Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Физики из России защитят самолеты и машины от обледенения при помощи лазера

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Российские физики создали новую методику защиты обшивки самолетов и кузовов машин от обледенения, научившись покрывать их поверхность особым узором при помощи лазера, говорится в статье, опубликованной в журнале ACS Nano.

Кадр из видеоролика, в рамках которого ученые рассказывают о работе металлического лотоса
Лазерная гравировка помогла физикам превратить металл в "лист лотоса"Листья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство листьев получило название "эффект лотоса".
"Одной из самых замечательных научных находок начала XXI века является получение и применение супергидрофобных материалов и покрытий, которые благодаря своим уникальным свойствам быстро нашли широкое технологическое применение", — отмечает Людмила Бойнович из московского Института физической химии и электрохимии РАН, одна из создателей покрытия, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.

Листья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство получило название "эффект лотоса". Благодаря микроскопическим бугоркам вода быстро стекает с листьев, унося частицы грязи. За последние годы физики предприняли несколько попыток создать краску или пленку, которые работали бы таким же образом.

К примеру, два года назад группа физиков из США и России смогла создать металлический аналог такой поверхности, обработав металл при помощи сверхкоротких импульсов лазера. Эта бомбардировка покрыла лист из бронзы, платины и других металлов особым узором ямок и бугорков, которые отталкивали воду и мешали каплям скапливаться на поверхности.

Российские ученые задумались, можно ли применить подобную методику и для защиты металлических поверхностей от обледенения в условиях, приближенных к "боевым". Предыдущие эксперименты показывали, что многие типы подобных "лотосных" покрытий плохо реагируют на нагрузки и механический стресс, из-за чего инженеры не применяли их на практике. 

Водоотталкивающее шершавое покрытие на примере крыльев бабочки
Кремниевые бордюры помогли физикам превзойти лотос в гидрофобностиЛистья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство листьев получило название "эффект лотоса".

Экспериментируя со сплавами алюминия и магния, которые активно применяются при изготовлении кузовов автомобилей и деталей самолетов, ученые при помощи лазера покрывали их узорами, а затем обрабатывали химикатами и изучали водоотталкивающие и механические свойства.

Через некоторое время им удалось создать новый тип гибридного покрытия, которое отталкивало лед и воду и отличалось высокой прочностью. Достичь этого физики смогли за счет того, что после обработки лазером на поверхности сплава формировались особо прочные формы окиси алюминия, а внутри самих ямок и бугров возникали многочисленные поры, которые могут вбирать молекулы химических покрытий, отталкивающих воду и защищающих металл от коррозии. 

Материал, отталкивающий шампунь
Ученые создали бутылку, из которой можно вылить последнюю каплюДобавление наночастиц на стенки обычных пластиковых бутылок превратило их в высокотехнологичные сосуды, из которых можно вытрясти последнюю каплю шампуня или кетчупа.

Как показали дальнейшие опыты, эти же поры защищают металл от механических нагрузок и повреждений — при появлении микротрещин и царапин они выделяют запасенные вещества и ликвидируют "дыры" в защите сплава от льда и коррозии. Даже если погрузить подобный сплав в жидкий азот или несколько часов обрабатывать его абразивными материалами, он не потеряет своих свойств и будет по-прежнему отталкивать воду и не разрушится при нагрузках.

"Выполненные нашей группой работы не только привели к созданию материалов с уникальными водоотталкивающими свойствами, но и позволили преодолеть многие классические недостатки алюминиевых сплавов, такие как эрозия под абразивными нагрузками, слабая стойкость к ударным тепловым нагрузкам, склонность к точечной коррозии и слабая химическая стойкость в агрессивных жидких и газообразных средах", — заключает физик.

Оценить 49
Лучшие комментарии
Сергей Ермилин15 ноября 2017, 13:49
МОЛОДЦЫ, наши учёные!!! Вот бы это применить на деле - к примеру на новой модели ВАЗ ?! Тогда не будет в данном направлении никакой конкуренции!!!!) Даешь развитие отечественного автомобилестроения!!!!
Sergey6515 ноября 2017, 12:04
А что? Запасы спирта иссякли???
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала