https://ria.ru/20190505/1553199508.html
"Новые семьи": Загадки Красной горки
"Новые семьи": Загадки Красной горки - РИА Новости, 20.04.2023
"Новые семьи": Загадки Красной горки
Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с... РИА Новости, 20.04.2023
2019-05-05T08:00:00+03:00
2019-05-05T08:00:00+03:00
2023-04-20T13:26:00+03:00
религия
аналитика - религия и мировоззрение
религия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149200/15/1492001509_0:178:3011:1872_1920x0_80_0_0_64138820da068504cdcd42e909feda96.jpg
МОСКВА 5 мая — РИА Новости, Артем Буденный. Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с языческой традицией. Зачем в деревнях катали, бросали и били освященные яйца, почему горка — красная, чему учит вспоминаемая в этот день история Фомы неверующего — в материале РИА Новости. Снова под венецБольше месяца празднуют православные христиане Пасху, Светлое Христово Воскресение: обмениваются подарками, угощают друг друга куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. И в череде этих пасхальных дней Красная горка замечательна тем, что вновь начинаются венчания, которых Церковь не совершала в Великий пост и первую неделю после Пасхи. "После большого перерыва в каждой деревне играли сразу несколько свадеб. Водили хороводы, сооружали качели, пели пасхальные песни", — рассказывает Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора при Российском доме народного творчества имени В. Д. Поленова.По распространенной версии, этот праздник связан с языческими обрядами почитания Ярилы — бога солнца, силы и расцвета жизни, плодородия и чадородия. Однако не все согласны с этим толкованием."О языческих мотивах говорить тут можно с большой натяжкой, потому что за тысячу лет христианизированы были все обычаи, на них — отблеск христианской радости", — считает духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы протоиерей Артемий Владимиров.Настоящий же смысл праздника — торжество жизни и веры в Бога. "Во время пасхальной службы читается обращение святителя Иоанна Златоуста, в котором он употребляет словосочетание "жизнь жительствует". И эта жизнь обрастает новыми людьми, символически — церковной семьей и просто семьей", — рассказывает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.По мнению священника, естественно, что этот праздник ассоциируется с изобилием и продолжением рода. "В пост нельзя было венчаться. Первая радость от создания новой семьи возможна только на Антипасху — на Красную горку. Конечно, все, что связано с семьей, в народном, фольклорном мышлении должно ассоциироваться с богатством, насыщением и продолжением рода", — говорит отец Владимир.Красный — прекрасныйСлово "красный" говорит о красоте. "Красный — прекрасный", — считает Артемий Владимиров. Это цвет Пасхи: в красный цвет принято красить яйца, в красном облачении служат пасхальные службы священники Русской церкви."Но почему "горка"? Как я понимаю, это пошло от обычая катать с горки яйца, стараясь попасть в уже скатившиеся, дети устраивали такие соревнования. Но о катании яиц я читал только у наших писателей: у Шмелева в "Лете Господнем", у Никифорова-Волгина", — говорит отец Артемий.Другие "боевые" традиции продержались значительно дольше. "Вспоминаю, как бабушка готовила пасхальные яйца. Мы, ничего не знавшие о Христе, о Евангелии, радовались, смотря на эту красоту, и ждали Светлого Воскресения, чтобы, взяв яйца, сразиться ими в бою. Стукали их друг о друга, и обладатель более крепкого экземпляра считал себя чемпионом", — рассказывает священник.С пасхальными яйцами были связаны и другие обычаи. "То, что в XIX — XX веках стало развлечением, когда-то было частью обрядов, связанных со встречей весны и подготовкой земли к севу. Например, собирали скорлупу пасхальных яиц и крошили в первую борозду. Вообще, считалось, что пасхальные яйца — целебные, что они не могут испортиться: их хранили в красном углу, прикладывали к больному месту", — рассказывает знаток фольклора Екатерина Дорохова.Сам обычай красить яйца восходит к первому столетию от Рождества Христова. "Есть предание о том, как первое красное яйцо Мария Магдалина, одна из самых ревностных проповедниц Евангелия, преподнесла в Риме Тиберию — тому самому императору, в царствование которого Христос был вознесен на крест. И воскликнула на латыни: Christus resurrexit a mortuis! (Христос воскрес!)", — говорит отец Артемий.