Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Как самая дорогая русская художница повлияла на современную мировую моду

© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкПосетительница во время открытия выставки русской художницы Наталии Гончаровой "Между Востоком и Западом" в Третьяковской галерее в Москве
Посетительница во время открытия выставки русской художницы Наталии Гончаровой Между Востоком и Западом в Третьяковской галерее в Москве
Читать ria.ru в
МОСКВА, 31 июл — РИА Новости, Анна Нехаева. Одна из самых дорогих художниц мира, "амазонка авангарда", трендсеттер, опередившая время, — так говорят о Наталье Гончаровой. Первая же ее выставка произвела фурор и вызвала скандал, а на современные ретроспективы выстраиваются очереди. Например, сейчас — в лондонский Tate Modern. Как авангардистка популяризовала боди-арт, работала с парижскими модными домами и изобрела новый крой платья — в материале РИА Новости.

Сапожник без сапог или стилист без платья

"Есть семейная легенда, что идея прямого простого платья, близкого крестьянской рубашке, пришла к Гончаровой под влиянием народных костюмов и мотивов. Якобы она сама сшила это платье к вернисажу. И это во времена платьев с турнюрами! — рассказывает РИА Новости Евгения Илюхина, сокуратор выставки Гончаровой в Третьяковской галерее в 2013 году. — Прямой крой платьев войдет в моду только в 1920-х годах. Гончарова опередила модные идеи".

Эксперт напомнила, что детство Гончаровой прошло в Тульской губернии в имении отца. Девушка из дворянской семьи близко видела крестьянскую жизнь, что повлияло на ее ощущение мира и стиль. В то же время художница, увлекавшаяся импрессионизмом, затем фовизмом, кубизмом и примитивизмом, была уверена, что каждый наряд должен быть посвящен какой-то теме и выражать собственное "я".
Историк моды, телеведущий Анатоль Вовк рассказал РИА Новости, что поскольку Гончарова творчески воспринимала мир, одевалась не модно, но стильно, и это влияло на окружающих.

"В какой-то мере Гончарову можно было назвать одним из первых русских стилистов, — уверен эксперт. — Она создавала вещи для себя, не имея денег для покупки дорогих аксессуаров. Гончарова носила платки, вместо сумки пользовалась ридикюлем на шнурке. Это ее выделяло. Простота кроя с яркими орнаментами — основные элементы".

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк

Репродукция картины "Автопортрет с желтыми лилиями" работы Натальи Гончаровой на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

Репродукция картины Автопортрет с желтыми лилиями работы Натальи Гончаровой
1 из 4

Репродукция картины "Автопортрет с желтыми лилиями" работы Натальи Гончаровой на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

© РИА Новости / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанк

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

Эскиз ткани для дома моды Мирбор (Наталия Гончарова, 1925 г.) на предаукционном показе графики Наталии Гончаровой аукционным домом Sotheby’s в Москве
2 из 4

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

© РИА Новости / А. Свердлов / Перейти в фотобанк

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911 год. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее

Репродукция картины художника Натальи Сергеевны Гончаровой Крестьяне, собирающие яблоки
3 из 4

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911 год. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк

Картина Натальи Гончаровой "Две испанки" (начало 1920-х годов) на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

Картина Натальи Гончаровой Две испанки (начало 1920-х годов)
4 из 4

Картина Натальи Гончаровой "Две испанки" (начало 1920-х годов) на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

1 из 4

Репродукция картины "Автопортрет с желтыми лилиями" работы Натальи Гончаровой на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

2 из 4

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

3 из 4

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911 год. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее

4 из 4

Картина Натальи Гончаровой "Две испанки" (начало 1920-х годов) на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

По воспоминаниям одного из учеников Гончаровой, которые приводит Илюхина, Наталья одевалась "нетривиально и непривычно". В записках он удивлялся, что его наставница ходила в нарядах, каких он не видел раньше, часто носила на голове платки.
"Модницей она не считалась и относилась к одежде довольно легко, — продолжает Илюхина. — Сохранились воспоминания мадам Варе, владелицы ресторанчика, в котором Гончарова часто обедала с Ларионовым в Париже. Француженка описывала случай, когда ветер сдул шляпку с Гончаровой, и она отреагировала на это очень спокойно, не расстраиваясь из-за того, что головной убор испорчен и вовсе исчез".

Мода — моя профессия

Гончарова — пример того, как большие художники привносят оригинальные идеи в моду. Это актуально во все эпохи, ведь фэшн-индустрия регулярно возвращается к прошлым тенденциям и образам.

"Гончарова была трендсеттером своего времени, сумев его опередить, — подчеркивает Вовк. — Совместно с супругом Михаилом Ларионовым, основоположником лучизма, она ввела моду на боди-арт. Женщины просили разрисовать их для выходов в свет. Красили не лицо, а зону декольте, что для начала века было очень смело".

Кроме того, Гончарова создавала узоры для тканей — эти эскизы покупала Надежда Ламанова, известный модельер, поставщик ее императорского величества.
Не обошлось без "русского влияния" и за рубежом. В 1913 году началось сотрудничество Гончаровой с Дягилевым в рамках его "Русских сезонов". Помимо этого, в Париже Гончарова работала с домами моды Myrbor, Marie Muelle и Chanel.
© Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914
1 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

© Предоставлено Tate Modern

Эскиз пальто "Морские водоросли" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

Эскиз для пальто Морские водоросли для модного дома Myrbor, 1927-1928
2 из 5

Эскиз пальто "Морские водоросли" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

© Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914
3 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

© Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья "Мириам" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

Эскиз для платья Мириам для модного дома Myrbor, 1927-1928
4 из 5

Эскиз платья "Мириам" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

© Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

Эскиз платья для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914
5 из 5

Эскиз платья для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

1 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

2 из 5

Эскиз пальто "Морские водоросли" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

3 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

4 из 5

Эскиз платья "Мириам" для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

5 из 5

Эскиз платья для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

"В одном из частных собраний хранятся эскизы платьев, по линии декольте которых Гончарова использовала мотивы парижских ажурных оград, набережных, — рассказывает Илюхина. — Порой и сейчас модельеры, как и Гончарова, вносят в образ неожиданные в визуальном плане элементы, нестандартные сочетания орнаментов, красок, вышивок".
Стиль Гончаровой, по словам Вовка, угадывался по декоративным мотивам в виде солнц, в вышивках и национальных узорах. В частности, для модного дома Myrbor Наталья разрабатывала платья, блузы из крепа, с отделкой из пайеток и золотой нити.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанк

Картина Натальи Гончаровой "Женщина в кресле", 1904 год

Посетитель на открытии выставки Кандинский и современники в выставочном центре Центр искусств. Москва. Картина Натальи Гончаровой Женщина в кресле (1904 год)
1 из 3

Картина Натальи Гончаровой "Женщина в кресле", 1904 год

© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанк

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Испанки" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Посетительница у картины русской художницы Наталии Гончаровой Испанки во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Третьяковской галерее в Москве
2 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Испанки" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанк

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Купальщицы" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Посетительница у картины русской художницы Наталии Гончаровой Купальщицы во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Третьяковской галерее в Москве
3 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Купальщицы" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

1 из 3

Картина Натальи Гончаровой "Женщина в кресле", 1904 год

2 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Испанки" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

3 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой "Купальщицы" во время открытия выставки "Между Востоком и Западом" в Государственной Третьяковской галерее в Москве

"Что касается влияния Гончаровой на современность, то стоит напомнить, что для себя и знакомых она создавала простую одежду несложного кроя, — продолжает Анатоль Вовк. — Такие модели можно встретить в коллекциях некоторых модных домов, идеи которых отражают столь необходимую сегодня функциональность".
Например — недавние показы и Dolce & Gabbana и Louis Vuitton с обилием цветочных принтов и сочными красками. Это еще раз доказывает, что модные тенденции необязательно возникают здесь и сейчас. Возможно, их изобрели довольно давно.
Модель на показе Georges Hobeika в рамках Недели высокой моды в Париже
Перья от кутюр: что показали на неделе моды в Париже
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Знакомого фигурантов дела "Сети"* Полтавца объявили в розыскЭксперт рассказал о замедлении роста цен на лекарстваОпубликован рейтинг лидеров среди регионов России по науке и технологиямТитов предложил поддержать бизнес, не попавший в реестр МСПВильфанд рассказал о потеплении в Центральной РоссииТалибы оценили слова Путина о возможном исключении их из списка террористовВ шести регионах начались нерабочие дниВ Москве вступили в силу новые COVID-ограниченияНарушивших границу России литовцев отпустили на родинуПолиция Германии объяснила видео с жестким задержанием "ковид-диссидента"Бастрыкину доложат о проверке видео, где мать волоком тащила дочьВ ХМАО локализовали пожар на мебельном складеГлава ВОЗ оценил возможность победить пандемию коронавирусаВарфоломей обвинил РПЦ в неблагодарностиСМИ сообщили об аресте семи греческих полицейских, застреливших человекаИсточник: на западе Афганистана при столкновениях погибли 17 человекВ Киеве пригрозили "направленными" на Москву ракетамиВ ХМАО тушат пожар на мебельном складеВ Свердловской области подростки избили двух школьниковПод Астраханью задержали пятнадцать участников уличного конфликта