Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новогодний фон
Туризм

Новый карантин: куда лучше не ехать из-за коронавируса

© REUTERS / Manuel SilvestriУчастники карнавала в Венеции в защитных масках
Участники карнавала в Венеции в защитных масках
МОСКВА, 29 фев — РИА Новости, Светлана Баева. Помимо Китая, Италия, Южная Корея и Иран признаны опасными для туристов из-за эпидемии коронавируса. Продавать путевки в эти страны нельзя. Но что делать, если они уже куплены? О том, как вернуть деньги за тур, билет или отель, — в материале РИА Новости.

Домой досрочно

На этой неделе Ростуризм рекомендовал приостановить продажу путевок в Италию, Южную Корею и Иран. Ведомство просит россиян не посещать эти страны.
Десятки тысяч туристов волнуют вопросы: как вернуть деньги за путевку, билет или отель; все-таки лететь или нет; что делать, если уже приехал; и стоит ли вообще куда-либо путешествовать в такое неспокойное время.
Рекомендации Ростуризма тем, кто сейчас находится в странах риска, просты: не покидать территорий гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания, за исключением случаев организованного трансфера до аэропорта вылета.
Туристы в защитных костюмах и масках во время карнавала в Венеции
Ростуризм рекомендовал прекратить продажу туров в Италию, Корею и Иран
Если путешественник решит вернуться в Россию досрочно, туроператор согласно статье 14 закона "Об основах туристской деятельности" обязан возместить ему деньги за неоказанные услуги. По словам юристов, отдыхающие могут попросить компанию вывезти их в Россию до окончания тура. Но менять билеты или нет — это уже на усмотрение оператора.

За что вернут 100 процентов

В случае отказа от еще не начавшегося путешествия гарантирован 100-процентный возврат. "Если в стране предполагаемой поездки есть угроза безопасности, подтвержденная официально, это является основанием для расторжения договора с требованием всей суммы, уплаченной за путевку, — поясняет адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева. — Норма допускает судебное расторжение. Но никто не мешает туроператору вернуть деньги добровольно".
Обычно сначала компания предлагает альтернативу — ей выгоднее все-таки отправить клиента в поездку.
Пассажир общается с полицейским в терминале F аэропорта Шереметьево
В московских аэропортах усилят меры против коронавируса
Если путешественник выбирает возврат, не стоит рассчитывать получить деньги сразу. Об этом исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе предупреждала, когда ограничения касались только Китая.

"Минимум две недели, и это еще очень оптимистичный срок".

Майя Ломидзе
исполнительный директор АТОР
Важный момент: дата отъезда значения не имеет, можно отказаться и от тура с вылетом завтра, и, например, на Новый год. Уже есть примеры аннуляций летних, даже осенних путевок.
Маргарита Еремеева вспоминает прошлый опыт, закрытие Турции, Египта: некоторые фирмы возвращали средства довольно быстро, но были и суды. Туристы, лишившиеся отдыха и не получившие деньги, нередко требовали и компенсацию за моральный ущерб. Стоимость путевки вернут, остальное — на усмотрение суда.

Без гарантии

Федеральный закон о туризме неприменим к авиакомпаниям, говорят юристы. Если воздушное сообщение ограничено и рейсов нет — деньги стопроцентно вернут. Если такого запрета нет, то имеет значение категория билета и политика компании.

"Перевозчики не обязаны возвращать деньги за билеты, приобретенные по невозвратным тарифам".

Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства "АвиаПорт"
Итальянские солдаты в санитарных масках патрулируют площадь в центре Милана
Эксперт: авиакомпании не обязаны возвращать деньги за билеты в Италию
Авиасообщение России с Ираном и Южной Кореей ограничено (сохранились только полеты национальных перевозчиков) — с 28 февраля и 1 марта соответственно.
Пока не объявляли о приостановке полетов в Италию, все рейсы осуществляются в штатном режиме. Но, например, Utair предложила пассажирам, купившим до 26 февраля билеты на самолеты из Москвы в Милан и обратно, сдать их и получить деньги в полном объеме.

"Наши коллеги уточняли информацию у авиакомпании Alitalia, пока нет никаких изменений, поэтому возвраты из-за коронавируса невозможны", — рассказали РИА Новости в Aviasales.

AirEuropa предложила перебронировать билеты в Италию, купленные до 23 февраля и с датой вылета до 15 марта включительно, на любое европейское или африканское направление с отправкой и возвратом до 15 июня. Без штрафов, но с взиманием разницы стоимости по тарифу.
Туристы в масках на одной из улиц Милана
Организованные российские туристы покинут Италию до середины марта
Многие российские перевозчики предлагают перебронировать билеты на другое направление, дату, но за определенную сумму — в среднем 60 евро.
Опытные путешественники апеллируют к статье 451 Гражданского кодекса России "Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств". А также к закону "О защите прав потребителей", так как "условия оказания услуг изменились и теперь они представляют угрозу жизни и здоровью людей, приобретавших билеты (потребителей)". То есть теоретически можно вернуть средства даже при невозвратных тарифах и отказе авиакомпании идти навстречу. В Ростуризме тоже ссылаются на эти нормы, уточняя, что самостоятельные туристы имеют право обратиться за возвратом денежных средств к исполнителям.
Люди в защитных масках у Колизея в Риме, Италия
Самостоятельные туристы могут вернуть деньги, отменив поездку в Италию

Проще забыть?

С отелями и экскурсиями, забронированными самостоятельно, сложнее. Они находятся в другой стране и зачастую не имеют никаких представительств в России. Когда приобретаются услуги у иностранных контрагентов, применяются совсем другие правила.
"Отношения регулируются либо нормами международного права, либо законами той страны, где находится отель. В такой ситуации можно только рекомендовать аннулировать бронирование по тем условиям, на которых оно происходило, — говорит Маргарита Еремеева. — Не исключено, что гостиницы выставят штрафные санкции".
По словам адвоката, маловероятно, что их удастся отменить через суд, — в России иск могут не принять. "Все упирается в сумму штрафа, если она очень высокая и много денег потеряно, то, наверное, имеет смысл этим заниматься. Но если речь идет о нескольких тысячах рублей — проще забыть", — полагает юрист.
Туристы на одной из улиц Милана
Туроператоры в России потеряли 27 миллиардов рублей из-за коронавируса
В Booking.com ответить на вопрос о возвратах отказались. Но в Сети туристы делятся опытом, что деньги за арендованное в Италии жилье хозяева все же возвращают или позволяют перенести сроки поездки без всяких неустоек. Последнее касается только невозвратных бронирований, естественно.
В Ostrovok.ru отметили, что число отказов сейчас выросло на 30 процентов, сервис старается оказывать "всю необходимую помощь по отмене бронирования и возврате денег".

Уже никуда не хочу лететь

Если турист просто опасается вылетать куда-либо из-за ситуации с коронавирусом, он может отказаться от поездки по любой причине, вернув фактически понесенные расходы (статья 32 закона "О защите прав потребителей").
Чем раньше поступит отказ, тем выше вероятность возврата, а понесенные расходы — меньше. Как правило, туроператоры не сразу перечисляют средства посредникам. Траты должны быть доказаны, например, с помощью платежных поручений, заявок, договоров. Нужно подтвердить факты бронирования и отказа, а также движение средств на счетах.
О том, что делать туристам, пожелавшим сдать анализы на коронавирус по возвращении в Россию, — читайте здесь.
Микробиологическая лаборатория
Врачи рассказали, как сдать анализ на коронавирус в Москве
Рекомендуем
Статс-секретарь-заместитель министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников
Мишустин уволил замминистра здравоохранения Костенникова
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала