МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Тестирование системы маркировки табачной продукции идет в России уже два месяца, производство таких изделий в целом налажено, и скоро пробные образцы маркированной продукции поступят в розницу.
Эксперимент по маркировке табачной продукции начался в России 15 января, он продлится до конца 2018 года. В ходе эксперимента пачки сигарет будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix, штрих-код будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции.
С января в тестировании системы маркировки могут участвовать производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля к нему смогут присоединиться и импортеры. Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
"Пилот идет с опережением графика. Уже отработан процесс нанесения цифрового кода на пачки и блоки производителями. Они приступили к нанесению маркировки менее чем через месяц после старта эксперимента", — отметил Юсупов в беседе с РИА Новости.
Производство готово
Заместитель гендиректора ЦРПТ рассказал, что на второй неделе февраля партия сигарет с маркировкой вышла с конвейера завода "Филип Моррис Ижора" (компания Philip Morris International, PMI) и с фабрики "Петро" компании Japan Tobacco International (JTI).
"На следующей неделе ожидается запуск печати на фабрике "Бритиш Американ Тобакко Россия" (компания British American Tobacco, BAT – ред.)", — добавил собеседник агентства.
Представители табачных компаний подтвердили информацию о выпуске маркированных сигарет. Руководитель отдела "БАТ Россия" (российская структура BAT) по противодействию нелегальному обороту табачной продукции Максим Курганский сообщил, что пилотный проект внедрения маркировки продукции продвигается в полном соответствии с планом компании.
Вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко отметил, что техническая адаптация производства для целей эксперимента была завершена в срок. "В феврале первая партия из 60 коробов сигарет марки Winston с цифровой маркировкой была выпущена на мощностях фабрики "Петро" в Санкт-Петербурге", — отметил он.
В свою очередь вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко рассказал, что на фабрике "Филип Моррис Ижора" полностью завершена подготовка производственной линии к нанесению цифровой маркировки и успешно налажено производство табачной продукции с новой маркировкой в ограниченном ассортименте.
Скоро в магазинах
Очень скоро первые партии маркированных пачек сигарет поступят и в розницу. Так, по словам заместителя гендиректора ЦРПТ, уже на этой неделе табачная продукция с маркировкой была доставлена в розничные сети, участвующие в эксперименте.
Представитель "БАТ Россия" Курганский отметил, что маркированная продукция компании может появиться в розничной продаже в апреле-мае. Вице-президент JTI в России Головко сказал, что с учетом времени, необходимого на отгрузку дистрибутору и прохождения продукции через оптово-розничное звено, продукция с маркировкой, которую произвела JTI, должна поступить в продажу в магазины не позднее конца марта.
"В плановом порядке первые сигареты PMI в России с цифровой маркировкой поступят в розничную продажу в двадцатых числах марта и будут доступны потребителям в магазинах нескольких крупных торговых сетей в Москве и в Санкт-Петербурге. Первоначальный объем тестовой партии составит около 70 коробов. Новая маркировка будет нанесена на пачки сигарет бренда L&M", — сообщил в свою очередь Слипченко из PMI.
Есть нюансы
По словам директора департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Георгия Соустина, табачная компания внимательно следит за ходом эксперимента.
"На основании этой оценки будет принято решение, внедрять маркировку или нет", — добавил он. Imperial Tobacco также активно взаимодействует с оператором эксперимента и проводит внутренний аудит готовности компании для присоединения к проекту.
"Однако мы по-прежнему акцентируем внимание регулятора на том, что предложенная система маркировки может быть применена исключительно в отношении товаров легальных табачных производителей, работающих на территории России. Производитель контрафактной продукции, чьи мощности расположены в странах Таможенного союза, увы, так и остается вне официальной системы отслеживания", — указал Соустин.
"Это будет способствовать более эффективной реализации проекта по цифровой маркировке сигарет", — добавил Слипченко.
Эффективность штрих-кода
Одной из задач эксперимента было изучение эффективности кода Data Matrix для маркировки продукции. Двухмерный штрих-код в формате Data Matrix наносится на каждую пачку и каждый блок сигарет, он содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дату, место и время ее производства.
"Мы провели исследование считываемости кодов Data Matrix сканерами, широко применяемыми в розничном и оптовом звене. Тестирование проводилось для определения качества считывания цифрового кода даже при наличии пленки на пачке или блоке и оценки производительности техники", — рассказал заместитель гендиректора ЦРПТ Юсупов.
Табачные компании также позитивно оценивают такой способ маркировки. По мнению вице-президента JTI в России, прошедшие с начала эксперимента два месяца показали, что формат Data Matrix оптимален для условий табачного производства и не требует от производителей кардинальной реконструкции производственных линий.
"Тем не менее, для окончательной оценки эффективности формата кода Data Matrix и других компонентов системы прослеживания необходимо проверить ее работу на больших партиях маркированной продукции и убедиться, что ее внедрение не станет чрезмерной нагрузкой и для других участников табачного рынка. Результаты станут понятны не ранее декабря текущего года, когда будут подводиться итоги пилотного эксперимента", — добавил Головко.
"Эта технология проста и эффективна в использовании как для контролирующих органов, так и для всех участников рынка", — заключил он.