Рейтинг@Mail.ru
Музей Beatles открывает выставку про "индийский период" группы - РИА Новости, 15.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Музей Beatles открывает выставку про "индийский период" группы

© РИА Новости / Татьяна ФирсоваФотография из коллекции музея The Beatles в Ливерпуле
Фотография из коллекции музея The Beatles в Ливерпуле
Читать ria.ru в
Дзен

ЛИВЕРПУЛЬ, 15 фев – РИА Новости, Татьяна Фирсова. Музей Beatles в Ливерпуле 15 февраля открывает выставку, посвященную знаменитому "индийскому" периоду в карьере группы. Период длился недолго, но оказался значительным в творчестве музыкантов, в экспозиции представлены уникальные фотографии, музыкальные инструменты и редкие видеозаписи.

Британский музыкант Ринго Старр. Архивное фото
СМИ: барабанщика группы Beatles произведут в рыцари

В Великобритании, где практически в каждом городе есть что-нибудь "самое-самое" — "самый старый дом страны", "самый высокий собор" — с удовольствием празднуют даты и отмечают рекорды. Поэтому год 2018 для музея Beatles будет знаменательным, ведь с момента поездки музыкантов в Ришикеш к знаменитому на тот момент йогу Махариши Махеш Йоги прошло ровно 50 лет.

В Индию музыканты ехали за просветлением, душевным покоем и трансцендентальной медитацией – с августа 1966 года, уставшие от выступлений, интервью и гастролей они больше не давали концертов и работали только в студии. В августе 1967 года от передозировки снотворного умер любимый менеджер Beatles Брайан Эпстайн, тоже выходец из Ливерпуля. В момент гибели Эпстайна музыканты посещали Махариши в Уэльсе. Джону Леннону, Полу Маккартни, Джорджу Харрисону и Ринго Старру не было и 30 лет, они находились на пике популярности, но одновременно и на грани эмоционального истощения. В 1967 году была завершена работа над альбомом Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band, смерть Эпстайна стала для четверых друзей большим потрясением. Музыканты были духовно опустошены и подавлены, поездка в Индию стала своего рода бегством от работы и фанатов и поиском новых жизненных сил.

Джон Леннон во время благотворительного концерта в Нью-Йорке, США. Архивное фото
В Берлине обнаружили похищенные десять лет назад дневники Джона Леннона
"Думаю, к 1968 году все мы в духовном отношении выбились из сил. Мы успели побывать "знаменитыми Beatles", и это было замечательно. Мы старались не воспринимать славу слишком серьезно, и это нам удалось — в наши планы не входило задирать нос и становиться самодовольными, но, по-моему, все мы думали об одном и том же: "Да, быть богатым и знаменитым прекрасно, но ради чего?" Мы старались узнать о самых разных вещах, и, поскольку Джордж увлекся индийской музыкой, у нас возникла масса вопросов: "Что хорошего в этой медитации? Обладают ли йоги даром левитации? Умеют ли они летать по-настоящему? Может ли заклинатель змей действительно вскарабкаться вверх по веревке?" Это было чистейшее любопытство, и после знакомства с Махариши и долгих размышлений о нем мы отправились в Ришикеш", — расскажет Маккартни позже в документальном фильме "Антология Beatles" (The Beatles Anthology).

Пятнадцатого февраля Джон Леннон и Джордж Харрисон первыми прилетели в Индию, где к ним впоследствии присоединились друзья. Итогом поездки стал "Белый альбом" и песни Back in the U.S.S.R, Ob-La-Di, Ob-La-Da, Helter Skelter, Cry Baby, Cry – в общей сложности в Индии музыканты сочинили около 30 композиций, хотя Леннон в той же "Антологии" говорил, что написал гораздо больше.

Во многом именно благодаря Beatles мир узнал, кто такой Рави Шанкар и познакомился со звучанием ситара. Спустя много лет Виктор Цой написал об индийском периоде Beatles песню, в которой и хронология и факты (почти все) изложены верно.

