Рейтинг@Mail.ru
Память поколений: что показали на выставке о Великой Отечественной войне - РИА Новости, 15.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Память поколений: что показали на выставке о Великой Отечественной войне

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкКартина художника Михаила Савицкого "Партизанская мадонна" во время подготовки к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"
Картина художника Михаила Савицкого Партизанская мадонна во время подготовки к открытию выставки Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве
Картина художника Михаила Савицкого "Партизанская мадонна" во время подготовки к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"
Читать ria.ru в
МОСКВА, 4 ноя – РИА Новости, Артем Буденный. Масштабная художественная выставка "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве" открылась в понедельник в столичном Манеже.
Если бы кому-то захотелось посетить все музеи, которые прислали работы для этой выставки – пришлось бы объехать 32 города, утверждают организаторы. В московский Манеж привезли 150 картин, многие из которых пылились в запасниках провинциальных музеев, а некоторые - отреставрировали специально для этого события. Выставка устроена хронологически: 15 залов, в которых показаны все этапы войны и ее осмысления. "Нам было важно показать эволюцию отношения к войне", - отмечают организаторы.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкСкульптурная композиция из дерева скульптора Вадима Сидур "Бабий Яр" во время подготовки к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"
Скульптурная композиция из дерева скульптора Вадима Сидур Бабий Яр во время подготовки к открытию выставки Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве
Скульптурная композиция из дерева скульптора Вадима Сидур "Бабий Яр" во время подготовки к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"

"Мне кажется порою, что солдаты..."

Организаторы выставки не дают оценок событиям военного времени. По словам председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), осмысление войны и сейчас продолжается. "Мудрое и не очень - оно всякое дорого, потому что мы пытаемся понять свою историю, своих предков. Думаю, что эта экспозиция будет особым открытием для всех, кто ее посетит", - сказал владыка на пресс-конференции, посвященной созданию выставки. Ограничения по возрасту – "6+", ведь о войне нужно рассказывать, потому, что это один из самых важных уроков для любого возраста, считают организаторы.
"Что было правильно в войну, что нет – сегодня это вопрос личной оценки людей, которые ее не застали. Поэтому главная идея экспозиции к 75-летию Победы – дать услышать голос свидетелей того времени", - делится научный редактор выставки "Память поколений" историк Иван Привалов.
Эта выставка стала продолжением проекта "Россия - моя история". Сначала открылась экспозиция про Романовых, потом - про Рюриковичей, затем - две выставки по истории XX века, но все они были мультимедийными, а в прошлом году Патриарший совет по культуре поменял формат в пользу живописи.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкПодготовка к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"
Подготовка к открытию выставки Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве
Подготовка к открытию выставки "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве"
"Даже сквозь соцреализм, каноны и условности, которые задавало в тот момент искусство, прорывается живой, чистый голос – и его слышно в живописи. Соцреалистические полотна на военную тему кардинально отличаются от работ мирного времени", - уверен Привалов. Ведь художники, которые не принимали участия в боевых действиях, а их работы охватывают период с 1960-х по "нулевые" годы, тоже росли под впечатлением от рассказов родителей, а некоторые вовсе потеряли их на войне, говорит он.

Зловещая тишина

"Для нацистской Германии СССР был врагом, в том числе потому что мы многонациональная страна. Это претило нацизму как таковому", - рассуждает научный редактор проекта "Россия - моя История" Александр Мясников. Он отметил, что в первые дни войны советская пропаганда пыталась склонить немецких "братьев-рабочих" к свержению Гитлера, однако отношение к войне и врагу менялось стремительно - вместе с наступлением его войск.
© РИА Новости / Рамиль СитдиковАркадий Пластов "Фашист прилетел"
Аркадий Пластов Фашист прилетел
Аркадий Пластов "Фашист прилетел"
Художники были одними из первых, кто откликнулся на страшные события 1941 года, но осмысление войны как гигантского боевого действия придет в 1942-43 годах, отмечает Привалов. Поначалу важнейшей темой для многих живописцев стал "потревоженный мирный быт, в который ворвалась трагедия войны". Так, в картине Аркадия Пластова "Немцы пришли" через поле идут крестьяне, а на заднем плане уже горит деревня. В другой его работе "Фашист пролетел" - мирный русский пейзаж, а в траве - мальчик-пастух словно уснул и вдаль улетает немецкий самолет.
«
"Эта картина так поразила современников, что в 1943 году по указу Сталина ее отвезли на Тегеранскую конференцию (по итогам которой договорились об открытии второго фронта в Европе – ред.). Говорят, что она сильно впечатлила Рузвельта и Черчилля", - рассказывает Привалов.
В другой работе - Николая Шлеина "Тихо. 22 июня 1942 года" - спокойный сельский пейзаж, но безлюдный. Одни погибли, другие в эвакуации, третьи - на фронтах. "Потому это зловещая тишина", - считает Привалов.
© РИА Новости / Рамиль СитдиковНиколай Шлеин "Тихо. 22 июня 1942 года"
Николай Шлеин Тихо. 22 июня 1942 года
Николай Шлеин "Тихо. 22 июня 1942 года"

Александр Невский в кармане гимнастерки

И только после Московской битвы отношение к врагу стало меняться. "Люди поняли, что вермахт можно победить. А еще жители освобожденных территорий стали рассказывать про ужасы, которые там творились", - поясняет Мясников.
Тогда же поняли, "что стоит опереться на историю побед". 7 ноября 1941 года на знаменитом параде в честь годовщины Октябрьской революции солдаты услышали слова Сталина: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина…".
А еще в 1942 году праздновали 700-летний юбилей битвы на Чудском озере. "Александр Невский, воюющий против рыцарей Ливонского ордена, – это символ", - замечает Привалов. По правительственному заказу за два года художник Павел Корин создал триптих "Александр Невский". По словам Привалова, "для многих это был прорыв в новую реальность, потому что образ Александра Невского - иконописный - за его спиной развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного".
© РИА Новости / Рамиль СитдиковТриптих "Александр Невский" художника Павла Корина
Триптих Александр Невский художника Павла Корина
Триптих "Александр Невский" художника Павла Корина
"Мощь фигуры князя производили столь сильное впечатление, что солдаты носили репродукции триптиха с собой, как иконки, и развешивали в землянках – в напоминание, что немцы были и будут биты", - рассказывает научный редактор выставки.

Главная икона блокадников

В страшном 1942 году государство обратилось к религиозным организациям. В этой логике можно объяснить и восстановление патриаршества в 1943 году. Избранный патриархом Сергий (Старгородский) прожил недолго и его место занял Алексий I (Симанский), который ранее возглавлял ленинградскую епархию. Архиерей, хотя и мог уехать, провел блокадное время в осажденном городе - с жителями.
По преданию, будущий патриарх ежедневно молился о даровании победы и снятии блокады перед образом Николая Чудотворца, который издавна считается заступником русской земли. Именно эта историческая икона XVII века встречает сегодня посетителей выставки. А в центре иконы медальон – с частицей мощей Святителя Николая.
Другой оставшийся в городе петербуржец - скульптор Всеволод Лишев, автор знаменитой работы "Мать": женщина потеряла сына, отдавшего свою жизнь за других. "Вообще тема борьбы, любви к ближнему вплоть до самопожертвования, а также аллюзии на библейские образы очевидны и очень часто появляются в работах первых послевоенных лет", - рассказывает историк Привалов.
Он утверждает, что работа Федора Богородского "Слава павшим героям" - это иконография "Положения во гроб" Иисуса Христа. "Осенние листья у изголовья погибшего бойца – как лавровый венок. Мать, "апостолы" – сослуживцы, которые пришли попрощаться с тем, кто пожертвовал своей жизнью за спасение мира. Ведь борьба с нацистами - это борьба за спасение мира, а не просто советского государства", - говорит Привалов.
© РИА Новости / Рамиль СитдиковФедор Богородский "Слава павшим героям"
Федор Богородский Слава павшим героям
Федор Богородский "Слава павшим героям"

Осмысление войны

Осмысление идет волнами, мы то уходим от войны, то опять приходим к ней, замечает Привалов: первый после войны победный крик "Ура!", маршалы победы и салют на 9 мая, а во второй половине 1940-х – попытка забыть о войне, желание вернуться к мирной жизни. Тот же Пластов, автор картины "Фашист пролетел", пишет работу "Жатва и сенокос". Даже сам праздник 9 мая с 1948 по 1965 года престает быть "красным днем календаря".
Возвращение к боевым страницам началось в 1950-е. "Наравне с философским осмыслением вновь появляются военные сцены. Страх начинает забываться, и художники пытаются показать, как ужасна война, ведь эта память, которая не должна меркнуть", - рассказывает Привалов.
В 1960-е появляется лейтенантская проза - война "от первого лица". По мнению Привалова, при Сталине "не было принято смотреть на каждого убитого, а в 1960-е появляются сюжеты блокадного Ленинграда, военкор, безымянная высота, на которой гибнут мальчишки, или мемориал павшим за родину, где 9 мая - еще совсем не праздник, а день скорби".
© РИА Новости / Рамиль СитдиковВалентин Сидоров "День победы"
Валентин Сидоров День победы
Валентин Сидоров "День победы"
Тема ветеранов и знаменитый "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова - ключевая для 1970-х. Прошло 30 лет после войны и люди размышляют, насколько война ушла из их жизни, насколько осталась, как они сами вписались в мирную жизнь. "Вот 9 мая – ветеран вывесил на своем доме красный флаг – праздник, а сам стоит, как будто в строю, но один. Тема потерянных друзей", - рассказывает историк о картине Валентина Сидорова "День победы".
"В 1980-90-е годы наступает философское осмысление войны, того, что она не может "уйти" из людей", - говорит Привалов. Так, смотря на картину Михаила Кугача "Возвращение", кажется, что седой солдат вернулся домой. И то ли это старик пришел с фронта, то ли человек внутренне с войны не вернулся: снова и снова в майский день приходит на причал под огромным небом.
© РИА Новости / Рамиль СитдиковМихаил Кугач "Возвращение"
Михаил Кугач Возвращение
Михаил Кугач "Возвращение"
В последнем зале висит только одна работа - полиптих (многочастная картина) Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "За отвагу". На ней изображены ветераны - кавалеры медали "За отвагу" на фоне ярко-голубого неба и огромной реки – люди, которых с каждым годом становится все меньше. "Река на фоне, как мне кажется, райская. Эти люди, жертвовавшие своей жизнью ради ближнего, – попадают в рай. Герои в их негероическом облике - самые обычные старики и старушки", - замечает Привалов. Одни задумчиво стоят, другие прогуливаются или отдыхают на лавочке.
"Это просто человеческая жизнь, - говорит историк, - та жизнь, за которую они боролись, чтобы спустя 70 лет можно было насладиться ярким весенним днем".
© РИА Новости / Рамиль СитдиковПолиптих Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "За отвагу"
Александр Виноградова и Владимира Дубосарский За отвагу
Полиптих Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "За отвагу"
Младший политрук Алексей Еременко ведет солдат в атаку
"Война все спишет". Когда убийство — меньшее зло
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры
Патриарх Кирилл рассказал, для чего нужна церковь
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала