https://ria.ru/20191221/1562605912.html
Единственно правильных точек зрения нет: опыт 120 лет работы "Огонька"
Единственно правильных точек зрения нет: опыт 120 лет работы "Огонька" - РИА Новости, 21.12.2019
Единственно правильных точек зрения нет: опыт 120 лет работы "Огонька"
Если ваш журнал выходит, хоть и с перерывами, ровно 120 лет (таков нынешний возраст "Огонька", чей юбилей отмечается 21 декабря), то уроков он может преподать... РИА Новости, 21.12.2019
2019-12-21T08:00
2019-12-21T08:00
2019-12-21T08:09
культура
ссср
москва
валентин юмашев
огонек (журнал)
афанасий фет
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156260/58/1562605845_630:340:2525:1406_1920x0_80_0_0_78c1b71bb4f8f0a13c4af1bc20502097.jpg
Если ваш журнал выходит, хоть и с перерывами, ровно 120 лет (таков нынешний возраст "Огонька", чей юбилей отмечается 21 декабря), то уроков он может преподать много и разных. Один такой урок сегодня — достояние нашей культуры. "Огонек" стал, пожалуй, одним из самых ярких среди доказавших, что настоящее (и успешное) СМИ — это нейтральная площадка, на которой ведут дискуссию люди с разными точками зрения, разными идеологиями. И это они, дискутирующие, а не только редакция, являются, по сути, голосами этого СМИ.От плюрализма до крайностиСложнее, говорит главный редактор "Огонька" Сергей Агафонов, отсекать крайности. В целом ясно, что они снижают планку восприятия СМИ: аргументировать свою позицию надо уметь без крика и оскорблений читателя с непохожей позицией. Тут, если хотите, вопрос эстетики — и вкуса редактора, конечно. Был в истории "Огонька" момент, когда тиражи достигали 4,5 миллиона экземпляров: конец 80-х (главный редактор — Виталий Коротич)."Могло показаться, что то был период наступления лишь одной идеологии на идеологию советскую — но это далеко не так, — рассказывает тогдашний член редколлегии Константин Елютин. — "Огонек" стал, вполне продуманно, свободной дискуссионной площадкой".А начиналось все просто, вспоминает он: тогда все ключевые СМИ, обгоняя друг друга, публиковали что-то историко-архивное или литературное. Но запасы ранее непечатного быстро закончились. И тогда Валентин Юмашев (в "Огоньке" он когда-то был редактором отдела писем) выдвинул идею: посмотрите на эти письма. Они разные, противоположные, и давайте устроим для них тут свободный форум. От этой точки пошла и дальнейшая редакционная политика… И сегодня она к той самой точке и вернулась, после довольно тяжелого для "Огонька" периода упадка.Почему падает крепостьОтчего в СМИ возникает упадок? Вот вам самый типичный, обобщенный случай. Газета (журнал, ресурс) сознательно выбирает себе читателя определенных пристрастий и убеждений. Левых, правых, богатых, бедных — неважно каких. И начинает публиковать лишь то, что греет душу только людей соответствующего круга и образа мыслей. И все вроде идет хорошо: создается сначала виртуальный клуб для своих, а потом и крепость, идейно ощетиненная против прочего мира, украшенная плакатом "Правда только здесь". Соответственно этой крепости подбирается и гарнизон, то есть сотрудники редакции: все должны мыслить одинаково.Но настает момент, когда меняется эпоха, приходят следующие поколения. СМИ, соответственно, меняет издателя, команду, ищет новое "направление" и свою, опять особую и опять изолированную аудиторию — драма начинается сначала.Когда в саду цветут все цветы"Огонек" вместе со всей страной пережил момент, когда все СМИ в СССР были такой идейной крепостью, — и не помогло, советская система обрушилась. Почему этот журнал уцелел, не умер после долгих мучений (о них подробно в нашем материале десятилетней давности) — ну, это случайность.Но уж если уцелел и если в нем за 120 лет печатались такие несколько разные люди, как Афанасий Фет и террорист Яков Блюмкин, основоположник школы советской журналистики Михаил Кольцов и следователи Гдлян и Иванов (и еще сотни авторов, коллективный портрет российской мысли), — то где-то в живучих генах такого издания должна была сохраниться определенная идея?В результате истина не определяется заранее редколлегией, она — изменчивый сад, который растет сам по себе, а садовник должен лишь ухаживать за землей и убирать сухие ветки. В жизни каждой цивилизации бывают моменты, когда приходится в очередной раз напоминать себе, заново четко проговаривать, зачем существуют картины и стихи, кино и музыка, школы и средства массовой информации.Последние сообщают новости (да, слившиеся в бурный поток и утрачивающие авторство), но еще история цивилизаций не бывает без вот таких изданий. Они служат гостеприимными хозяевами для коллективной мысли — и сами поэтому становятся частью истории.
https://ria.ru/20191207/1561980759.html
ссср
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156260/58/1562605845_748:273:2439:1542_1920x0_80_0_0_4ea752057593cd5b26d2d9b525755c0c.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
ссср, москва, валентин юмашев, огонек (журнал), афанасий фет
Культура, СССР, Москва, Валентин Юмашев, Огонек (журнал), Афанасий Фет
Если ваш журнал выходит, хоть и с перерывами, ровно 120 лет (таков нынешний возраст "Огонька", чей юбилей отмечается 21 декабря), то уроков он может преподать много и разных. Один такой урок сегодня — достояние нашей культуры. "Огонек" стал, пожалуй, одним из самых ярких среди доказавших, что настоящее (и успешное) СМИ — это нейтральная площадка, на которой ведут дискуссию люди с разными точками зрения, разными идеологиями. И это они, дискутирующие, а не только редакция, являются, по сути, голосами этого СМИ.
От плюрализма до крайности
Сложнее, говорит главный редактор "Огонька" Сергей Агафонов, отсекать крайности. В целом ясно, что они снижают планку восприятия СМИ: аргументировать свою позицию надо уметь без крика и оскорблений читателя с непохожей позицией. Тут, если хотите, вопрос эстетики — и вкуса редактора, конечно.
Поэт Евгений Евтушенко (слева) и главный редактор журнала «Огонек», писатель Виталий Коротич (справа) на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
1 из 3
Режиссер Станислав Говорухин, художник Илья Глазунов и главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич на кинофестивале в Одессе.
2 из 3
Главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов (справа) перед началом встречи президента России Владимира Путина с руководителями российских печатных СМИ.
3 из 3
Поэт Евгений Евтушенко (слева) и главный редактор журнала «Огонек», писатель Виталий Коротич (справа) на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
1 из 3
Режиссер Станислав Говорухин, художник Илья Глазунов и главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич на кинофестивале в Одессе.
2 из 3
Главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов (справа) перед началом встречи президента России Владимира Путина с руководителями российских печатных СМИ.
3 из 3
Был в истории "Огонька" момент, когда тиражи достигали 4,5 миллиона экземпляров: конец 80-х (главный редактор — Виталий Коротич).
«
"Могло показаться, что то был период наступления лишь одной идеологии на идеологию советскую — но это далеко не так, — рассказывает тогдашний член редколлегии Константин Елютин. — "Огонек" стал, вполне продуманно, свободной дискуссионной площадкой".
А начиналось все просто, вспоминает он: тогда все ключевые СМИ, обгоняя друг друга, публиковали что-то историко-архивное или литературное. Но запасы ранее непечатного быстро закончились. И тогда Валентин Юмашев (в "Огоньке" он когда-то был редактором отдела писем) выдвинул идею: посмотрите на эти письма. Они разные, противоположные, и давайте устроим для них тут свободный форум. От этой точки пошла и дальнейшая редакционная политика… И сегодня она к той самой точке и вернулась, после довольно тяжелого для "Огонька" периода упадка.
Отчего в СМИ возникает упадок? Вот вам самый типичный, обобщенный случай. Газета (журнал, ресурс) сознательно выбирает себе читателя определенных пристрастий и убеждений. Левых, правых, богатых, бедных — неважно каких. И начинает публиковать лишь то, что греет душу только людей соответствующего круга и образа мыслей. И все вроде идет хорошо: создается сначала виртуальный клуб для своих, а потом и крепость, идейно ощетиненная против прочего мира, украшенная плакатом "Правда только здесь". Соответственно этой крепости подбирается и гарнизон, то есть сотрудники редакции: все должны мыслить одинаково.
Но настает момент, когда меняется эпоха, приходят следующие поколения. СМИ, соответственно, меняет издателя, команду, ищет новое "направление" и свою, опять особую и опять изолированную аудиторию — драма начинается сначала.
Когда в саду цветут все цветы
"Огонек" вместе со всей страной пережил момент, когда все СМИ в СССР были такой идейной крепостью, — и не помогло, советская система обрушилась. Почему этот журнал уцелел, не умер после долгих мучений (о них
подробно в нашем материале десятилетней давности) — ну, это случайность.
Но уж если уцелел и если в нем за 120 лет печатались такие несколько разные люди, как Афанасий Фет и террорист Яков Блюмкин, основоположник школы советской журналистики Михаил Кольцов и следователи Гдлян и Иванов (и еще сотни авторов, коллективный портрет российской мысли), — то где-то в живучих генах такого издания должна была сохраниться определенная идея?
Поэт и журналист Михаил Кольцов (Моисей Ефимович Фридлянд, 1898-1940) в окопах испанских республиканцев.
1 из 3
Портрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
2 из 3
Народные депутаты СССР Тельман Гдлян (справа) и Николай Иванов (слева).
3 из 3
Поэт и журналист Михаил Кольцов (Моисей Ефимович Фридлянд, 1898-1940) в окопах испанских республиканцев.
1 из 3
Портрет русского поэта Афанасия Фета работы художника Ильи Репина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
2 из 3
Народные депутаты СССР Тельман Гдлян (справа) и Николай Иванов (слева).
3 из 3
«
В результате истина не определяется заранее редколлегией, она — изменчивый сад, который растет сам по себе, а садовник должен лишь ухаживать за землей и убирать сухие ветки.
В жизни каждой цивилизации бывают моменты, когда приходится в очередной раз напоминать себе, заново четко проговаривать, зачем существуют картины и стихи, кино и музыка, школы и средства массовой информации.
Последние сообщают новости (да, слившиеся в бурный поток и утрачивающие авторство), но еще история цивилизаций не бывает без вот таких изданий. Они служат гостеприимными хозяевами для коллективной мысли — и сами поэтому становятся частью истории.