Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История еженедельного журнала "Огонек". Справка

© РИА Новости / Илья Питалев / Перейти в фотобанкГлавный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак во время интервью журналистам
Главный редактор журнала Огонек Виктор Лошак во время интервью журналистам
21 декабря исполнилось 110 лет со дня выхода в свет первого номера журнала "Огонек". Журнал является популярным общенациональным еженедельным иллюстрированным изданием, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.

21 декабря исполнилось 110 лет со дня выхода в свет первого номера журнала "Огонек".

Журнал "Огонек" ‑ популярный общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.

Первый номер журнала "Огонек" вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете "Биржевые ведомости", которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Проппер.

С 1902 года "Огонек" стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тыс экземпляров.

Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.

В начале века "Огонек" выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск "Огонька", как и многих других российских газет и журналов, прекратился.

В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего в 20‑30‑е годы советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении "Огонька". Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Вскоре таким элементом стал кроссворд.

На конец 1923 года тираж журнала составил 42 тыс экземпляров, через год вырос до 125 тыс, а в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров.

После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году,  журналом недолгое время руководил писатель Евгений Петров, один из авторов "Двенадцати стульев".

В начале 1950‑х  годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились "фирменные" черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда ‑ детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда  имелась так называемая "вкладка" ‑ цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и с советской живописью.

При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием более 30 лет (с 1953 по 1986 год) "Огонек" стал "изданием для стабильной жизни". В этом время очень популярным стало литературное приложение к "Огоньку" ‑ его знаменитая "Библиотека". Книжки "Библиотека "Огонек" выходили с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже во время Великой Отечественной войны. В "Библиотеке" и в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.

В "Огоньке" также выходили репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Долгое время в журнале работали известный журналист и писатель Генрих Боровик, писатель Виктор Солоухин и др.

В феврале 2008 год выпуск "Библиотеки" был возобновлен.

В 1986 году главным редактором "Огонька" стал Виталий Коротич, с приходом которого в журнале началась новая жизнь. В годы перестройки журнал под руководством Коротича достиг огромной популярности и оказывал заметное влияние на политическую жизнь страны. Он стал знаменитым не только в России, но и во всем мире. Публицистика "Огонька" стала школой демократии,  культовым жанром всей журналистики стали разоблачения. В журнале печатались статья  Юрия Карякина "Ждановская жидкость", открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика.

В 1991 году главным редактором журнала  стал Лев Гущин, которому предстояла непростая задача ‑ реформировать "Огонек", приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994 года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному изданию.

Последняя "революция" в "Огоньке" в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий ‑ и по объему, и по информационной насыщенности, и по использованию всех полиграфических приемов.

С 1998 года по 2003 год  главным редактором  журнала "Огонек" был Владимир Чернов.

Летом 2003 года группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ), крупнейший продавец рекламного времени на телевидении вместе с компанией Story First Communications (акционер радио "Максимум" и телеканала СТС) учредила инвестиционный фонд Russian Media Ventures (RMV). В июле 2003 года RMV приобрел контрольный пакет акций журнала "Огонек", став, таким образом, контролирующим акционером издательского дома "ОВА‑Пресс". С августа 2003 года "ОВА‑Пресс" стал издателем журнала "Огонек".

Первый номер журнала, где издателем значится "ОВА‑Пресс", вышел 11 августа 2003 года. После того, как "Огонек" вошел в структуру "ОВА‑ Пресс", в журнале были сокращены подразделения, дублирующие службы "ОВА‑Пресс", такие, как рекламная служба, финансовое управление, бухгалтерия и т.д.

В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года, после того, как владельцы журнала предложили новую концепцию издания ‑ "Огонек" как журнал для молодых и богатых ‑ Лошак заявил о своем уходе.

С января по апрель 2004 года в журнале "Огонек" осуществлялась программа по смене формата и перенацеливанию журнала на более широкую аудиторию.

4 апреля 2005 года ИД "ОВА‑Пресс", выпускающий "Огонек", объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил свой фирменный логотип и название, при этом изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.

Сохранив за "Огоньком" основные черты его фирменного стиля, издательская команда внесла изменения в принципы формирования контента, а также скорректировала формат журнала, существенно расширив его иллюстративные возможности. Специально для обновленного "Огонька" была заказана и разработана новая шрифтовая гарнитура. Весь перезапуск был осуществлен в так называемом режиме реального времени: корректировка рубрик и макета проходила без остановки выпуска самого журнала.

С 12 ноября по 15 декабря 2004 года временно исполняющим обязанности главного редактора журнала был назначен его исполнительный редактор Владимир Умнов.

С 15 декабря 2004 года главным редактором был назначен Влад Вдовин.

В июне 2005 года журнал "Огонек" сменил владельца. Новым собственником журнала стал телекоммуникационный холдинг "Телекоминвест" (Санкт ‑ Петербург).

Компания "Телекоминвест", основанная в 1994 году, является холдинговой управляющей компанией, совладельцем компаний "Мегафон", "Петерстар" а также других предприятий, представленных практически во всех сегментах телекоммуникационной индустрии. После приобретения журнала "Огонек" компания сделала Виктору Лошаку предложение о создании издательского дома журнала "Огонек". В июне 2005 года  Виктор Лошак снова занял пост главного редактора журнала "Огонек".

К концу 2008 года "Огонек" стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тыс экземпляров. Журнал содержал много прикладной, потребительской информации, публиковал мнения людей, авторитетных для аудитории. Он иллюстрировался фотографиями, рисунками, схемами и элементами инфографики. На страницах "Огонька" появлялись развернутые статьи российских писателей, ученых, деятелей культуры. Среди постоянных авторов "Огонька" ‑ историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов.

В январе 2009 года из‑за реструктуризации издательского дома и смены собственника выпуск  журнала "Огонек" был приостановлен.

В начале марта 2009 года "ЗАО "Коммерсант. Издательский дом" и ОАО "Телекоминвест", владеющее торговой маркой "Огонек", достигли соглашения о передаче прав на выпуск журнала "Огонек" издательскому дому "Коммерсант", как говорилось в официальном сообщении.

В мае 2009 года, после почти пятимесячного перерыва, вызванного сменой собственника, еженедельник "Огонек" начал  вновь выходить. 18 мая 2009 года из печати вышел его первый обновленный номер.

Творческий коллектив остался прежним, а вот содержание журнала немного изменилось. В журнале изменился информационный блок, появились потребительские полосы, полоса об Интернете, полоса, рассказывающая о героях недели. Появилось несколько визитных карточек: "Герои недели", "Ключевые слова" (новая рубрика о жизни в Рунете). Но основной визитной карточкой журнала, считает Виктор Лошак, всегда были и остаются талантливые авторы, сотрудничающие с журналом. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.

В настоящее время (2009) тираж старейшего журнала, с которым выросло не одно поколение, составляет 53 тысяч 600 экз.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала