Рейтинг@Mail.ru
Единственно правильных точек зрения нет: опыт 120 лет работы "Огонька" - РИА Новости, 21.12.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Единственно правильных точек зрения нет: опыт 120 лет работы "Огонька"

© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкЭкспонаты на выставке "Старый добрый Новый год" в музее Победы в Москве
Экспонаты на выставке Старый добрый Новый год в музее Победы в Москве
Читать ria.ru в
Дзен
Если ваш журнал выходит, хоть и с перерывами, ровно 120 лет (таков нынешний возраст "Огонька", чей юбилей отмечается 21 декабря), то уроков он может преподать много и разных. Один такой урок сегодня — достояние нашей культуры. "Огонек" стал, пожалуй, одним из самых ярких среди доказавших, что настоящее (и успешное) СМИ — это нейтральная площадка, на которой ведут дискуссию люди с разными точками зрения, разными идеологиями. И это они, дискутирующие, а не только редакция, являются, по сути, голосами этого СМИ.

От плюрализма до крайности

© РИА Новости | Перейти в медиабанкОбложка журнала "Огонек" от 26 июня 1927 года. Военный советник в Китае Михаил Бородин со своим сыном
Военный советник в Китае Михаил Бородин со своим сыном
Обложка журнала "Огонек" от 26 июня 1927 года. Военный советник в Китае Михаил Бородин со своим сыном
Сложнее, говорит главный редактор "Огонька" Сергей Агафонов, отсекать крайности. В целом ясно, что они снижают планку восприятия СМИ: аргументировать свою позицию надо уметь без крика и оскорблений читателя с непохожей позицией. Тут, если хотите, вопрос эстетики — и вкуса редактора, конечно.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкПоэт Евгений Евтушенко (слева) и главный редактор журнала «Огонек», писатель Виталий Коротич (справа) на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
Поэт Евгений Евтушенко и главный редактор журнала Огонек, писатель Виталий Коротич
Поэт Евгений Евтушенко (слева) и главный редактор журнала «Огонек», писатель Виталий Коротич (справа) на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
1 из 3
© РИА Новости / Галина Кмит | Перейти в медиабанк

Режиссер Станислав Говорухин, художник Илья Глазунов и главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич на кинофестивале в Одессе.

Режиссер Станислав Говорухин, народный художник СССР Илья Глазунов и главный редактор журнала Огонек Виталий Коротич в городе Одессе, Украинская ССР

Режиссер Станислав Говорухин, художник Илья Глазунов и главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич на кинофестивале в Одессе.

2 из 3
© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанк

Главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов (справа) перед началом встречи президента России Владимира Путина с руководителями российских печатных СМИ.

Главный редактор журнала Огонек Сергей Агафонов

Главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов (справа) перед началом встречи президента России Владимира Путина с руководителями российских печатных СМИ.

3 из 3
Поэт Евгений Евтушенко (слева) и главный редактор журнала «Огонек», писатель Виталий Коротич (справа) на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
1 из 3

Режиссер Станислав Говорухин, художник Илья Глазунов и главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич на кинофестивале в Одессе.

2 из 3

Главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов (справа) перед началом встречи президента России Владимира Путина с руководителями российских печатных СМИ.

3 из 3
Был в истории "Огонька" момент, когда тиражи достигали 4,5 миллиона экземпляров: конец 80-х (главный редактор — Виталий Коротич).
«

"Могло показаться, что то был период наступления лишь одной идеологии на идеологию советскую — но это далеко не так, — рассказывает тогдашний член редколлегии Константин Елютин. — "Огонек" стал, вполне продуманно, свободной дискуссионной площадкой".

© РИА Новости / А. Голиков | Перейти в медиабанкВалентина Гагарина и ее дочь Лена читают письма, пришедшие в редакцию журнала "Огонек" после гибели Юрия Алексеевича Гагарина
Валентина Гагарина и ее дочь Лена читают письма, пришедшие в редакцию журнала Огонек после гибели Юрия Алексеевича Гагарина
Валентина Гагарина и ее дочь Лена читают письма, пришедшие в редакцию журнала "Огонек" после гибели Юрия Алексеевича Гагарина
А начиналось все просто, вспоминает он: тогда все ключевые СМИ, обгоняя друг друга, публиковали что-то историко-архивное или литературное. Но запасы ранее непечатного быстро закончились. И тогда Валентин Юмашев (в "Огоньке" он когда-то был редактором отдела писем) выдвинул идею: посмотрите на эти письма. Они разные, противоположные, и давайте устроим для них тут свободный форум. От этой точки пошла и дальнейшая редакционная политика… И сегодня она к той самой точке и вернулась, после довольно тяжелого для "Огонька" периода упадка.

