08:00 23.03.2020
(обновлено: 12:03 23.03.2020)
Жив ли "Живой журнал": кого и зачем читать
© Depositphotos.com / Piter2121Сервис LiveJournal
© Depositphotos.com / Piter2121
Читать ria.ru в
МОСКВА, 23 мар — РИА Новости, Галина Нилова. В карантине и самоизоляции в онлайн переходят работа, учеба, покупки и развлечения (даже спектакли и концерты можно смотреть не выходя из дома). В недавнем прошлом главной площадкой онлайн-общения в Рунете считался "Живой журнал". Почему ЖЖ был "нашим всем" в нулевых, есть ли топ и кто в нем сейчас — в материале РИА Новости.
Живее всех живых
"Живому журналу" исполнился 21 год — совсем не юбилей, но во многих странах — совершеннолетие и рубеж, а для "уютной жежешечки" — целая вечность. Многие нынешние молодые люди вообще не знают, что это такое.
Сейчас при разнообразии соцсетей активные в прошлом ЖЖ-юзеры удивляются: "Как, он еще жив?" Большинство авторов и читателей френдленты давно переселились в фейсбук или в Telegram и продолжают публиковаться там, либо вообще прекратили это делать.
Да, популярность уже не та и аудитория другая, но есть юзеры, которые пишут только туда. Есть топ ЖЖ (Тёма Лебедев по-прежнему в нем), есть новое поколение, которого в нулевых еще не было в интернете. И есть причины, по которым блогеры предпочитают старый добрый ЛЫТДЫБР другим соцсетям.
Так, искусствовед, арт-критик и автор книги "Омерзительное искусство" Софья Багдасарова и сегодня остается активным и читаемым ЖЖ-пользователем. По ее мнению, это единственная сетевая платформа, где можно делать длинные тексты с картинками, поскольку в фейсбуке неудобная верстка.
Пост в блоге историка искусства Шакко (Софьи Багдасаровой) в ЖЖ
Пост в блоге историка искусства Шакко (Софьи Багдасаровой) в ЖЖ
Своих читателей она называет "константной аудиторией" и уточняет: ей "удается при помощи модерирования поддерживать хорошую атмосферу, что для культурной аудитории — приятная ниша".
"Я баню за мат, за это меня одна группа комментирующих очень уважает, а другая — наоборот", — приводит пример блогер.
На вопрос о том, как с такой редкой темой удается оставаться в топе ЖЖ, она поясняет, что, с одной стороны, люди теперь больше интересуются искусством, с другой — "работает институт репутации". И добавляет: "Ну и я умею доступно объяснять".
Пост в блоге историка искусства Шакко (Софьи Багдасаровой) в ЖЖ
Пост в блоге историка искусства Шакко (Софьи Багдасаровой) в ЖЖ
Очень ценно, что в ЖЖ удобно поддерживать пул комментаторов: "Люди приходят одни и те же, и можно по каждому новому комментатору для себя делать пометки: этот "идиот", или этого "предупредила один раз", или "агрессивный, кидается". Нигде в других сетях этого нет", — поясняет Софья.
"Много букв"
"Живой журнал" в свое время имел уникальную аудиторию журналистов и публицистов. Платформа была заточена на длинные тексты, в ней хорошо жилось любителям писать и читать "много букв".
Открытый вечер в Доме актера
Так, писатель, актер и драматург Евгений Гришковец завел ЖЖ-блог в 2007-м и долго оставался в первой тройке по популярности. На основе своих записей в LiveJournal он выпустил три книги "Год ЖЖизни", "Продолжение ЖЖизни" и "151 эпизод ЖЖизни". Гришковец потом вспоминал, что не спал ночами, читал комментарии, "не мог удержаться от того, чтобы не вступить в дискуссию, а то и перепалку с каким-нибудь неведомым хамом".
© www.m2034.ruРоман Дмитрия Глуховского "Метро 2034"
Роман Дмитрия Глуховского "Метро 2034"
Дмитрий Глуховский выкладывал в ЖЖ главы своего постапокалиптического романа "Метро 2033" и прислушивался к комментам читателей, которые поправляли недочеты. В результате история о выживании людей в метро после ядерной войны после публикации разошлась тиражом в 250 тысяч экземпляров и стала главным российским бестселлером 2007 года.
Писатель и журналист Денис Драгунский до 2019-го был активным автором "жежешечки". Он публиковал там короткие рассказы, делился впечатлениями. Теперь его страница — сборник хороших текстов.
Пост в ЖЖ пользователя chingizid.livejournal.com
Пост в ЖЖ пользователя chingizid.livejournal.com
До сих пор (с 2002 года) много пишет в ЖЖ Светлана Мартынчик, долго скрывавшаяся под псевдонимом Макс Фрай. Ее профиль называется "Как объяснять картины мертвому зайцу", там автор "многословно" рассуждает на злободневные темы.
Автор, пиши еще
"ЖЖ для меня был местом, где я познакомилась, собственно, с большой частью моих друзей. Миром, в который можно было убежать, когда в офлайне все было не очень. И откуда можно было гордо уйти в реальный мир, если не очень становилось уже там. Ну и потом вернуться, конечно", — рассказывает поэт Аля Кудряшева (больше известная под ником izubr), автор "Мамы на даче".
© Фото : из личного архива Али КудряшевойПоэт Аля Кудряшева
© Фото : из личного архива Али Кудряшевой
Поэт Аля Кудряшева
"Фейсбук неудобный, в нем есть ощущение, что тексты исчезают, если их не сохранить где-то еще, а в ЖЖ казалось надежнее, чем на собственном компьютере", — добавляет она.
Детская писательница Дина Сабитова ("Цирк в шкатулке", "Где нет зимы", "Три твоих имени") сделала первую запись в сентябре 2002 года: "Я чувствовала себя безъязыким, спеленутым по рукам и ногам существом — не знала, как писать и что. <…> Я пришла в ЖЖ потому, что сетевая читательница моих рассказов написала "Вам это надо!" и купила мне доступ, оформив аккаунт почти насильно".
Пост Дины Сабитовой в ЖЖ
Пост Дины Сабитовой в ЖЖ
"Очень быстро появились читатели-френды, а в момент расцвета ЖЖ я могла писать по 17 постов в день. Тем более что на ту эпоху пришлись важные события моей жизни: развод, переезд в Москву, рождение ребенка, новый большой дом, новые книги, премия за одну из книг, приемная дочка и переезд в Коста-Рику. Огромное счастье для меня — что все это задокументировано подробно", — поясняет писательница.
Почему ЖЖ стал умирать
В 2011 году Евгений Гришковец в своем последнем, 528-м посте написал:
"Я ухожу из ЖЖ навсегда. Закрываю этот блог и вообще ухожу из блогосферы. <...> Я не выдерживаю той легкой доступности, которую предоставляет интернет и мое присутствие в ЖЖ".
В начале десятых заговорили, что ЖЖ мертв потому, что из него ушла активная интеллектуальная жизнь. Сейчас это скорее платформа для текстов и статей.
«
"В фейсбуке было неудобно и неловко, он требовал более коротких текстов, но взамен давал сладкий допинг: моментальный отклик читателей — лайки, — рассуждает Дина Сабитова. — Я еще какое-то время потрепыхалась на два дома, а потом поняла, что все. ЖЖ был уютный дом, просто уже люди перестали туда заходить. А без гостей дом умирает".
Наринэ Абгарян: детство — это счастье, не важно, в какой стране оно было
29 октября 2019, 08:00