Есть и другое предание, которое не противоречит первому: о том, как чудесным образом яйца стали красными в доказательство воскресения Христова. "Христианин обратился к иудею: "Христос воскрес!" Тот спросил: "Почему ты в этом уверен? Как ты можешь это доказать?" — пересказывает эту историю отец Артемий. — "Если эти яйца станут красными, как кровь Христа, тогда поверю", — сказал иудей христианину. Предание свидетельствует, что яйца окрасились в красный пасхальный цвет. И человек этот вскоре принял крещение". Фома "неверующий"С обретением веры связана и самая суть события, празднуемого через неделю после воскресения Иисуса. Неслучайно церковное название этого дня — Фомино воскресенье. Праздник установлен церковью в память об апостоле Фоме, который дошел с проповедью Евангелия до Индии и там обратил в веру Христову семью местного начальника. За это Фому пронзили копьями, как ранее распятого Христа проткнул копьем римский солдат. Евангелие повествует, что именно в эту рану Иисуса — от копья — Фома вложил свои пальцы, чтобы удостовериться в том, что погибший Иисус действительно воскрес из мертвых. "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), — воскликнул апостол. Так произошло уверение Фомы."Это удивительный путь сомневающегося апостола, который должен был сам все проверить, чтобы понять, что это не галлюцинация", — говорит протоиерей Владимир Вигилянский.Дело в том, что, с точки зрения иудеев, проходить сквозь стены, появляться и исчезать мог только дух, поясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Есть мнение, что Христос явился своим ученикам с единственной целью: показать, что Он не призрак, уверить их в реальности Своего воскресения."Воскресение Христово — это не оживление того, что было мертвым, это что-то принципиально другое. Он в этом мире может проявлять себя как угодно: может появиться, может исчезать, проходить сквозь стены. Это прорыв между мирами. Вот почему воскресение Христа ломает все шаблоны", — говорит отец Павел."Анти" не значит "против""По-гречески этот праздник называется Антипасха. Он находится как бы напротив, симметрично по отношению ко дню Христова Воскресения", — разъясняет протоиерей Артемий Владимиров.Спаситель дважды являлся апостолам: в первый раз сразу после воскресения, но тогда среди них не было Фомы, а второй — через неделю, уже в присутствии Фомы. Именно поэтому первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым.По мнению отца Владимира Вигилянского, есть "разные пути к Богу, связанные с особенностями психологии человека: у кого-то этот путь лежит через сердце, у кого-то через разум или через ощущения".В любом случае, как говорит отец Павел Великанов, "только собственный опыт богообщения может быть подтверждением реальности Бога".
https://ria.ru/20180415/1518615523.html
https://ria.ru/20180410/1518337617.html
https://ria.ru/20180804/1525926165.html
https://ria.ru/20190428/1553099806.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149200/15/1492001509_141:0:2872:2048_1920x0_80_0_0_5593b8d50b927f98d513d2f21228e5c2.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика - религия и мировоззрение, религия
Религия, Аналитика - Религия и мировоззрение, Религия
МОСКВА 5 мая — РИА Новости, Артем Буденный. Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с языческой традицией. Зачем в деревнях катали, бросали и били освященные яйца, почему горка — красная, чему учит вспоминаемая в этот день история Фомы неверующего — в материале РИА Новости.
Больше месяца празднуют православные христиане Пасху, Светлое Христово Воскресение: обмениваются подарками, угощают друг друга куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. И в череде этих пасхальных дней Красная горка замечательна тем, что вновь начинаются венчания, которых Церковь не совершала в Великий пост и первую неделю после Пасхи.
"После большого перерыва в каждой деревне играли сразу несколько свадеб. Водили хороводы, сооружали качели, пели пасхальные песни", — рассказывает Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора при Российском доме народного творчества имени В. Д. Поленова.
По распространенной версии, этот праздник связан с языческими обрядами почитания Ярилы — бога солнца, силы и расцвета жизни, плодородия и чадородия. Однако не все согласны с этим толкованием.
"О языческих мотивах говорить тут можно с большой натяжкой, потому что за тысячу лет христианизированы были все обычаи, на них — отблеск христианской радости", — считает духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы протоиерей Артемий Владимиров.
Настоящий же смысл праздника — торжество жизни и веры в Бога. "Во время пасхальной службы читается обращение святителя Иоанна Златоуста, в котором он употребляет словосочетание "жизнь жительствует". И эта жизнь обрастает новыми людьми, символически — церковной семьей и просто семьей", — рассказывает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.
По мнению священника, естественно, что этот праздник ассоциируется с изобилием и продолжением рода. "В пост нельзя было венчаться. Первая радость от создания новой семьи возможна только на Антипасху — на Красную горку. Конечно, все, что связано с семьей, в народном, фольклорном мышлении должно ассоциироваться с богатством, насыщением и продолжением рода", — говорит отец Владимир.
Слово "красный" говорит о красоте. "Красный — прекрасный", — считает Артемий Владимиров. Это цвет Пасхи: в красный цвет принято красить яйца, в красном облачении служат пасхальные службы священники Русской церкви.
"Но почему "горка"? Как я понимаю, это пошло от обычая катать с горки яйца, стараясь попасть в уже скатившиеся, дети устраивали такие соревнования. Но о катании яиц я читал только у наших писателей: у Шмелева в "Лете Господнем", у Никифорова-Волгина", — говорит отец Артемий.
Другие "боевые" традиции продержались значительно дольше. "Вспоминаю, как бабушка готовила пасхальные яйца. Мы, ничего не знавшие о Христе, о Евангелии, радовались, смотря на эту красоту, и ждали Светлого Воскресения, чтобы, взяв яйца, сразиться ими в бою. Стукали их друг о друга, и обладатель более крепкого экземпляра считал себя чемпионом", — рассказывает священник.
С пасхальными яйцами были связаны и другие обычаи. "То, что в XIX — XX веках стало развлечением, когда-то было частью обрядов, связанных со встречей весны и подготовкой земли к севу. Например, собирали скорлупу пасхальных яиц и крошили в первую борозду. Вообще, считалось, что пасхальные яйца — целебные, что они не могут испортиться: их хранили в красном углу, прикладывали к больному месту", — рассказывает знаток фольклора Екатерина Дорохова.
Сам обычай красить яйца восходит к первому столетию от Рождества Христова. "Есть предание о том, как первое красное яйцо Мария Магдалина, одна из самых ревностных проповедниц Евангелия, преподнесла в Риме Тиберию — тому самому императору, в царствование которого Христос был вознесен на крест. И воскликнула на латыни: Christus resurrexit a mortuis! (Христос воскрес!)", — говорит отец Артемий.
Есть и другое предание, которое не противоречит первому: о том, как чудесным образом яйца стали красными в доказательство воскресения Христова. "Христианин обратился к иудею: "Христос воскрес!" Тот спросил: "Почему ты в этом уверен? Как ты можешь это доказать?" — пересказывает эту историю отец Артемий. — "Если эти яйца станут красными, как кровь Христа, тогда поверю", — сказал иудей христианину. Предание свидетельствует, что яйца окрасились в красный пасхальный цвет. И человек этот вскоре принял крещение".
С обретением веры связана и самая суть события, празднуемого через неделю после воскресения Иисуса. Неслучайно церковное название этого дня —
Фомино воскресенье. Праздник установлен церковью в память об апостоле Фоме, который дошел с проповедью Евангелия до Индии и там обратил в веру Христову семью местного начальника. За это Фому пронзили копьями, как ранее распятого Христа проткнул копьем римский солдат. Евангелие повествует, что именно в эту рану Иисуса — от копья — Фома вложил свои пальцы, чтобы удостовериться в том, что погибший Иисус действительно воскрес из мертвых. "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), — воскликнул апостол. Так произошло уверение Фомы.
"Это удивительный путь сомневающегося апостола, который должен был сам все проверить, чтобы понять, что это не галлюцинация", — говорит протоиерей Владимир Вигилянский.
Дело в том, что, с точки зрения иудеев, проходить сквозь стены, появляться и исчезать мог только дух, поясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Есть мнение, что Христос явился своим ученикам с единственной целью: показать, что Он не призрак, уверить их в реальности Своего воскресения.
«
"Воскресение Христово — это не оживление того, что было мертвым, это что-то принципиально другое. Он в этом мире может проявлять себя как угодно: может появиться, может исчезать, проходить сквозь стены. Это прорыв между мирами. Вот почему воскресение Христа ломает все шаблоны", — говорит отец Павел.
"Анти" не значит "против"
"По-гречески этот праздник называется Антипасха. Он находится как бы напротив, симметрично по отношению ко дню Христова Воскресения", — разъясняет протоиерей Артемий Владимиров.
Спаситель дважды являлся апостолам: в первый раз сразу после воскресения, но тогда среди них не было Фомы, а второй — через неделю, уже в присутствии Фомы. Именно поэтому первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым.
По мнению отца Владимира Вигилянского, есть "разные пути к Богу, связанные с особенностями психологии человека: у кого-то этот путь лежит через сердце, у кого-то через разум или через ощущения".
В любом случае, как говорит отец Павел Великанов, "только собственный опыт богообщения может быть подтверждением реальности Бога".