Почему падает крепость

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкАрхивный номер журнала "Огонек" в редакции
Архивный номер журнала Огонек в редакции
Архивный номер журнала "Огонек" в редакции
Отчего в СМИ возникает упадок? Вот вам самый типичный, обобщенный случай. Газета (журнал, ресурс) сознательно выбирает себе читателя определенных пристрастий и убеждений. Левых, правых, богатых, бедных — неважно каких. И начинает публиковать лишь то, что греет душу только людей соответствующего круга и образа мыслей. И все вроде идет хорошо: создается сначала виртуальный клуб для своих, а потом и крепость, идейно ощетиненная против прочего мира, украшенная плакатом "Правда только здесь". Соответственно этой крепости подбирается и гарнизон, то есть сотрудники редакции: все должны мыслить одинаково.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкДетали оформления фотовыставки "Огонек. Жизнь как праздник" в Мультимедиа Арт Музее, посвященной 115-летию со дня основания журнала
Открытие фотовыставок в Мультимедиа Арт Музее в Москве
Детали оформления фотовыставки "Огонек. Жизнь как праздник" в Мультимедиа Арт Музее, посвященной 115-летию со дня основания журнала
Но настает момент, когда меняется эпоха, приходят следующие поколения. СМИ, соответственно, меняет издателя, команду, ищет новое "направление" и свою, опять особую и опять изолированную аудиторию — драма начинается сначала.

Когда в саду цветут все цветы

© РИА Новости / Жюльен Маттиа | Перейти в медиабанкСтол в одной из комнат, воспроизводящих обстановку Института DAU, на площадке арт-проекта DAU в Театре де ла Вилль
Премьера проекта DAU в Париже
Стол в одной из комнат, воспроизводящих обстановку Института DAU, на площадке арт-проекта DAU в Театре де ла Вилль
"Огонек" вместе со всей страной пережил момент, когда все СМИ в СССР были такой идейной крепостью, — и не помогло, советская система обрушилась. Почему этот журнал уцелел, не умер после долгих мучений (о них подробно в нашем материале десятилетней давности) — ну, это случайность.
© РИА Новости / Галина Кмит | Перейти в медиабанкДжуна Давиташвили выступает на устном выпуске журнала "Огонек"
Джуна Давиташвили выступает на устном выпуске журнала Огонек
Джуна Давиташвили выступает на устном выпуске журнала "Огонек"
Но уж если уцелел и если в нем за 120 лет печатались такие несколько разные люди, как Афанасий Фет и террорист Яков Блюмкин, основоположник школы советской журналистики Михаил Кольцов и следователи Гдлян и Иванов (и еще сотни авторов, коллективный портрет российской мысли), — то где-то в живучих генах такого издания должна была сохраниться определенная идея?
© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Поэт и журналист Михаил Кольцов (Моисей Ефимович Фридлянд, 1898-1940) в окопах испанских республиканцев.

Поэт Михаил Кольцов в окопах испанских республиканцев

Поэт и журналист Михаил Кольцов (Моисей Ефимович Фридлянд, 1898-1940) в окопах испанских республиканцев.

1 из 3
© Фото : Общественное достояниеПортрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Портрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи
Портрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
2 из 3
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанк

Народные депутаты СССР Тельман Гдлян (справа) и Николай Иванов (слева).

Народные депутаты СССР Тельман Гдлян и Николай Иванов

Народные депутаты СССР Тельман Гдлян (справа) и Николай Иванов (слева).

3 из 3

Поэт и журналист Михаил Кольцов (Моисей Ефимович Фридлянд, 1898-1940) в окопах испанских республиканцев.

1 из 3
Портрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
2 из 3

Народные депутаты СССР Тельман Гдлян (справа) и Николай Иванов (слева).

3 из 3
«

В результате истина не определяется заранее редколлегией, она — изменчивый сад, который растет сам по себе, а садовник должен лишь ухаживать за землей и убирать сухие ветки.

В жизни каждой цивилизации бывают моменты, когда приходится в очередной раз напоминать себе, заново четко проговаривать, зачем существуют картины и стихи, кино и музыка, школы и средства массовой информации.
Последние сообщают новости (да, слившиеся в бурный поток и утрачивающие авторство), но еще история цивилизаций не бывает без вот таких изданий. Они служат гостеприимными хозяевами для коллективной мысли — и сами поэтому становятся частью истории.
Ян Стен. Школьный учитель. 1668
Учитель под прикрытием: литература у нас есть, и отличная
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала