МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Более 95% сетевых магазинов и свыше 55% торговых точек в традиционной рознице продают сигареты по ценам ниже максимальных розничных, говорится в пресс-релизе по итогам исследования агентства "InfoLine-Аналитика".
Мониторинг рынка проводился в октябре-ноябре 2017 года в ряде регионов России и включал анализ ассортимента торговых объектов современных форматов и традиционной торговли на предмет цены реализации табачных изделий и отклонения цены реализации от максимальной розничной цены.
"Более 95% торговых объектов современных форматов продают табачные изделия по ценам ниже максимальных розничных цен, указанных на пачках", — говорится в релизе по итогам исследования.
Сколько просят за пачку
По оценке InfoLine, у крупнейших российских ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте (в первую очередь — дискаунтеры, алкомаркеты, дисконтные гипермаркеты), доля табачной продукции, которая продается по ценам ниже максимальных, доходит до 90%.
Иными словами, отмечает агентство, по цене ниже максимальной розничной продаются почти все виды сигарет, кроме некоторых премиальных марок.
В традиционной рознице (прилавочные магазины, неспециализированные павильоны) доля такой продукции составляет 35-45%. В этом случае речь идет преимущественно о табачных изделиях низкого и среднего ценового сегментов. В специализированных табачных павильонах и точках на рынках показатель находится на уровне 50-55%.
Причины и последствия
Гендиректор "InfoLine-Аналитика" отметил, что возможность продажи табачной продукции по цене ниже максимальной розничной возникла из-за существующего механизма исчисления минимальной розничной цены.
InfoLine также оценила возможные последствия от распространения такой практики. "Снижение совокупной выручки розничной торговли от продаж сигарет по цене ниже максимальной розничной цены в 2017 году увеличится более чем на 55 миллиардов рублей и по итогам года превысит 210 миллиардов рублей", — говорится в релизе.
В частности, 136 миллиардов из этой суммы может приходиться на торговые сети, несетевые магазины современных форматов и некоторые крупные объекты традиционной торговли, которые платят НДС.
Для сравнения, в 2016 году снижение выручки составляло, по оценке InfoLine, 156,6 миллиарда рублей, в 2015 году — 80,3 миллиарда. Потери бюджета от НДС в прошлом году оценивались в 17,8 миллиарда рублей, в 2015 году — в 8,9 миллиарда рублей.