Московское метро после пандемии оставит новую технологию уборки
![Санитарная обработка вагонов Московского метрополитена Санитарная обработка вагонов Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/11/1568717499_0:355:2962:2021_650x0_80_0_0_3d658b3f4d8efa2ac5e56c2e40c80c22.jpg)
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
![Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571453673_0:366:2986:2045_768x0_80_0_0_c4cdf4d0843f42bef2fce29f60bb5182.jpg)
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
![Туристы на станции Комсомольская кольцевой линии Московского метрополитена Туристы на станции Комсомольская кольцевой линии Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454153_0:247:3106:1994_768x0_80_0_0_6a95a727b505535e6f0652426de57eab.jpg)
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
![Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23428/26/234282665_0:481:1331:1230_768x0_80_0_0_0dd1e77e97486db232f3cc76ff65b301.jpg)
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
![Скульптура Рабочий-дружинник у павильона станции Краснопресненская московского метро Скульптура Рабочий-дружинник у павильона станции Краснопресненская московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454627_0:305:3096:2047_768x0_80_0_0_ba56c18c936a4cf77e922a7873e5fc33.jpg)
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
![Пассажиры в вагоне поезда Акварель Московского метрополитена. В тематическом поезде представлена новая экспозиция картин художников-акварелистов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Состав отправился в путь по Арбатско-Покровской линии московского метро Пассажиры в вагоне поезда Акварель Московского метрополитена. В тематическом поезде представлена новая экспозиция картин художников-акварелистов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Состав отправился в путь по Арбатско-Покровской линии московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454937_0:176:3077:1907_768x0_80_0_0_00628ea034e416520ad08b7e1862b78e.jpg)
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
![Пассажиры на станции Авиамоторная Некрасовской линии Московского метрополитена Пассажиры на станции Авиамоторная Некрасовской линии Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571454977_0:60:3072:1788_768x0_80_0_0_462a161bbbd2e7446359dea495d477bc.jpg)
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
![Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455021_0:0:3072:1728_768x0_80_0_0_7a6e3e30a5dbc541fdc564cd80f5a96a.jpg)
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
![Пассажиры на станции Парк культуры кольцевой линии московского метрополитена в час пик Пассажиры на станции Парк культуры кольцевой линии московского метрополитена в час пик](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455100_0:84:3342:1964_768x0_80_0_0_814ef0b1cb1cb658ef10ea8d25c4dc5d.jpg)
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
![Машинисты поезда Москва (заводское обозначение 81-765) на параде поездов Московского метро Машинисты поезда Москва (заводское обозначение 81-765) на параде поездов Московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455168_0:273:3002:1962_768x0_80_0_0_868d3085304242d84b329a73ad04e16e.jpg)
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
![Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро Маяковская Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро Маяковская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455317_0:908:2048:2060_768x0_80_0_0_dc021a13d1e82fc2da58eaeb8715cd1c.jpg)
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
![Пассажиры московского метрополитена Пассажиры московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455361_0:172:2951:1832_768x0_80_0_0_16133f7a2493491309c6410b1578ebc4.jpg)
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
![Тоннелепроходческий щит в демонтажной камере во время строительства станции московского метрополитена Нижняя Масловка Тоннелепроходческий щит в демонтажной камере во время строительства станции московского метрополитена Нижняя Масловка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455463_0:42:3066:1767_768x0_80_0_0_117e0da117831483a95c1141743a318d.jpg)
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
![Строительство московского метро Строительство московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455546_0:160:3076:1890_768x0_80_0_0_3c82a73ff12d9174b1b551ad6868b0ff.jpg)
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
![Запуск поезда Акварель с обновлённой экспозицией Город в живописи в Московском метрополитене Запуск поезда Акварель с обновлённой экспозицией Город в живописи в Московском метрополитене](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455433_0:124:3021:1823_768x0_80_0_0_05b3be4affd130b4e69b78af252db333.jpg)
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
![Государственный духовой оркестр России выступает в объединенном вестибюле станции Курская Кольцевой и Арбатской-Покровской линий Московского метрополитена в преддверии Дня Победы Государственный духовой оркестр России выступает в объединенном вестибюле станции Курская Кольцевой и Арбатской-Покровской линий Московского метрополитена в преддверии Дня Победы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455590_0:170:3079:1902_768x0_80_0_0_c815883cfabd9fb314c0a8074ee680c3.jpg)
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