Джон Леннон с женой Йоко Оно. Архивное фото
Йоко Оно официально стала соавтором культовой песни Джона Леннона "Imagine"
"Джордж Харрисон, который очень любит деньги, послушал мантры и заторчал. Купил билет на пароход и уехал в Дели. И в ушах его всё время ситар играл", — гласит первый куплет. Предполагаемая любовь Харрисона к деньгам никакого отражения на выставке в Ливерпуле не нашла, но тот самый ситар, о котором пел Цой, в экспозиции есть – его предоставил фонд наследия индийского музыканта Ravi Shankar Foundation. Знал об этом Цой, или нет, но только действительно, именно Харрисон, а точнее, его первая жена Патти Бойд вдохновила музыкантов на поездку. Еще в сентябре Патти Бойд и Джордж Харрисон слышали выступление Шанкара, Бойд интересовалась мистическими вероучениями и до этого и в итоге уговорила всех четверых ливерпульцев встретиться с Махариши, встреча состоялась 24 августа 1967 года в Лондоне.

Пятнадцатого февраля 1968 года Леннон и Харрисон прилетели в Дели вместе с женами – Синтией Леннон и Патти Бойд. На такси они поехали в Ришикеш, за 150 миль от Дели. Пол Маккартни и Ринго Старр вместе с Джейн Эшер и Морин Старки приехали 4 дня спустя.

В поездке музыкантов сопровождал, в том числе канадский фотограф Пол Зальцман, который и сделал знаменитый снимок, на котором музыканты в белых одеждах и с обвивающими шею цветочными венками сидят в позе лотоса на красном помосте, позади ряда сидящих восседает сам Махариши. Зальцман приехал на пресс-показ выставки как живой экспонат – с рассказами о проведенном в Индии с музыкантами времени. По его словам, когда он впервые увидел Beatles и познакомился с ними на территории ашрама, то они приняли его очень просто – как обычные люди, а не звезды с миллионами поклонников.

Зальцман рассказал, что в момент встречи с музыкантами никак не мог отделаться от мысли, стучащей в голове — "Это Beatles!" До этого он был на их концерте в Торонто в 1964, но в Индии, как и положено в ашраме, с ним заговорил внутренний голос – он сказал Зальцману, что перед ним – не звезды мировой величины, а обычные люди.

"Как только стучать в голове перестало и я смог начать думать, душа во мне заговорила впервые в жизни. Больше я этого голоса не слышал", — сказал фотограф журналистам. По его словам, именно так он и познакомился с Джоном Ленноном и остальными. Зальцману на момент пребывания в Индии было 24 года.

Вдова Джона Леннона Йоко Оно снялась для календаря Pirelli
Вдова Джона Леннона Йоко Оно снялась для календаря Pirelli
"Он (ред. – Леннон) сказал своим типичным едким тоном: "Так ты что, американец"? Начал дразнить меня. Я ответил, что я – канадец. Он повернулся к остальным и сказал: "О, он из наших колоний" и все засмеялись. Потом он снова повернулся ко мне и сказал: "Ну, так и что, вы по-прежнему поклоняетесь ее Величеству?" Я ответил, что нет, а Ринго и Пол начали дразнить меня тем, что на канадских деньгах до сих пор напечатан потрет королевы. А я ответил, что у нас, может быть, и есть портреты королевы, но живет-то она с ними. И все засмеялись. А Синтия (ред. – Синтия Леннон) сказала, чтобы меня оставили в покое, потому что я только приехал. И вот так просто они приняли меня в свою компанию, компанию обычных людей. Я никогда не думал о том, чтобы сфотографироваться с ними или что-то такое", — рассказывает Зальцман.

Приехала на пресс-открытие выставки и бывшая фотомодель Патти Бойд, которую авторы пресс-релиза, тоже, судя по всему, любители британских рекордов", представили как "единственную выжившую "первую жену участника Beatles". Не забыв упомянуть, при этом, что Бойд "ушла от Харрисона к Эрику Клэптону", с которым впоследствии тоже развелась. Как оказалось, Бойд помнит немного, о музыке – почти ничего, в основном то, как музыканты вместе медитировали, откуда у нее сари, в котором она запечатлена на фотографии, а также о том, что Ринго Старр не мог есть острую индийскую пищу и быстро уехал от гуру Махаришти.

Музей Beatles в Ливерпуле не очень большой, но является, как и, разумеется, творчество группы, объектом национального значения – люди приезжают в Ливерпуль из провинции специально для того, чтобы посетить музей, специально ищут гостиницы поближе к музею, поэтому в этом году руководство ожидает особенного наплыва посетителей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала