Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

"Новые семьи": Загадки Красной горки

МОСКВА 5 мая — РИА Новости, Артем Буденный. Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с языческой традицией. Зачем в деревнях катали, бросали и били освященные яйца, почему горка — красная, чему учит вспоминаемая в этот день история Фомы неверующего — в материале РИА Новости.

Снова под венец

Больше месяца празднуют православные христиане Пасху, Светлое Христово Воскресение: обмениваются подарками, угощают друг друга куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. И в череде этих пасхальных дней Красная горка замечательна тем, что вновь начинаются венчания, которых Церковь не совершала в Великий пост и первую неделю после Пасхи.
"После большого перерыва в каждой деревне играли сразу несколько свадеб. Водили хороводы, сооружали качели, пели пасхальные песни", — рассказывает Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора при Российском доме народного творчества имени В. Д. Поленова.
По распространенной версии, этот праздник связан с языческими обрядами почитания Ярилы — бога солнца, силы и расцвета жизни, плодородия и чадородия. Однако не все согласны с этим толкованием.
"О языческих мотивах говорить тут можно с большой натяжкой, потому что за тысячу лет христианизированы были все обычаи, на них — отблеск христианской радости", — считает духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы протоиерей Артемий Владимиров.
Свадебные гуляния накануне Красной горки на Поклонной горе
"В загс или на кладбище?" Почему Красную горку отмечают неправильно
Настоящий же смысл праздника — торжество жизни и веры в Бога. "Во время пасхальной службы читается обращение святителя Иоанна Златоуста, в котором он употребляет словосочетание "жизнь жительствует". И эта жизнь обрастает новыми людьми, символически — церковной семьей и просто семьей", — рассказывает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.
По мнению священника, естественно, что этот праздник ассоциируется с изобилием и продолжением рода. "В пост нельзя было венчаться. Первая радость от создания новой семьи возможна только на Антипасху — на Красную горку. Конечно, все, что связано с семьей, в народном, фольклорном мышлении должно ассоциироваться с богатством, насыщением и продолжением рода", — говорит отец Владимир.

Красный — прекрасный

Слово "красный" говорит о красоте. "Красный — прекрасный", — считает Артемий Владимиров. Это цвет Пасхи: в красный цвет принято красить яйца, в красном облачении служат пасхальные службы священники Русской церкви.
"Но почему "горка"? Как я понимаю, это пошло от обычая катать с горки яйца, стараясь попасть в уже скатившиеся, дети устраивали такие соревнования. Но о катании яиц я читал только у наших писателей: у Шмелева в "Лете Господнем", у Никифорова-Волгина", — говорит отец Артемий.
Другие "боевые" традиции продержались значительно дольше. "Вспоминаю, как бабушка готовила пасхальные яйца. Мы, ничего не знавшие о Христе, о Евангелии, радовались, смотря на эту красоту, и ждали Светлого Воскресения, чтобы, взяв яйца, сразиться ими в бою. Стукали их друг о друга, и обладатель более крепкого экземпляра считал себя чемпионом", — рассказывает священник.
Церемония регистрации брака в ЗАГС. Архивное фото
Более тысячи пар молодоженов заключат брак в Подмосковье на Красную горку
С пасхальными яйцами были связаны и другие обычаи. "То, что в XIX — XX веках стало развлечением, когда-то было частью обрядов, связанных со встречей весны и подготовкой земли к севу. Например, собирали скорлупу пасхальных яиц и крошили в первую борозду. Вообще, считалось, что пасхальные яйца — целебные, что они не могут испортиться: их хранили в красном углу, прикладывали к больному месту", — рассказывает знаток фольклора Екатерина Дорохова.
Сам обычай красить яйца восходит к первому столетию от Рождества Христова. "Есть предание о том, как первое красное яйцо Мария Магдалина, одна из самых ревностных проповедниц Евангелия, преподнесла в Риме Тиберию — тому самому императору, в царствование которого Христос был вознесен на крест. И воскликнула на латыни: Christus resurrexit a mortuis! (Христос воскрес!)", — говорит отец Артемий.
Есть и другое предание, которое не противоречит первому: о том, как чудесным образом яйца стали красными в доказательство воскресения Христова. "Христианин обратился к иудею: "Христос воскрес!" Тот спросил: "Почему ты в этом уверен? Как ты можешь это доказать?" — пересказывает эту историю отец Артемий. — "Если эти яйца станут красными, как кровь Христа, тогда поверю", — сказал иудей христианину. Предание свидетельствует, что яйца окрасились в красный пасхальный цвет. И человек этот вскоре принял крещение".

Фома "неверующий"

С обретением веры связана и самая суть события, празднуемого через неделю после воскресения Иисуса. Неслучайно церковное название этого дня — Фомино воскресенье. Праздник установлен церковью в память об апостоле Фоме, который дошел с проповедью Евангелия до Индии и там обратил в веру Христову семью местного начальника. За это Фому пронзили копьями, как ранее распятого Христа проткнул копьем римский солдат. Евангелие повествует, что именно в эту рану Иисуса — от копья — Фома вложил свои пальцы, чтобы удостовериться в том, что погибший Иисус действительно воскрес из мертвых. "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), — воскликнул апостол. Так произошло уверение Фомы.
Кадр из фильма Мария Магдалина
"Жена Христа" или главный апостол? Загадки жизни Марии Магдалины
"Это удивительный путь сомневающегося апостола, который должен был сам все проверить, чтобы понять, что это не галлюцинация", — говорит протоиерей Владимир Вигилянский.
Дело в том, что, с точки зрения иудеев, проходить сквозь стены, появляться и исчезать мог только дух, поясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Есть мнение, что Христос явился своим ученикам с единственной целью: показать, что Он не призрак, уверить их в реальности Своего воскресения.

"Воскресение Христово — это не оживление того, что было мертвым, это что-то принципиально другое. Он в этом мире может проявлять себя как угодно: может появиться, может исчезать, проходить сквозь стены. Это прорыв между мирами. Вот почему воскресение Христа ломает все шаблоны", — говорит отец Павел.

"Анти" не значит "против"

"По-гречески этот праздник называется Антипасха. Он находится как бы напротив, симметрично по отношению ко дню Христова Воскресения", — разъясняет протоиерей Артемий Владимиров.
Спаситель дважды являлся апостолам: в первый раз сразу после воскресения, но тогда среди них не было Фомы, а второй — через неделю, уже в присутствии Фомы. Именно поэтому первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым.
Христиане на Пасху в Абиджане, Кот-д'Ивуар
"Называл Бога папой": главный секрет Пасхи
По мнению отца Владимира Вигилянского, есть "разные пути к Богу, связанные с особенностями психологии человека: у кого-то этот путь лежит через сердце, у кого-то через разум или через ощущения".
В любом случае, как говорит отец Павел Великанов, "только собственный опыт богообщения может быть подтверждением реальности Бога".
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала