Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

"Первый апостол — женщина?" О чем умалчивает Евангелие

МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православная церковь отмечает день жен-мироносиц, которые были свидетельницами смерти и воскресения Христа. Этот праздник еще называют православным женским днем. Кем были те женщины, почему шли за Иисусом, даже когда его ученики рассеялись, и можно ли считать мироносиц первыми апостолами — в материале РИА Новости.

"Нет такого праздника"

Во второе воскресенье после Пасхи во многих православных храмах принято поздравлять прихожанок. Этот день еще называют всеженскими именинами.
Действительно, именно женщины стали участницами ключевого евангельского события, хотя из Писания о них мало что известно. Кем они были до того, как стали ученицами Христа? Почему пошли за ним? Почему, в отличие от апостолов, были рядом с Учителем во время его казни?
"День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди".
Но кто именно из них первыми пришли через день ко гробу, неся приготовленные для омовения усопшего масла? Однако тела Христа, как свидетельствуют евангелисты, в гробнице не было — лишь "два мужа в одеждах блистающих" около нее.
"Что вы ищете живого среди мертвых?"— спросили они женщин и напомнили о том, что им говорил Спаситель: его предадут смерти, а на третий день он воскреснет.
"И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария и Иоанна, Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам", — свидетельствует евангелист Лука. Правда, ученики Христа не поверили им.
Непонятно, кто именно был в числе "других". Церковное предание говорит о матери Христа Марии, некоей Сусанне, а также сестрах Лазаря, друга Христа, Марфе и Марии. Считается, что именно эти женщины были с Иисусом до конца его земной жизни. Поэтому Церковь и посвятила им отдельный праздник. Только это вовсе не Восьмое марта и даже не "всеженские именины".
"Вообще никакого гендерного фактора тут нет. Идея, что это праздник совокупно всех святых женщин к уставу этого дня не имеет никакого отношения. Это уже современная интерпретация. Это день памяти именно жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые позаботились о погребении Христа. И не более того", — отмечает протоиерей Максим Козлов.
Венчание
"Новые семьи": Загадки Красной горки

Загадка Магдалы

Изначально в христианском учении нет гендерных различий. Поэтому нет и отдельных праздников в честь святых мужчин или святых женщин.
"Нет и возрастных праздников, как нет в вечности ни престарелых святых, ни святых младенцев. Святость индивидуальна и предполагает личностные характеристики, достигшие максимального развития у конкретного человека. Святость не предполагает каких-то групповых объединений. Разве что по типу подвига — преподобные, блаженные, мученики и так далее", — объясняет отец Максим.
Поэтому учение Христа для своего времени было революционным. Об этом говорят не только богословы и историки религии, но и археологи.
Десять лет назад группа мексиканских исследователей провела раскопки возле города Мигдаль, что на берегу Кинеретского озера. Вокруг этого сравнительно небольшого водоема происходила большая часть евангельских событий.
Мигдаль — современное название города Магдала, где родилась Мария Магдалина. Раскопки на его месте проводились еще в 70-х годах XX века, однако тогда археологи ничего особенного не нашли. А вот открытие мексиканских ученых, с одной стороны, стало сенсацией, а с другой — добавило вопросов.
"Прямо на берегу озера мы обнаружили постройку I века нашей эры, которая сначала была складом, а потом ее переоборудовали в синагогу. Стены были покрыты фресками, а пол украшен мозаичными узорами", — отмечают археологи.
До этого долгое время считалось, что иудеи молились исключительно в Иерусалимском храме вплоть до его разрушения в 69-м году. Это было одним из весомых аргументов сторонников теории неправдоподобности евангельских событий — в Писании ведь неоднократно говорится, что Христос учил в синагогах.
Однако даже спустя десять лет после этого открытия ученые спорят, была ли синагога в Магдале единственной в окрестностях. Если да, то этот город был религиозным центром для жителей западного побережья озера. А среди них была не только Мария Магдалина, но и апостолы.
"Магдала часто упоминается в древних источниках как безопасное место для рыбалки. Можно уверенно предположить, что Иисус с учениками часто бывал в ее порту и что именно здесь он призвал своих первых учеников", — полагают мексиканские археологи.
Отсюда и версия о том, что в числе первых апостолов были и женщины — не только Мария Магдалина. Но интересно, что все четыре евангелиста называют первой свидетельницей воскресения Христа именно ее. А вот одна ли она пошла ко гробу Учителя, чтобы умастить его тело благовониями (в частности миром — отсюда и "жены-мироносицы"), или нет — по-прежнему загадка. Иоанн утверждает, что одна. Лука говорит, что с ней были Иоанна и мать апостола Иакова Мария. У Марка — только Мария Иаковлева. А у Матфея без уточнений: "другая Мария".
Очевидно лишь одно: женщины стали последовательницами учения Христа одними из первых, несмотря на то, что оно расходилось с некоторыми предписаниями иудаизма.
"В Галилее тогда жили особенно религиозные люди, которые строго соблюдали законы Торы (священной книги иудаизма. — Прим.ред.)", — подчеркивают исследователи.
Икона Живоносный источник. Россия. Середина XIX века
"Самая тяжелая работа". Сколько стоит написать икону

"Иной статус"

"Последователей и последовательниц у Христа при его жизни было не так уж и много. Вся первоначальная Иерусалимская церковь (появившаяся после смерти Христа. — Прим. ред.) — всего несколько тысяч человек", — отмечает отец Максим Козлов.
Впрочем, в самой Магдале христианская община, возможно, была крупной. Об этом свидетельствуют остатки византийских церквей V-VI веков, которые построены, судя по всему, на месте более древних молелен. В одном из таких храмов ученые нашли свидетельства того, что женщины в раннем христианстве, по крайней мере на родине Марии Магдалины, имели высокий статус.
В 2017 году археологи наткнулись на храмовую мозаику с надписью, что церковь построила местная жительница по имени Сусанна. Что интересно, она упоминается без имени мужа, хотя это противоречит древнеримским обычаям: тогда у женщин практически не было прав, и они рассматривались чуть ли не как "тень своих мужчин".
А тут получается, что в первые века христианства были общины, которые содержали женщины. "Это говорит об их более высоком, чем принято думать, статусе в христианском сообществе", — отмечают проводившие раскопки археологи.
Во многом, по мнению ученых, это дань уважения именно женам-мироносицам, которые своим примером показали, что в новой, христианской, религии нет гендерных условностей. А Церковь их чтит за самоотверженную верность Спасителю, которая является примером для всех верующих — и женщин, и мужчин.
Распятие
"Осудили не того". Главная загадка распятия Иисуса Христа
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала