Крушение самолета Airbus A320 на юго-востоке Франции (2015)
© AP Photo / Laurent CiprianiСпасатель спускается с вертолета на место крушения самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings во Франции
© AP Photo / Laurent Cipriani
Читать ria.ru в
24 марта 2015 года на юго-востоке Франции в труднодоступном районе Французских Альпах разбился пассажирский самолет немецкой авиакомпании Germanwings (бюджетная "дочка" Lufthansa), летевший из Барселоны (Испания) в Дюссельдорф (ФРГ). Все находившиеся на борту 150 человек погибли. Авиакатастрофа стало самой масштабной во Франции с начала XXI века.
Разбившийся лайнер Airbus A320-211 с регистрационным номером D-AIPX был построен в 1990 году, выполнил 46 748 полных циклов "взлет-посадка", налетав 58 313 часов.
24 марта самолет, выполняя регулярный рейс 4U-9525 до Дюссельдорфа, вылетел из аэропорта "Эль-Прат" в Барселоне в 10.01 по местному времени (12.01 мск).
На борту находились 144 пассажира и шесть членов экипажа (два пилота и четыре бортпроводника). По достижении в 10.27 крейсерской высоты в 38 тысяч футов (11,6 километра) командир воздушного судна Патрик Зонденхаймер вышел на связь с диспетчером в Марселе, подтвердив следование стандартным курсом в воздушном пространстве Франции. Затем самолет начал быстро терять высоту и в 10.41 по местному времени врезался в гору в труднодоступной местности коммуны Пра-От-Блеон (департамент Альпы Верхнего Прованса). Обломки лайнера были обнаружены близ города Барселоннет на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря.
Спустя несколько часов на месте катастрофы лайнера нашли бортовой самописец, регистрировавший переговоры в кабине пилотов.
26 марта французские власти на основе данных, полученных по итогам расшифровки речевого самописца, объявили, что второй пилот рейса Андреас Лубитц, оставшись в кабине один, инициировал крутое снижение лайнера, не вызванное никакими навигационными причинами.
Выходивший ненадолго командир не смог вернутся кабину, поскольку дверь оказалась заблокирована изнутри. На аудиозаписи, извлеченной с речевого самописца, слышны попытки выломать дверь, вызовы диспетчера, предупреждения систем самолета о возможности столкновения. Второй пилот не произнес ни слова, однако его нормальное дыхание слышно вплоть до момента катастрофы.
2 апреля на месте крушения был найден второй самописец, отвечавший за хранение технической информации о полете.
6 мая французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) опубликовало предварительный отчет о случившемся, согласно которому, результаты расшифровки второго черного ящика самолета подтверждают факт "контролируемого снижения" лайнера. Выбранная вручную высота была изменена с 38 тысяч футов (11,6 километра) до 100 футов (0,03 километра), когда пилот Лубитц был один в кабине. Следователи ВЕА также установили, что Андреас Лубитц практиковал снижение воздушного судна в ходе своего предыдущего рейса.
Прокуратура Дюссельдорфа обнаружила, что еще до получения летной лицензии Андреас Лубитц долгое время наблюдался у психотерапевта на предмет склонности к суициду. Вместе с тем, органических повреждений нервной системы у него не было, а позже врачи выписывали ему больничные, уже не фиксируя склонности к суициду или агрессивности.
Компания Lufthansa признала, что во время обучения в ее пилотской школе в 2009 году у Лубитца действительно был "эпизод депрессии". Тем не менее, врачи Lufthansa, вопреки правилам, не информировали Федеральное управление гражданской авиации ФРГ о проблемах со здоровьем своего сотрудника.
Как выяснилось, Лубитц и потом жаловался врачам на темноту в глазах, головные боли, депрессию, приступы страха и паники. В его квартире было обнаружено снотворное и психотропные препараты. В конце 2014 года Лубитц попал в ДТП и был травмирован раскрывшейся подушкой безопасности автомобиля. Свои проблемы со зрением он связывал именной с этой аварией.
Как показало изучение изъятого при обыске в квартире Лубитца его планшетного компьютера, в период с 16 по 23 марта 2015 года он неоднократно искал в интернете информацию о мерах безопасности на борту, дверях в кабину пилотов, а также задавал в поисковиках термины "биполярное расстройство" и "маниакальная депрессия".
Суммируя всю эту информацию, прокурор Марселя Брис Робен заявил 11 июня 2015 года, что Андреас Лубитц на момент катастрофы был психически болен и пребывал в подавленном и нестабильном состоянии, вследствие чего был неспособен управлять самолетом. Боясь потерять зрение, он посетил семь врачей за месяц до катастрофы, в том числе трижды консультировался с психиатром. А в общей сложности за пять лет он побывал на приеме у 41 врача.
В ходе расследования также стало известно, что пилот испытывал трудности при обучении летному делу в США. Согласно данным, полученным ФБР в ходе опросов его летчиков-инструкторов, Лубитц провалил одно из тестовых испытаний из-за проблемы с "осведомленностью о ситуации". Это означает, что внимание пилота концентрировалось на чем-то отвлеченном, из-за чего он терял возможность оперативно отслеживать ситуацию в полете.
Они отметили, что пилоту не хватало знаний о технологических процессах, он не мог распределять внимание на происходящее в кабине и в воздушном пространстве. По словам главы центра по авиационной подготовке в Аризоне Маттиаса Киппенберга (Matthias Kippenberg), Лубитц провалил пять проверочных заданий и один из 67 тренировочных полетов.
В начале марта 2016 года в немецкой прессе было опубликовано предсмертное письмо Андреаса Лубитца лечащему врачу. Из текста следует, что, несмотря на прием антидепрессанта в удвоенной дозе, Лубитц испытывал периодические приступы паники в связи с ухудшением зрения, постоянная боязнь ослепнуть не давала ему нормально спать.
13 марта 2016 года был опубликован окончательный отчет Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) о крушении Airbus A320. Следствие подтвердило ранее озвученный вывод о том, что "второй пилот страдал психическими расстройствами, закрылся в кабине пилота и намеренно разбил самолет". Кроме того, BEA в своем докладе выдвинуло две рекомендации по безопасности на авиарейсах, касающиеся проведения регулярного анализа нетрудоспособности экипажа рейса, "в особенности, психологических или психиатрических проблем". Эксперты BEA также выступили за установление более четких правил, при которых возможно нарушение врачебной тайны в случае психологических проблем пилотов.
9 января 2017 года стало известно, что прокуратура Дюссельдорфа сообщила о закрытии расследования крушения самолета немецкой авиакомпании Germanwings. Как заявил представитель прокуратуры Дюссельдорфа Кристоф Кумпа, в ходе расследования не было выявлено признаков того, что кто-либо, кроме второго пилота воздушного судна Андреаса Лубитца, был причастен к катастрофе.
Крушение рейса 9525 Germanwings в 2015 году заставило задуматься над вопросом ужесточения правил предполетного медицинского освидетельствования. В результате в июле 2018 года Евросоюз принял новые правила безопасности, ужесточив правила предполетного медицинского освидетельствования пилотов, установив обязательные психологические проверки и тесты на алкоголь, как для летного состава стран сообщества, так и иностранных пилотов, а также для бортпроводников.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников