow Fashion Week в Гостином дворе в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455706_0:0:2927:1646_600x0_80_0_0_8c0e3a9d1b523c861da2ca119bccc83e.jpg)
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
![Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции Октябрьское Поле. На турникетах станции метро Октябрьское Поле появились видеокамеры. Данное оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции Октябрьское Поле. На турникетах станции метро Октябрьское Поле появились видеокамеры. Данное оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455732_0:319:3074:2048_600x0_80_0_0_56e70c1a0aa37a4e700d3c0a847e4e3f.jpg)
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
![Пассажир проходит с картой Тройка через турникет на станции метро Тушинская в Москве Пассажир проходит с картой Тройка через турникет на станции метро Тушинская в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455769_0:150:3107:1898_600x0_80_0_0_fa88bd4081a820f575f6c899f9dada27.jpg)
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
![Инженер на строительстве станции Московского метрополитена Коммунарка на Сокольнической линии Инженер на строительстве станции Московского метрополитена Коммунарка на Сокольнической линии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455823_0:284:3136:2048_600x0_80_0_0_085508aa4ad4f515c4e58b854d4f55b5.jpg)
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
![Концерт 1/2 Orchestra в вестибюле станции московского метрополитена Маяковская в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции Ночь искусств Концерт 1/2 Orchestra в вестибюле станции московского метрополитена Маяковская в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции Ночь искусств](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455848_0:317:3077:2048_600x0_80_0_0_eca378d5f3ec257d492af9601a203468.jpg)
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
![Призер международных фестивалей Константин Гаврилов во время мастер-класса по футбольному фристайлу, посвященному Кубку Конфедераций FIFA 2017, в переходе между станцией метро Ленинский проспект и станцией МЦК Площадь Гагарина в Москве Призер международных фестивалей Константин Гаврилов во время мастер-класса по футбольному фристайлу, посвященному Кубку Конфедераций FIFA 2017, в переходе между станцией метро Ленинский проспект и станцией МЦК Площадь Гагарина в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456000_0:301:2944:1957_600x0_80_0_0_45b140d8235956da11bfa9713f0b70f4.jpg)
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
![Панно, посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на одной из стен станции московского метро Парк Победы. Художник Зураб Церетели Панно, посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на одной из стен станции московского метро Парк Победы. Художник Зураб Церетели](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456064_0:0:3022:1700_600x0_80_0_0_560c08718eea110ca35870f56145351d.jpg)
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
![Пассажиры на станции Новослободская Пассажиры на станции Новослободская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/105894/40/1058944097_0:0:1600:900_600x0_80_0_0_f2b1cc0772fdc91db42dbd1cf2926a08.jpg)
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
![Красная буква М – логотип Московского метро Красная буква М – логотип Московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456145_0:3:2979:1679_600x0_80_0_0_6ef9b47c6604303bdb5a24d29bd657ed.jpg)
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
![Ледовое шоу Щелкунчик в Московском метрополитене Ледовое шоу Щелкунчик в Московском метрополитене](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456171_0:320:3070:2047_600x0_80_0_0_0cf4087bc3156107b0584115560abb32.jpg)
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
![Пассажиры Рождественского вагона в составе Новогоднего поезда Московского метрополитена Пассажиры Рождественского вагона в составе Новогоднего поезда Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456242_0:317:3077:2047_600x0_80_0_0_4259c978b6f4443d1894122dfd4e209d.jpg)
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
![Дежурная по станции Маяковская Московского метрополитена Юлия Чоломбитько Дежурная по станции Маяковская Московского метрополитена Юлия Чоломбитько](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/08/1571171229_433:878:2510:2047_600x0_80_0_0_462379214ce865e796f3db15ae1a7354.jpg)
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
![Сотрудник МЧС РФ проводит дезинфекцию в переходе станции метро Киевская в Москве в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции Сотрудник МЧС РФ проводит дезинфекцию в переходе станции метро Киевская в Москве в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456271_0:0:3072:1728_600x0_80_0_0_79dfb25eb4bace9b02b94793ba891389.jpg)
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
![Петров Николай - машинист электропоезда Московского метрополитена Петров Николай - машинист электропоезда Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/08/1571173520_0:86:3072:1814_600x0_80_0_0_dec9741d4d9174f2ab43c5c518fdd13c.jpg)
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.