Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто не скачет, тот совок. "Нуреев" глазами зрителя не из "тусовки"

© AFP 2018 / Mladen AntonovАфиша балета "Нуреев"Афиша балета Нуреев

Дмитрий Лекух, для РИА Новости

В Большом театре с огромной помпой и при стечении культурного и частично политического бомонда великой страны показали балет о Рудольфе Нурееве. К сожалению, творец явления Кирилл Серебренников не смог увидеть премьеру своего спектакля и насладиться его успехом, ибо находится под домашним арестом по делу о присвоении казенных денег. Но труппа и прочая сочувствующая публика свою задачу решили и превратили эту постановку фактически в акцию поддержки режиссера. Чем сейчас повсеместно гордятся.

Нуриев перед вылетом в Париж. Архивное фото
Гром оваций и привкус сожаления: в Москве состоялась премьера "Нуреева"
Как декларировали сами постановщики действа, этот балет является "художественной историей прыжка к свободе". Примем такой тезис со всем присущим смирением и попытаемся, презрев шумиху, разобраться, насколько художественно этот самый прыжок скаканул.

Сначала поговорим о музыке, которую к спектаклю специально написал композитор Илья Демуцкий. Личность сколь славная, столь и специфическая, умело сочетающая в себе как работу по госзаказам ("175-летие РЖД", фильм о Паралимпийских играх в Сочи), так и премированную фестивалем в Болонье симфоническую поэму "Последнее слово подсудимой", где на музыкальную основу был положен текст последнего слова Марии Алехиной по "делу Pussy Riot".

© AP Photo / Mario SurianiРудольф Нуреев на торжественном вечере в честь его 50-летия в Линкольн-центре в Нью-ЙоркеРудольф Нуреев на торжественном вечере в честь его 50-летия в Линкольн-центре в Нью-Йорке

В искомом балете музыкальная основа (что признает даже восторженная демократическая критика) такова, что ее вряд ли будут слушать отдельно. Она построена на том, что сам Демуцкий характеризует как "примитивную, удушающую" музыку в эпизодах, связанных с Ленинградской балетной школой, как "патриотическую удушающую советскую песню" и прочие "вальсики и маршики" ненавистного "советского классического балета". Неудивительно, что все это выглядит с точки зрения чисто музыкальной (может, так и было задумано, бог весть) настолько клишировано и вульгарно, что даже цитаты из Малера эту пошлость не столько оттеняют, сколько усугубляют.

Режиссер Кирилл Серебренников на заседании Московского городского суда. Архивное фото
Кудрин назвал несправедливым отсутствие Серебренникова на балете "Нуреев"
Что касается драматургии, то сама идея вспомнить вехи биографии с помощью вещей героя, посмертно продаваемых на аукционе, в искусстве в принципе не нова. "Кончилась жизнь, началась распродажа", — писал еще Евтушенко на смерть Высоцкого.
Причем "аукционист" в драматическом исполнении Игоря Верника — тут надо отдать должное — довольно реалистичен.
Сама драматургия проста: продается какая-то вещь покойного — и ее "художественно исполняют".

Вот, в сущности говоря, и все.

Основной драматургический конфликт — это свобода артиста, бегущего от "удушающих объятий родины" в сторону милых травести, свободной молодежи в костюмах прет-а-порте, олигархических вечеринок с шубой на голое тело. Родина же воплощается в казенном женском хоре в плюшевых платьях, песнях о любви к родной стороне и прочих "гадостях, которые мешают нам жить".

В общем, да извинит меня изысканная публика, все это примитивно до одури.

Рудольф Нуреев и Гилен Тесмар в балете Послеполуденный отдых фавна в Ле-Бурже
Скандал, которого не было: долгожданный балет "Нуреев" в Большом
Тут ведь в чем главная проблема? В самой личности великого, тут без дураков, танцовщика Рудольфа Нуреева. Который умудрялся сочетать в себе гениального художника с бешеной животной харизматичностью и "дикого зверя из светской гостиной" — редкого, в сущности, (****), человеческая составляющая облика которого никак не сочеталась ни с какими этикой и моралью.

Чтобы это понять — одна небольшая деталь: в реальности Нуреев не прыгал ни в какую "свободу". Просто, находясь в 1961 году на гастролях в Париже вместе с труппой Кировского театра, учинил там настолько адский дебош, что, несмотря на наличие высоких покровителей в Ленинграде, был снят с лондонского продолжения гастролей "за нарушение режима нахождения за границей". Кстати, подставив тем самым и своих покровителей, в том числе прима-балерину Наталию Дудинскую, благодаря которой он и попал в театр. После чего, подумав и убоявшись наказания, дал по тапкам. Все.

Афиша балета Нуреев. Архивное фото
Урин не исключил, что спектакль "Нуреев" вызовет споры
Франция ему даже статус "политического беженца" отказалась предоставлять — там было все понятно, поэтому он и переехал в Данию, где с этим все было немного попроще. Но при этом, повторим, Рудольф Нуреев был действительно великим и гениальным артистом — это глупо даже и отрицать.

И такой поистине трагический конфликт, когда в одном человеке воплощены как гений и трудоголик (он давал иногда до трехсот спектаклей в год, жил и дышал танцем), так и даже не аморальное, а имморальное существо, было бы интересно исследовать художественными средствами.

Ведь это касается не только Нуреева: личность и талант Лермонтова, Рембо и прочих — вечный и великий вопрос. Есть одна проблема: для подобного рода "художественного исследования" надо обладать талантом, сравнимым с нуреевским, а это несколько утопично. И поэтому таких задач никто перед собой и не ставил.

Суть была в другом.

Актриса и режиссер Рената Литвинова. Архивное фото
Рената Литвинова впечатлена постановкой балета "Нуреев"
Грубо говоря, она сводилась к парафразу стихотворной строчки другого уголовно преследуемого ныне творца, а именно — бывшего министра экономики Улюкаева. Если помните, было у него стихотворение, опубликованное в толстом и уважаемом литературном журнале: "Езжай мой сын, езжай отсель" — ну и так далее. Короче: беги, Рудольф, беги.

При таком пошло-карикатурном толковании "проблемы", да и при таких музыке и драматургии, в которых слишком много пафоса, наглухо отсутствует любая самоирония, да еще и с таким обилием несвойственного балету "текста за кадром". Все это окончательно уходит из художественной области. И, как любое "акционистское действо", приобретает ценность исключительно социальную и политическую — примерно такую же, как и прибитая к древней брусчатке Красной площади мошонка художника Павленского.

Поэтому главное значение здесь имеет не сам "скандальный спектакль", а крики "браво, Кирилл" и "свободу Серебренникову" из зала. А также граффити на заднике сцены, на которой нацарапано "K.Serebr", и решение нескольких человек из постановочной команды выйти на поклоны в майках с портретом Серебренникова и надписью "Свободу режиссеру".

Это называется саморазоблачением. Если вам приходится напяливать плакат и призывать — значит, вы не верите, что ваше произведение сделает это за вас.

© AFP 2018Рудольф Нуреев в Театре Елисейских полей в ПарижеРудольф Нуреев в Театре Елисейских полей в Париже
Оценить 254
Лучшие комментарии
Светлана Светлая12 декабря 2017, 12:24
Люди, называющие себя интеллектуальной и творческой элитой, по своей сути таковыми не являются. Поэтому ""страшно далеки они от народа..."
Так что же такое элита?

"Настоящая элита - это люди, достигшие высот своего развития и действующие во благо и в интересах народа.
Всё остальное - псевдоэлита, утратившая связь с народом и действующая в собственных интересах и в интересах иного государства (иных сообществ).
Настоящая элита является продолжением своего народа, корнями уходит в народ и действует в интересах народа, держа руку на пульсе народа, осознавая внутренние веяния, на основании этого генерируя необходимые перемены в обществе.
Народ - это носитель Правды, базис, фундамент. Элита - это надстройка. Без фундамента она никто и ничто. Настоящая элита являет собой Силу своего народа. Оторвавшись от народа, утратив свои корни, она теряет смысл своего существования и перестает таковой быть." (Олег Андрис)
Поэтому деградация и уход со сцены истории для псевдоэлиты - закономерный финал. Пора освобождать место для настоящей элиты, которая должна, наконец, появиться.
валентина исаева12 декабря 2017, 12:10
Недаром Православная Церковь комедиантов в церковной ограде не хоронила.
А ценность постановки будет понятна года через два, если ее кто-нибудь вспомнит.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала