https://ria.ru/20200302/1566705929.html
Александр Ширвиндт: Театр сатиры – это мои родные люди, это мой дом
Александр Ширвиндт: Театр сатиры – это мои родные люди, это мой дом - РИА Новости, 03.03.2020
Александр Ширвиндт: Театр сатиры – это мои родные люди, это мой дом
Всеми любимый поистине народный артист России Александр Ширвиндт накануне своего двойного юбилея – 50 лет в Театре сатиры и 20 лет на посту художественного... РИА Новости, 03.03.2020
2020-03-02T13:00
2020-03-02T13:00
2020-03-03T20:17
интервью - авторы
александр ширвиндт
театр сатиры (москва)
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566698816_0:198:2901:1830_1920x0_80_0_0_b32ce37b879c37c34f369a7a6e384fe6.jpg
Всеми любимый поистине народный артист России Александр Ширвиндт накануне своего двойного юбилея – 50 лет в Театре сатиры и 20 лет на посту художественного руководителя, который в театре отмечают 2 марта, дал интервью РИА Новости, в котором рассказал о том, где начался его актерский путь, как он стал во главе Театра сатиры, поделился мнением о том, что это за должность – худрук, рассказал, что он думает о будущем театра, существует ли сегодня понятие "театр-дом", рассказал, правда ли, что собрался уходить из театра, и признался в своей главной страсти в жизни. Беседовала Наталия Курова.— Александр Анатольевич, Театр сатиры – не первый ваш театр, и ваш актерский стаж уже давно превысил полувековую отметку. Вы помните, где и в какой роли вышли на сцену в первый раз?— Это было на сцене театра Ленинского комсомола где-то в 1956-57 году. Я играл белогвардейца. Помню фамилию режиссера — Норд, а вот что за пьеса — забыл.— А я нашла — спектакль действительно поставил режиссер по фамилии Норд по пьесе Вишневского "Первая конная". И было это в 1957 году. Так что пребывание актера Ширвиндта на сцене, включая годы работы в театре Ленинского комсомола, а потом на Малой Бронной, приближается к 70 годам. Говорят, что актер независимо от опыта и известности все равно каждый раз волнуется, когда выходит на сцену. А у вас изменилось это ощущение? Вы волнуетесь, когда предстаете перед огромным залом, заполненным зрителями? — Конечно, но раньше волнение было трепетное, творческое, а сейчас волнение такое – как бы доиграть, доползти до конца…— Вы пришли в Театр сатиры, уйдя от такого мастера, как Анатолий Эфрос, с которым мечтал поработать каждый актер. Сейчас, вспоминая тот момент и ваше решение, вы ни разу не пожалели?— Нет, конечно. Тут не было никаких предательств, просто были обстоятельства. Когда Эфроса выгнали из театра Ленинского комсомола, он пошел на Малую Бронную, но не начальником, а очередным режиссером. Поэтому работа там была не каждодневная, я у него сыграл тогда только две премьеры. И еще одно – в то время Гафт уходил из "Сатиры" в "Современник", и на меня навалились Миронов, Захаров, Державин, приглашая в свой театр, который возглавлял Валентин Николаевич Плучек. В результате я здесь, и вот уже полных 50 лет.— За свою большую жизнь в Театре сатиры вы сыграли много разных замечательных ролей — блистательный граф Альмавива в "Женитьбе Фигаро", Молчалин в "Горе от ума", Несчастливцев в спектакле по пьесе Островского, а потом Орнифль, Мольер и еще десятки ролей и в классике, и в произведениях современных авторов. Может быть, была среди ролей какая-то особо памятная для вас работа?— На этот традиционный вопрос есть хрестоматийные ответы, есть красивые, поэтому, когда меня спрашивают, какая ваша любимая роль, я отвечаю – еще несыгранная. Ну правда, трудно сказать – столько времени прошло. А потом, когда работаешь над ролью, влюбляешься в этот материал, закончил, и уже другой завладевает тобой… — А приходилось иногда играть против своей природы, против желания? Или выбора не было — репертуарный театр, распределение сделано и будь добр, играй?— Конечно, в репертуарном театре производственная необходимость всегда существовала и существует до сих пор. Это самые сложные моменты – уговорить артиста сыграть ту или иную роль, если ему кажется, что она совсем не для него.— Как вы относитесь к понятию "театр-дом"? Сегодня многие говорят, что важно это сохранить как традиционную форму для русского театра. Для вас, что такое театр-дом?— С одной стороны, это территориальное, а с другой — временное пребывание. Когда 60-70 лет работаешь на одном производстве, это становится твоим существом. А когда театр — беготня, то это не дом, а транзит. Что касается разговора о том, что нужно сохранять, то говорить-то можно, но в доме надо жить, а не забегать в него. А сегодня забегают. И ничего тут не поделаешь – это такое существование сегодняшнее – беготня и суета, как профессиональная, так и человеческая. Но Театр сатиры для меня — это родные люди, это мой дом, конечно.— Наверное, в таком театре, как "Сатира", с самым большим зрительным залов среди московских театров, который надо заполнить зрителями, ошибаться с выбором пьесы нельзя. Но ведь угадать, что понравится и обязательно будет иметь успех, очень трудно? — Угадать никогда нельзя. Сколько ни крути, никогда не угадаешь, что будет удачей, а что провалом. Кажется, что вот–вот, наконец-то, а оказывается, все наоборот. Это как и с юмором – я профессионально занимаюсь этим делом давно, но непредсказуемость смеховой реакции зрителя подчас потрясает меня. Придумаешь какую-то шутку и думаешь – вот сейчас бабах, ан нет, и вдруг в каком-то совершенно неожиданном месте обвал. Всю жизнь не могу понять специфику этого дела. То же самое с репертуаром — никогда ничего не угадаешь.— Но судя по тому, что каждый вечер у Театра сатиры толпа желающих попасть к вам на спектакль, угадок и точных попаданий у вас немало. Вы и сами поставили здесь несколько спектаклей совместно с Захаровым, Мироновым, Гориным. И возродили пропавший на какое-то время ваш исконный жанр – сатирическое обозрение.— Ну что касается режиссуры, то это тоже производственная необходимость. Мечтаешь сыграть много новых спектаклей, а из-за нищеты и производства выпускаешь две-три премьеры.А сатирическое обозрение это наш родной, натуральный по биографии жанр. Он соответствует направлению, стилю Театра сатиры, что важно. И раньше были замечательные обозрения, и мы тоже сделали пару-тройку-четверку таких веселых обозрений, которые любят зрители. В обозрениях можно проявить все актерские знания и навыки – драматические, музыкальные, пластические. Обозренческий дух, он уходит сегодня, к сожалению, его поглотил мюзикл, а это совершенно инородный, чуждый продукт для российского театра. Инородного у нас сейчас вообще много, и айфоны – тоже не наше. А когда видишь айфон в руках Афони становится не по себе…— Из 50 лет в театре 20 вы на посту художественного руководителя. Что это за должность такая – худрук? И как получилось, что актер Ширвиндт занял этот ответственный пост?— Художественное руководство – это крест! Худрук – это все на свете: и производство, и труппа, и актерские истерики…. Он и начальник, и отец родной, к которому приходят со всеми проблемами. Я никогда не стремился к этой должности, не желал этого.— Так как же это случилось, расскажите?— Дело в том, что я человек дико обязательный. Это мой пожизненный вот такой — не то привычка, не то атавизм… Короче, я никуда никогда не опаздываю, никуда. И хочется, и всегда хотелось прийти позже тех, кого я должен ждать. Студентов я жду, артистов на репетицию жду, партнеров всегда ждал. Андрюшка Миронов, покойный, на назначенную ровно на 10 часов встречу всегда опаздывал, я сижу, а он прибегает с выпученными глазами на десять минут позже. Тогда я решаю прийти в четверть, а он опять приходит на 10 минут позже. И я понимаю, что это тупик. И так всю жизнь.И с этой точки зрения вот эта история с моим "худрукством", она тоже из этого числа. Когда действительно Валентин Николаевич Плучек уже был совсем плох и стало всем понятно, что надо срочно думать, что делать, вот тогда ко мне и пришла эта компания – Державин, Васильева, Аросева, Мишулин. Многих из них уже нет в живых, к сожалению. Они сказали — давай, а то, не дай бог, пришлют какого-то варяга и мы тогда не выкрутимся. Посиди пору часов. И вот я уж 20 лет сижу и жду, когда подберут что-то путное. Вот такая страшная история.У меня никогда не было мечтаний, каких-то амбиций карьерного толка, никогда. Это все случай, а потом и необходимость. А теперь — делай то, на что согласился.— Сейчас, уже с позиции своего двадцатилетнего опыта, как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, который берет на себя ответственность руководить театром?— Худрук – это отдельная профессия, она, может быть, еще точно не сформулирована, и у нее нет устава. Были потрясающие и даже гениальные режиссеры, но которые совершенно совсем не худруки, и, наоборот, есть такие деловые режиссеры, которые подходят на эту должность. Но это очень редкий случай, когда все совмещается в одном человеке, это идеальная история. Такие примеры у нас есть – Гончаров, Любимов, Захаров, Плучек. А вот, например, замечательный покойный Толя Эфрос при всей своей гениальности никакого отношения не имел к этой должности. Для нее необходимы совершенно иные параметры.Когда меня стали уговаривать на эту голгофу идти, Гончаров, который в этом плане абсолютно в десятку лучших худруков входил, и Захаров учили: кнутом и пряником. Это вот одна позиция. А вторая, о которой говорил Гончаров, каждой твари по паре. Вот это очень правильная штука, потому что важно, когда внутри есть ощущение конкурентной какой-то опасности. Вот эти профессиональные советы я запомнил.— Александр Анатольевич, скажите откровенно, то, что я прочитала недавно о том, что вы собираетесь уходить из театра, с поста худрука, скажите, что это все не правда и это все выдумки изобретательных журналистов?— С одной стороны, конечно, журналисты, с их способностью из всего раздувать, делать сенсации… А с другой, если говорить серьезно, то когда смотришь в паспорт и видишь цифру 85, начинаешь инстинктивно думать про то, что рано или поздно придется уходить. Не думать об этом в столетнем возрасте не могу.— Да какой еще столетний возраст. — Ладно, не уговаривай. Рано или поздно придется.— Я не уговариваю, просто спросить хочу, считаете ли вы, что есть сегодня такой человек, который мог бы заменить вас на посту художественного руководителя Театра сатиры?— Я даже думать об этом не хочу – есть много начальников, это их дело. Ни о каких преемниках, последователях говорить не собираюсь – это не престолонаследие, и это не частная лавочка.— Все так, но страшно за театр.— В том-то и дело, почему и сижу. — Раньше во главе театров стояли такие лидеры, как Любимов, Ефремов, Гончаров. Что случилось, где сегодня такие творцы театра?— Театры остались все те же, но дело в том, что эпоха переменилась. В эту эпоху классическая фигура худрука не вписывается. Раньше мастер создавал театр из студий — так возникла "Таганка" Любимова, "Современник" Ефремова, а также были вековые государственные театры. Все это кончилось, потому что страна, планета другая, и это осталось как атавизм, архаизм. И когда сегодня возникает страшная весть об уходе лидера – падеж наш, — возникают эти опасные пустоты. И если туда приходит кто-то типа Машкова, Писарева, Миронова, Меньшикова, это счастье, потому что это люди театра и люди талантливые, но их единицы. И тогда начинают искать, чем заткнуть эту дыру. А разговоры про учеников, единомышленников и так далее – это все утопия. — Вы ходите на спектакли, вам интересен современный театр?— К сожалению, в силу занятости и возраста хожу в театр очень редко. Всегда ходил к Марку Захарову, к Сереже Арцибашеву, к Гале Волчек. Вот три театра. Даже в Вахтанговском бываю очень редко. Римас Туминас – уникальный, удивительный режиссер. Но как бывает – твое и не твое. Бывает не твое, когда это ужасно, а бывает не твое, когда это прекрасно. А когда какие-то современные шлягеры, то не хожу, не потому, что я ханжа, просто потому, что мне это неинтересно.— Что вы думаете о современном театре. Как вы считаете, есть ли у театра будущее?— Планета перевернулась наизнанку. У людей возникла необходимость понять, куда двигаться. То же самое и с театром, который всегда боролся с техникой, с кино и с телевидением, да он и сейчас борется. Когда-то великий Михаил Ромм – я помню эту полемику в прессе — сказал, что театр гибнет, потому что все дико ускоряется и нет возможности справиться с этим навалом техники и новых возможностей. Прошло сто лет. Оказалось, что он ошибался. И не потому, что слова его были неправильными, а потому что он не учел одно обстоятельство. Чем больше этих новых, новомодных кошмаров, и роботов, и продуктов в целлофане, тем постепенно человек все больше и больше тянется к антисинтетике, к живому. И вот эта возможность схватить последний раз, увидеть живого человека на сцене, а не архитехнику, вот это побеждает. Почему сегодня так востребованы старомодные милые фильмы и записанные спектакли позапрошлого века. Да потому что это было все живое, а не техника. В этом, я считаю, залог выживаемости театра.— Александр Анатольевич, недавно на вручении вам премии "За вклад в развитие отечественного театра" в СТД о вас говорили, что вы создаете вокруг себя ауру любви, добра, юмора, легкости. Юмор, без которого невозможно представить Александра Ширвиндта, каждое слово которого ловят с особым интересом, и он никогда не разочаровывает. Но для вас лично юмор – это веселье, шутки или, может быть, это способ скрыть свою грусть или досаду?— И то, и другое, и еще третье, о чем я тебе не скажу.— Рядом с вами всегда как-то тепло, легко – это правда. Но для себя самого вы человек легкий или сомневающийся, вечно недовольный собой?— Легко сомневающийся.— Вы считаете, ваша актерская карьера сложилась удачно? Вы довольны судьбой?— Все зависит от того, с кем сравнивать. Если плясать от Чарли Чаплина, то, конечно, ужас, а если плясать с другой стороны, то нормально. У меня никогда не было маниакальной, фатальной, фанатичной любви к актерской профессии. Вот что самое главное. Фанатом я никогда не был, поэтому всегда завидовал моим друзьям, которые не могли не играть – что угодно, но только играть, играть. А я с удовольствием не играю.— Просто невозможно в это поверить. Но чем же вы тогда занимаетесь с удовольствием?— Ужу рыбу, смотрю на правнучку и глажу собаку.
https://ria.ru/20191209/1562183107.html
https://ria.ru/20200215/1564816774.html
https://ria.ru/20200222/1565086046.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566698816_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_aa25c9ddc082ede963d719117799204b.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, александр ширвиндт, театр сатиры (москва), россия
Интервью - Авторы, Александр Ширвиндт, Театр сатиры (Москва), Россия
Всеми любимый поистине народный артист России Александр Ширвиндт накануне своего двойного юбилея – 50 лет в Театре сатиры и 20 лет на посту художественного руководителя, который в театре отмечают 2 марта, дал интервью РИА Новости, в котором рассказал о том, где начался его актерский путь, как он стал во главе Театра сатиры, поделился мнением о том, что это за должность – худрук, рассказал, что он думает о будущем театра, существует ли сегодня понятие "театр-дом", рассказал, правда ли, что собрался уходить из театра, и признался в своей главной страсти в жизни. Беседовала Наталия Курова. — Александр Анатольевич, Театр сатиры – не первый ваш театр, и ваш актерский стаж уже давно превысил полувековую отметку. Вы помните, где и в какой роли вышли на сцену в первый раз?
— Это было на сцене театра Ленинского комсомола где-то в 1956-57 году. Я играл белогвардейца. Помню фамилию режиссера — Норд, а вот что за пьеса — забыл.
— А я нашла — спектакль действительно поставил режиссер по фамилии Норд по пьесе Вишневского "Первая конная". И было это в 1957 году. Так что пребывание актера Ширвиндта на сцене, включая годы работы в театре Ленинского комсомола, а потом на Малой Бронной, приближается к 70 годам. Говорят, что актер независимо от опыта и известности все равно каждый раз волнуется, когда выходит на сцену. А у вас изменилось это ощущение? Вы волнуетесь, когда предстаете перед огромным залом, заполненным зрителями?
— Конечно, но раньше волнение было трепетное, творческое, а сейчас волнение такое – как бы доиграть, доползти до конца…
— Вы пришли в Театр сатиры, уйдя от такого мастера, как Анатолий Эфрос, с которым мечтал поработать каждый актер. Сейчас, вспоминая тот момент и ваше решение, вы ни разу не пожалели?
— Нет, конечно. Тут не было никаких предательств, просто были обстоятельства. Когда Эфроса выгнали из театра Ленинского комсомола, он пошел на Малую Бронную, но не начальником, а очередным режиссером. Поэтому работа там была не каждодневная, я у него сыграл тогда только две премьеры. И еще одно – в то время Гафт уходил из "Сатиры" в "Современник", и на меня навалились Миронов, Захаров, Державин, приглашая в свой театр, который возглавлял Валентин Николаевич Плучек. В результате я здесь, и вот уже полных 50 лет.
— За свою большую жизнь в Театре сатиры вы сыграли много разных замечательных ролей — блистательный граф Альмавива в "Женитьбе Фигаро", Молчалин в "Горе от ума", Несчастливцев в спектакле по пьесе Островского, а потом Орнифль, Мольер и еще десятки ролей и в классике, и в произведениях современных авторов. Может быть, была среди ролей какая-то особо памятная для вас работа?
— На этот традиционный вопрос есть хрестоматийные ответы, есть красивые, поэтому, когда меня спрашивают, какая ваша любимая роль, я отвечаю – еще несыгранная. Ну правда, трудно сказать – столько времени прошло. А потом, когда работаешь над ролью, влюбляешься в этот материал, закончил, и уже другой завладевает тобой…
— А приходилось иногда играть против своей природы, против желания? Или выбора не было — репертуарный театр, распределение сделано и будь добр, играй?
— Конечно, в репертуарном театре производственная необходимость всегда существовала и существует до сих пор. Это самые сложные моменты – уговорить артиста сыграть ту или иную роль, если ему кажется, что она совсем не для него.
— Как вы относитесь к понятию "театр-дом"? Сегодня многие говорят, что важно это сохранить как традиционную форму для русского театра. Для вас, что такое театр-дом?
— С одной стороны, это территориальное, а с другой — временное пребывание. Когда 60-70 лет работаешь на одном производстве, это становится твоим существом. А когда театр — беготня, то это не дом, а транзит. Что касается разговора о том, что нужно сохранять, то говорить-то можно, но в доме надо жить, а не забегать в него. А сегодня забегают. И ничего тут не поделаешь – это такое существование сегодняшнее – беготня и суета, как профессиональная, так и человеческая. Но Театр сатиры для меня — это родные люди, это мой дом, конечно.
— Наверное, в таком театре, как "Сатира", с самым большим зрительным залов среди московских театров, который надо заполнить зрителями, ошибаться с выбором пьесы нельзя. Но ведь угадать, что понравится и обязательно будет иметь успех, очень трудно?
— Угадать никогда нельзя. Сколько ни крути, никогда не угадаешь, что будет удачей, а что провалом. Кажется, что вот–вот, наконец-то, а оказывается, все наоборот. Это как и с юмором – я профессионально занимаюсь этим делом давно, но непредсказуемость смеховой реакции зрителя подчас потрясает меня. Придумаешь какую-то шутку и думаешь – вот сейчас бабах, ан нет, и вдруг в каком-то совершенно неожиданном месте обвал. Всю жизнь не могу понять специфику этого дела. То же самое с репертуаром — никогда ничего не угадаешь.
— Но судя по тому, что каждый вечер у Театра сатиры толпа желающих попасть к вам на спектакль, угадок и точных попаданий у вас немало. Вы и сами поставили здесь несколько спектаклей совместно с Захаровым, Мироновым, Гориным. И возродили пропавший на какое-то время ваш исконный жанр – сатирическое обозрение.
— Ну что касается режиссуры, то это тоже производственная необходимость. Мечтаешь сыграть много новых спектаклей, а из-за нищеты и производства выпускаешь две-три премьеры.
А сатирическое обозрение это наш родной, натуральный по биографии жанр. Он соответствует направлению, стилю Театра сатиры, что важно. И раньше были замечательные обозрения, и мы тоже сделали пару-тройку-четверку таких веселых обозрений, которые любят зрители. В обозрениях можно проявить все актерские знания и навыки – драматические, музыкальные, пластические. Обозренческий дух, он уходит сегодня, к сожалению, его поглотил мюзикл, а это совершенно инородный, чуждый продукт для российского театра. Инородного у нас сейчас вообще много, и айфоны – тоже не наше. А когда видишь айфон в руках Афони становится не по себе…
— Из 50 лет в театре 20 вы на посту художественного руководителя. Что это за должность такая – худрук? И как получилось, что актер Ширвиндт занял этот ответственный пост?
— Художественное руководство – это крест! Худрук – это все на свете: и производство, и труппа, и актерские истерики…. Он и начальник, и отец родной, к которому приходят со всеми проблемами. Я никогда не стремился к этой должности, не желал этого.
— Так как же это случилось, расскажите?
— Дело в том, что я человек дико обязательный. Это мой пожизненный вот такой — не то привычка, не то атавизм… Короче, я никуда никогда не опаздываю, никуда. И хочется, и всегда хотелось прийти позже тех, кого я должен ждать. Студентов я жду, артистов на репетицию жду, партнеров всегда ждал. Андрюшка Миронов, покойный, на назначенную ровно на 10 часов встречу всегда опаздывал, я сижу, а он прибегает с выпученными глазами на десять минут позже. Тогда я решаю прийти в четверть, а он опять приходит на 10 минут позже. И я понимаю, что это тупик. И так всю жизнь.
И с этой точки зрения вот эта история с моим "худрукством", она тоже из этого числа. Когда действительно Валентин Николаевич Плучек уже был совсем плох и стало всем понятно, что надо срочно думать, что делать, вот тогда ко мне и пришла эта компания – Державин, Васильева, Аросева, Мишулин. Многих из них уже нет в живых, к сожалению. Они сказали — давай, а то, не дай бог, пришлют какого-то варяга и мы тогда не выкрутимся. Посиди пору часов. И вот я уж 20 лет сижу и жду, когда подберут что-то путное. Вот такая страшная история.
У меня никогда не было мечтаний, каких-то амбиций карьерного толка, никогда. Это все случай, а потом и необходимость. А теперь — делай то, на что согласился.
— Сейчас, уже с позиции своего двадцатилетнего опыта, как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, который берет на себя ответственность руководить театром?
— Худрук – это отдельная профессия, она, может быть, еще точно не сформулирована, и у нее нет устава. Были потрясающие и даже гениальные режиссеры, но которые совершенно совсем не худруки, и, наоборот, есть такие деловые режиссеры, которые подходят на эту должность. Но это очень редкий случай, когда все совмещается в одном человеке, это идеальная история. Такие примеры у нас есть – Гончаров, Любимов, Захаров, Плучек. А вот, например, замечательный покойный Толя Эфрос при всей своей гениальности никакого отношения не имел к этой должности. Для нее необходимы совершенно иные параметры.
Когда меня стали уговаривать на эту голгофу идти, Гончаров, который в этом плане абсолютно в десятку лучших худруков входил, и Захаров учили: кнутом и пряником. Это вот одна позиция. А вторая, о которой говорил Гончаров, каждой твари по паре. Вот это очень правильная штука, потому что важно, когда внутри есть ощущение конкурентной какой-то опасности. Вот эти профессиональные советы я запомнил.
— Александр Анатольевич, скажите откровенно, то, что я прочитала недавно о том, что вы собираетесь уходить из театра, с поста худрука, скажите, что это все не правда и это все выдумки изобретательных журналистов?
— С одной стороны, конечно, журналисты, с их способностью из всего раздувать, делать сенсации… А с другой, если говорить серьезно, то когда смотришь в паспорт и видишь цифру 85, начинаешь инстинктивно думать про то, что рано или поздно придется уходить. Не думать об этом в столетнем возрасте не могу.
— Да какой еще столетний возраст.
— Ладно, не уговаривай. Рано или поздно придется.
— Я не уговариваю, просто спросить хочу, считаете ли вы, что есть сегодня такой человек, который мог бы заменить вас на посту художественного руководителя Театра сатиры?
— Я даже думать об этом не хочу – есть много начальников, это их дело. Ни о каких преемниках, последователях говорить не собираюсь – это не престолонаследие, и это не частная лавочка.
— Все так, но страшно за театр.
— В том-то и дело, почему и сижу.
— Раньше во главе театров стояли такие лидеры, как Любимов, Ефремов, Гончаров. Что случилось, где сегодня такие творцы театра?
— Театры остались все те же, но дело в том, что эпоха переменилась. В эту эпоху классическая фигура худрука не вписывается. Раньше мастер создавал театр из студий — так возникла "Таганка" Любимова, "Современник" Ефремова, а также были вековые государственные театры. Все это кончилось, потому что страна, планета другая, и это осталось как атавизм, архаизм. И когда сегодня возникает страшная весть об уходе лидера – падеж наш, — возникают эти опасные пустоты. И если туда приходит кто-то типа Машкова, Писарева, Миронова, Меньшикова, это счастье, потому что это люди театра и люди талантливые, но их единицы. И тогда начинают искать, чем заткнуть эту дыру. А разговоры про учеников, единомышленников и так далее – это все утопия.
— Вы ходите на спектакли, вам интересен современный театр?
— К сожалению, в силу занятости и возраста хожу в театр очень редко. Всегда ходил к Марку Захарову, к Сереже Арцибашеву, к Гале Волчек. Вот три театра. Даже в Вахтанговском бываю очень редко. Римас Туминас – уникальный, удивительный режиссер. Но как бывает – твое и не твое. Бывает не твое, когда это ужасно, а бывает не твое, когда это прекрасно. А когда какие-то современные шлягеры, то не хожу, не потому, что я ханжа, просто потому, что мне это неинтересно.
— Что вы думаете о современном театре. Как вы считаете, есть ли у театра будущее?
— Планета перевернулась наизнанку. У людей возникла необходимость понять, куда двигаться. То же самое и с театром, который всегда боролся с техникой, с кино и с телевидением, да он и сейчас борется. Когда-то великий Михаил Ромм – я помню эту полемику в прессе — сказал, что театр гибнет, потому что все дико ускоряется и нет возможности справиться с этим навалом техники и новых возможностей. Прошло сто лет. Оказалось, что он ошибался. И не потому, что слова его были неправильными, а потому что он не учел одно обстоятельство. Чем больше этих новых, новомодных кошмаров, и роботов, и продуктов в целлофане, тем постепенно человек все больше и больше тянется к антисинтетике, к живому. И вот эта возможность схватить последний раз, увидеть живого человека на сцене, а не архитехнику, вот это побеждает. Почему сегодня так востребованы старомодные милые фильмы и записанные спектакли позапрошлого века. Да потому что это было все живое, а не техника. В этом, я считаю, залог выживаемости театра.
— Александр Анатольевич, недавно на вручении вам премии "За вклад в развитие отечественного театра" в СТД о вас говорили, что вы создаете вокруг себя ауру любви, добра, юмора, легкости. Юмор, без которого невозможно представить Александра Ширвиндта, каждое слово которого ловят с особым интересом, и он никогда не разочаровывает. Но для вас лично юмор – это веселье, шутки или, может быть, это способ скрыть свою грусть или досаду?
— И то, и другое, и еще третье, о чем я тебе не скажу.
— Рядом с вами всегда как-то тепло, легко – это правда. Но для себя самого вы человек легкий или сомневающийся, вечно недовольный собой?
— Вы считаете, ваша актерская карьера сложилась удачно? Вы довольны судьбой?
— Все зависит от того, с кем сравнивать. Если плясать от Чарли Чаплина, то, конечно, ужас, а если плясать с другой стороны, то нормально. У меня никогда не было маниакальной, фатальной, фанатичной любви к актерской профессии. Вот что самое главное. Фанатом я никогда не был, поэтому всегда завидовал моим друзьям, которые не могли не играть – что угодно, но только играть, играть. А я с удовольствием не играю.
— Просто невозможно в это поверить. Но чем же вы тогда занимаетесь с удовольствием?
— Ужу рыбу, смотрю на правнучку и глажу собаку.