![Модель демонстрирует одежду из новой коллекции бренда Концепт-Стор на станции метрополитена Деловой центр в рамках недели моды Moscow Fashion Week в Гостином дворе в Москве Модель демонстрирует одежду из новой коллекции бренда Концепт-Стор на станции метрополитена Деловой центр в рамках недели моды Moscow Fashion Week в Гостином дворе в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455706_0:0:2927:1646_768x0_80_0_0_65f148cc741ff225f60f0847a2125b61.jpg)
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
![Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции Октябрьское Поле. На турникетах станции метро Октябрьское Поле появились видеокамеры. Данное оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции Октябрьское Поле. На турникетах станции метро Октябрьское Поле появились видеокамеры. Данное оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455732_0:319:3074:2048_768x0_80_0_0_0920a66a8f86629bdec2173effc57bd2.jpg)
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
![Пассажир проходит с картой Тройка через турникет на станции метро Тушинская в Москве Пассажир проходит с картой Тройка через турникет на станции метро Тушинская в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455769_0:150:3107:1898_768x0_80_0_0_d33c3a1103b3c806192ec93d4932c47e.jpg)
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
![Инженер на строительстве станции Московского метрополитена Коммунарка на Сокольнической линии Инженер на строительстве станции Московского метрополитена Коммунарка на Сокольнической линии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455823_0:284:3136:2048_768x0_80_0_0_2378be819aa91fdd45c2c7fa7458ddad.jpg)
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
![Концерт 1/2 Orchestra в вестибюле станции московского метрополитена Маяковская в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции Ночь искусств Концерт 1/2 Orchestra в вестибюле станции московского метрополитена Маяковская в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции Ночь искусств](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571455848_0:317:3077:2048_768x0_80_0_0_6af9d7564ef2e0bf52ceb55a092a472c.jpg)
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
![Призер международных фестивалей Константин Гаврилов во время мастер-класса по футбольному фристайлу, посвященному Кубку Конфедераций FIFA 2017, в переходе между станцией метро Ленинский проспект и станцией МЦК Площадь Гагарина в Москве Призер международных фестивалей Константин Гаврилов во время мастер-класса по футбольному фристайлу, посвященному Кубку Конфедераций FIFA 2017, в переходе между станцией метро Ленинский проспект и станцией МЦК Площадь Гагарина в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456000_0:301:2944:1957_768x0_80_0_0_28fae31838eca7c7724d0057c0e95625.jpg)
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
![Панно, посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на одной из стен станции московского метро Парк Победы. Художник Зураб Церетели Панно, посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на одной из стен станции московского метро Парк Победы. Художник Зураб Церетели](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456064_0:0:3022:1700_768x0_80_0_0_ffe54f1d79ab3c7436ce781363c5a87a.jpg)
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
![Пассажиры на станции Новослободская Пассажиры на станции Новослободская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/105894/40/1058944097_0:0:1600:900_768x0_80_0_0_f4ebee7eb72c23defe9255520e50e79d.jpg)
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
![Красная буква М – логотип Московского метро Красная буква М – логотип Московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456145_0:3:2979:1679_768x0_80_0_0_f65538af321f2f0e7c6b1748661447cd.jpg)
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
![Ледовое шоу Щелкунчик в Московском метрополитене Ледовое шоу Щелкунчик в Московском метрополитене](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456171_0:320:3070:2047_768x0_80_0_0_613d94941fb824744e5c2a5a1fab3373.jpg)
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
![Пассажиры Рождественского вагона в составе Новогоднего поезда Московского метрополитена Пассажиры Рождественского вагона в составе Новогоднего поезда Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456242_0:317:3077:2047_768x0_80_0_0_e8b4823c55fc94467be26a2a72d3cf13.jpg)
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
![Дежурная по станции Маяковская Московского метрополитена Юлия Чоломбитько Дежурная по станции Маяковская Московского метрополитена Юлия Чоломбитько](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/08/1571171229_433:878:2510:2047_768x0_80_0_0_3a20cb90da40ae968d71253d8b052afd.jpg)
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
![Сотрудник МЧС РФ проводит дезинфекцию в переходе станции метро Киевская в Москве в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции Сотрудник МЧС РФ проводит дезинфекцию в переходе станции метро Киевская в Москве в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0e/1571456271_0:0:3072:1728_768x0_80_0_0_db9f366ea0a28fed47c4049fa1e996ca.jpg)
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
![Петров Николай - машинист электропоезда Московского метрополитена Петров Николай - машинист электропоезда Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/08/1571173520_0:86:3072:1814_768x0_80_0_0_f06e8cc4786bf1796c0d69d1a7ae06bf.jpg)
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.
На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города.
На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.