Переговоры в Астане по урегулированию конфликта в Сирии проходят по инициативе президента РФ Владимира Путина.
14 декабря 2016 года в телефонном разговоре Путина с президентом Турции Реджепом Эрдоганом главы двух государств договорились предложить конфликтующим сторонам (Россия — правительству Сирии, а Турция — представителям вооруженной оппозиции) продолжить процесс мирных переговоров, помимо Женевы, на новой площадке. В качестве такой площадки называлась столица Казахстана — Астана.
Предложение президента России Владимира Путина создать в Астане дополнительную площадку сирийского мирного процесса поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В Совместном заявлении министров иностранных дел Ирана, России и Турции по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта, сделанном 20 декабря 2016 года по итогам переговоров в Москве, стороны выразили готовность способствовать выработке и стать гарантами будущего Соглашения между правительством Сирии и оппозицией, переговоры о котором ведутся. Они пригласили все другие страны, имеющие влияние на ситуацию "на земле", поступить таким же образом.
Переговоры в Астане призваны закрепить действующий режим прекращения огня, установленный в соответствии с договоренностями, подписанными 29 декабря 2016 года, и стать площадкой для прямого диалога между правительством и оппозицией в соответствии с требованиями резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.
Первый раунд переговоров по Сирии проходил в Астане 23-24 января 2017 года.
Правительственную сирийскую делегацию возглавил постоянный представитель Сирии в ООН Башар аль-Джаафари. От вооруженной оппозиции за столом переговоров присутствовала "Джейш аль-Ислам", которую Россия неоднократно призывала включить в список террористических группировок Совета Безопасности ООН. Однако 29 декабря ее представители заявили о готовности присоединиться к перемирию.
Делегацию боевиков возглавил один из руководителей вооруженной группировки "Джейш аль-Ислам" Мухаммед Аллуш, а в ее составе присутствовали представители более чем десятка группировок из центральной и северо-западной Сирии.
Помимо правительственной делегации и блока вооруженных группировок, на переговорах в Астане были представители РФ, Турции и Ирана — стран-гарантов соглашения о прекращении огня, а также ООН. Среди дипломатов и военных России в Астану отправились спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев, директор департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД Сергей Вершинин и заместитель начальника Главного оперативного управления Станислав Гаджимагомедов.
Делегацию Турции возглавил замглавы МИД Сенад Онал. Интересы Ирана на консультациях представлял замминистра иностранных дел Хусейн Джабери Ансари. Со стороны ООН в переговорах участвовал спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура. В качестве наблюдателя на переговорах присутствовал посол США в Казахстане Джордж Крол.
Встреча в Астане стала первым случаем, когда делегации Дамаска и вооруженной оппозиции сели за один стол переговоров. Ранее воюющие "на земле" формирования к переговорам о политическом будущем Сирии допущены не были.
На открытии переговоров стороны консультаций первые несколько часов провели за большим круглым столом. Организаторы встречи намеренно отказались от табличек для официального Дамаска и оппозиции, просто обозначив их как "Сирийская Арабская Республика".
Стороны не удалось уговорить на "прямые" консультации — разговор без участия стран-гарантов соглашения о перемирии. Переговоры между двумя сирийскими делегациями были непрямыми.
Одним из главных военных итогов переговоров стала договоренность о создании Россией, Ираном и Турцией, как гарантами перемирия в Сирии, трехстороннего механизма контроля за режимом прекращения огня в САР.
Большую работу стороны проделали по проблеме размежевания оппозиции от террористических группировок, что никак не удавалось сделать с США. В частности, военным переговорщикам удалось согласовать линии соприкосновения с радикальной группировкой ИГ, запрещенной в России, а также был дан старт определению мест дислокации террористов из "Джебхат ан-Нусры".
Москва, Тегеран и Анкара также поддержали желание вооруженной оппозиции принять участие в переговорах под эгидой ООН в Женеве.
Россия передала сирийской оппозиции предложения по проекту конституции страны. Как отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, тем самым Россия открыла дискуссию по содержанию основного закона.
6 февраля в Астане состоялось первое заседание совместной группы, созданной в соответствии с договоренностями на международной встрече по Сирии в Астане 23-24 января. Эксперты России, Турции и Ирана обсудили выполнение договоренностей о перемирии в Сирии, механизм мониторинга и меры доверия.
Второй раунд переговоров в Астане по урегулированию конфликта в Сирии состоялся 15-16 февраля 2017 года.
Участие в нем приняли делегации стран-гарантов — России, Ирана и Турции. Делегацию Дамаска возглавлял постпред Сирии при ООН Башар аль-Джаафари, делегацию оппозиции из девяти человек — представитель группировки "Джейш аль-Ислам" Мухаммед Аллуш. В качестве наблюдателей были приглашены представители Иордании и США, делегация ООН включала в себя пять человек.
Двухдневные переговоры прошли в закрытом режиме в различных форматах между РФ, Ираном и Турцией с участием делегаций правительства Сирии и вооруженной оппозиции, а также представителей Иордании и ООН. Отдельную озабоченность ряда участников вызвал уровень представительства делегации Турции во главе с начальником директората стран Среднего Востока МИД Турции. Представители вооруженной оппозиции присоединились к переговорам в столице Казахстана только 16 февраля.
Главным итогом второго раунда переговоров в Астане стала окончательная договоренность о создании мониторинговой группы по перемирию в Сирии с участием Ирана, России, Турции. В МИД РФ назвали встречу успешной, а представители вооруженной оппозиции САР пессимистично оценили переговоры, тем не менее, они согласились с созданием комиссии по перемирию, но выступили против участия в ней Ирана.
Несмотря на возражения делегации сирийской оппозиции по поводу участия Ирана, озвученные главой делегации Мухаммедом Аллушем, решение о создании совместной группы России, Ирана и Турции было принято и закреплено соответствующим документом.
На переговорах удалось сформировать механизм обмена пленными, согласован пункт об обмене телами погибших.
Третий раунд переговоров в Астане по сирийскому урегулированию проходил 14-15 марта 2017 года.
Вооруженная оппозиция Сирии приняла решение не направлять своих представителей на переговоры. Из-за отсутствия оппозиции не состоялось запланированное пленарное заседание, стороны сосредоточились на консультациях в различных форматах. Стороны обсудили и продвинулись по темам, связанным с освобождением заключенных — была достигнута предварительная договоренность о создании рабочей группы, а также по дальнейшему размежеванию умеренной оппозиции от террористических группировок — стороны сверили карты. Кроме того, было начато обсуждение непростого вопроса по созданию конституционной комиссии, а также поднята совершенно новая тема по возможной консолидации усилий разных стран по восстановлению разрушенных древних памятников Сирии, в частности, легендарной Пальмиры.
Ряд встреч состоялись уже после окончания переговоров.
Глава делегации Дамаска Башар Джаафари заявил о проведенной в Астане дополнительной встрече с российской делегацией по обсуждению внесения изменений в конституцию Сирии, данный вопрос изначально не был в повестке третьего раунда переговоров.
Новацией этих переговоров стала встреча российской делегации с американскими представителями. При этом впервые в Астану приехал представитель госдепа Мартин Максвелл.
В совместном заявлении по итогам переговоров страны-гаранты Россия, Турция и Иран подтвердили приверженность политическому урегулированию в Сирии и подчеркнули важность "Астаны-3" для женевского процесса.
Четвертый раунд переговоров в Астане по сирийскому урегулированию проходил 3-4 мая 2017 года. В переговорах участвовали представители стран-гарантов: РФ, Ирана, Турции, а также представители США, ООН, сирийского правительства и оппозиции. В ходе второго дня переговоров был подписан меморандум о создании в Сирии четырех зон безопасности, в том числе в провинции Идлиб, в отдельных частях соседних Латакии, Алеппо и Хамы, на севере провинции Хомс, в Восточной Гуте, а также "в определенных районах на юге Сирии, в провинциях Дераа и Кунейтра". Согласно меморандуму, с 6 мая в этих зонах, границы которых предварительно должны были обозначить военные, запрещено использование любого вида вооружения, в том числе авиации. Кроме того, меморандум предполагает обеспечение быстрого, безопасного и беспрепятственного доступа гуманитарной помощи в зоны деэскалации; вдоль линий зон деэскалации запланировали установить контрольно-пропускные и наблюдательные пункты. Как заявил замглавы МИД Ирана Хоссейн Джабери Ансари, положения меморандума о создании четырех зон деэскалации в Сирии должны начать выполняться через месяц после подписания. Глава российской делегации на переговорах в Астане, спецпредставитель президента РФ Александр Лаврентьев отметил, что зоны деэскалации в Сирии будут установлены на шесть месяцев с пролонгацией на аналогичный период, однако меморандум может быть бессрочным.
Участвовавшие в переговорах в Астане представители сирийской оппозиции выступили с обращением к странам-гарантам перемирия в САР, в котором в том числе подчеркнули, что создание зон безопасности в Сирии не должно стать альтернативой политическому процессу. В ходе встречи в Астане участники также рассмотрели вопросы, касающиеся создания рабочей группы по обмену насильственно удерживаемыми лицами, и обсудили проект соответствующего документа.
Пятый раунд переговоров в Астане по сирийскому урегулированию прошел 4-5 июля 2017 года. Ему предшествовал ряд двусторонних встреч на уровне экспертов. Главной темой переговоров стало определение зон деэскалации, меморандум об установлении которых стал главным итогом прошлого раунда 3-4 мая.
По итогам пятого раунда переговоров никаких документов подписано не было, принято положение о совместной рабочей группе. Участники переговоров рассчитывали принять документы как минимум по двум зонам деэскалации в Сирии, однако, несмотря на их согласование, этот вопрос перенесли на следующий раунд.
Глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане Александр Лаврентьев отметил, что семь находящихся в проработке документов по деэскалации в Сирии согласованы, но нуждаются в доработке.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников